Роман Опимий, председатель Государственной службы геологии и недр Украины.
Когда в ноябре 2019 меня назначили на должность главы Госгеонедр, наиболее употребляемая ассоциация с именем Службы была сконцентрирована в едином слове – коррупция.
Это и стало самым большим вызовом. Сложно представить себе привлечение крупных инвестиций, если учреждение, которое ты возглавляешь, не имеет ни малейшего кредита доверия от потенциальных инвесторов.
В годы Государственная служба геологии и недр, вместо того, чтобы создавать качественный и удобный сервис для недропользователя, выстраивала стену между собой и бизнесом.
Решение о выдаче лицензий на пользование недрами принимали отдельные лица, часто руководствуясь собственными субъективными аргументами. О прозрачных аукционах не было и речи.
При этом, некоторые недропользователи могли годами обивать пороги Службы чтобы получить обоснованный ответ о причинах отказа в получении спецразрешения.
Вместе с тем масштабы незаконной добычи достигли критической отметки, государство теряло миллионы неуплаченных налогов, а безответственные добытчики оставляли руины после своей деятельности.
Мы приняли вызов. Мы сделали своим приоритетом с одной стороны восстановить доверие к Госгеонедра как сервисного органа, который должен строить мосты, а не стены между бизнесом и государством. А с другой стороны – навести порядок в добывающем секторе и заставить бизнес к ответственному недропользованию.
Семь месяцев напряженной работы – и нам удалось сделать некоторые важные шаги на пути к цели.
Первое – это сервис. Мы сконцентрировали свои усилия на том, чтобы стать открытыми для недропользователя: запустили сервис “Единое окно”, где ежедневно предоставляем консультации по подготовке документов на получение спецразрешения, продление срока его действия, расширение, внесение изменений в спецразрешения.
Цель сервиса – оперативно и профессионально консультировать бизнес по комплектности и правильности заполнения документов.
Здесь лишь отмечу, что анализ предыдущих лет свидетельствует: именно некомплектность и некорректность документов, которые подавали граждане в Службу была причиной более 60% отказов в получении спецразрешения.
Мы же заинтересованы в том, чтобы не отказывать бизнеса, а, наоборот, проконсультировать бизнес и помочь ему получить лицензию, чтобы отрасль получала инвестиции и развивалась экономика.
Для удобства инвесторов запустили Инвестиционный атлас недропользователя. Сервис, которого никогда не было в Госгеонедрах и который существенно упростил отношения между бизнесом и государством.
Инвестор может выбрать любую из предложенных участков и выставить ее на аукцион, или номинировать на электронные торги свой объект.
Лицензию на пользование недрами получает тот, кто в честной конкурентной борьбе, которая, кстати проходит онлайн, предложит лучшую цену спецразрешения.
Итак – все честно: никто не может повлиять на решение онлайн-аукциона, а сама Служба даже не знает до последнего момента сколько участников торгов. Имя компаний становятся известны нам только после того, как торги завершились.
И хотя сейчас мы слышим много нареканий на аукционы, за все время существования Госгеонедр никто не предложил более прозрачного, объективного и честного механизма выдачи специальных разрешений на пользование недрами.
Рыночные механизмы сработали: во время последнего аукциона стоимость одного из лотов в ходе торгов выросла более чем в 2000 раз, а мы увидели упорную борьбу инвесторов, которые готовы честно бороться за право работать и вкладывать в добывающую отрасль.
И этот факт перечеркивает все жалобы на аукционы со стороны тех, кто не желает играть честно.
Второй приоритет – безопасность. Недропользователи должны осознавать, что берут недра во временное пользование и несут ответственность за восстановление нарушенных территорий, рекультивацию земель.
Любое злоупотребление должно иметь соответствующие последствия для недропользователя, и это принципиальная позиция. Никаких компромиссов с законом, никаких компромиссов с совестью.
Мы работаем над реформированием Государственного геологического контроля: механизмы работы этого департамента должны стать более технологичными, а затем – более прозрачными и эффективными.
Сделано много, не сделано еще больше. Впереди долгий и сложный путь, но я знаю, что даже маленькие шаги, которые не дают мгновенных результатов, в конце концов меняют то, что, казалось, невозможно изменить.
Почувствовали недропользователи и просто граждане, Госгеонедра меняются и выбирают путь прозрачности и открытости? Да.
Мы создаем справедливые и прозрачные механизмы работы и восстанавливаем доверие; несмотря на кризис и падение цен на рынке минеральных ресурсов мы привлекаем инвестиции в добывающую отрасль; мы меняем имидж Службы ежедневно, а главное – ежедневно делаем шаг на встречу недропользователям и гражданам, как единственному владельцу недр Украины. (БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)