Верховная Рада урезала тарифы для производителей альтернативной энергетики, теперь они будут зарабатывать меньше. Насколько именно, и какое влияние это будет иметь на отрасль.
Накануне парламент принял в целом законопроект №3658 , который уменьшает “зеленый” тариф и вводит новое понятие “зеленой металлургии”.
Суть последних изменений заключается в том, что ряд металлургических предприятий будет покупать электрическую энергию без целевой надбавки на возобновляемую энергетику и “зеленые тарифы”.
Кроме этого, государство обязалось покрывать 20% расходов на “зеленый” тариф из госбюджета.
Что все это значит, и какие еще изменения предусматривает принятый депутатами документ?
“Зеленый” тариф – это специальная цена, по которой покупается энергия, произведенная из возобновляемых источников энергии – гидроэлектростанциями, солнечными, ветровыми или биостанции.
Предприятия и домохозяйства, которые производят электроэнергию по “зеленому” тарифу, продают ее в рынок значительно дороже, чем традиционные производители тепловой или атомной энергетики.
Как это происходит? Всю производимую в стране электроэнергию, в том числе и дорогу “зеленую”, скупает так называемый Оптовый рынок (государственное предприятие “Энергорынок”). По разным тарифам – в зависимости от типа производителя. То же учреждение затем продает скупленное электричество энергоснабжающим компаниям, которые доставляют ее населению.
То есть, счет, который платят конечные потребители, включая также расходы на дорогу “зеленую” электричество.
Что меняет законопроект
Основная миссия законопроекта – снижение стоимости “зеленого” тарифа, по которому государственное “Укрэнерго” покупает электроэнергию, производимую из возобновляемых источников энергии.
По прогнозу Минэнерго, в 2020 г. сумма выплат производителям по “зеленому” тарифу составит более 52 млрд. грн. При этом объем дополнительной надбавки таким производителям к рыночной цене на электрическую энергию в 2020 г. превысит 33 млрд. грн.
Как следствие, прогнозируется появление значительного дефицита ГП “Гарантированный покупатель”, отвечающее за осуществление оплаты производителям по “зеленому” тарифу, объемом около 26 млрд. грн.
“Мы не можем в стране, где такой уровень бедности, иметь самую дорогую в Европе зеленую энергию. Не может быть такого, что страна теряет, бюджет теряет, а мы платим повышенную цену за зеленую энергетику”, – заявлял весной премьер-министр Денис Шмыгаль во время переговоров с инвесторами в “зеленую” энергетику.
Что именно меняет законопроект?
Первое. Согласно законопроекту, для солнечных электростанций мощностью более 1 МВт, которые были введены в эксплуатацию до 2020 г., тариф предлагается урезать на 15%, до 1 МВт – на 10%.
Второе. Зеленый “тариф для ветроэлектростанций, которые были введены в эксплуатацию до 2020 г., и состоят из установок единичной установленной мощностью от 2 тыс. кВт и больше – на 7,5%.
Третье. Для СЭС и ВЭС, введенных в эксплуатацию в 2020 г. и позже, снижение составит еще 2,5% дополнительно.
Этим цифрам предшествовали затяжные переговоры правительства с инвесторами в ВИЭ и подписания соответствующего меморандума, с которым, кстати, согласились не все игроки рынка.
Четвертое. С 2022 г. производители “зеленой энергетики” обязуются нести финансовую ответственность за небаланс своих фактических и акцептующих (прогнозных) графиков производства электроэнергии. Размер допустимой погрешности прогнозирования составит для ВЭС – 10%, для СЭС – 5%.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, по 2019 г. доля “зеленой” электроэнергии в общем энергетическом балансе страны, включая большими гидроэлектростанциями, составила 8,7%, что значительно превышает заложенный в Энергетической стратегии Украины показатель – 7% в 2020 г.
Пятое. Также с 1 августа новые солнечные электростанции мощностью более 1 МВт смогут быть введены в эксплуатацию и рассчитывать на поддержку государства только путем участия в аукционах. Эти нововведения не касаются новых ветровых станций.
Шестое. Правительство обязалось до конца 2021 г. полностью погасить имеющуюся задолженность перед “зелеными”, которая по оценке Буславец, составляет 14 млрд. грн.
Изменения после первого чтения
После принятия в первом чтении депутаты подали к законопроекту около 1300 поправок, а также один альтернативный проект 3658-1 авторства председателя комитета по энергетике и жилищно-коммунальных услуг Андрея Геруса.
Во время голосования 21 июля нардепы поддержали поправку Геруса 1203, которую не учел комитет. Правка отменяет норму в законопроекте о неизменности налогообложения отрасли “зеленой” энергетики.
“У нас налоги меняются для разных отраслей, и теоретически такие налоги (для производителей ВИЭ. – ЭП) в будущем могут меняться. Также эта норма не совсем правильная, поскольку налогами должна заниматься налоговый комитет”, – пояснил нардеп.
По мнению главы Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрея Конеченкова, принятие поправки 1203 является негативным сигналом для инвесторов и подлежит пересмотру.
“Поправка 1203, которая может ввести акциз на” зеленую “энергетику, противоречит здравому смыслу. Думаю, будем вносить предложения по ее отмены”, – заявил глава ассоциации.
Также депутаты проголосовали в подтверждение еще за два правки №881, №939 авторства “Слуги народа” Дмитрия Кисилевского.
Эти поправки вводят понятие предприятия “зеленой” электрометаллургии. Речь идет о юрлицах, производящих сталь по нормам прямых выбросов сталеплавильного производства CO2 на уровне не более 250 кг на тонну стальной продукции и исключительно электродуговой методом производства.
Компания должна подтвердить, что объем производства стальной продукции электродуговым методом составлял не менее 50000 т в прошлый календарный год.
Таким предприятиям устанавливается тариф на передачу электроэнергии, который не учитывает расходы НЭК “Укрэнерго” на выполнение специальных обязательств по обеспечению увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников.
“Суть моих правок в том, чтобы потребители электроэнергии, которые снизили выбросы СО2 до европейского целевого уровня, освобождались от той части тарифа на передачу, которая идет на компенсацию” зеленых “тарифов.
Они уже заплатили более 1 млрд. долл. на снижение выбросов в рамках своих инвестиций. Стоит ли их заставлять дважды платить за одни и те же вещи? “, – объяснял Киселевский на заседании комитета.
По его словам, такие преференции смогут получить четыре предприятия: электросталеплавильный комплекс “Днепросталь”, ЗАО “Днепроспецсталь”, сталеплавильное предприятие “Электросталь” и ЧАО “Азовэлектросталь”. Однако полный перечень таких предприятий пока не опубликован.
Также в финальной версии законопроекта предполагается, что госбюджет предоставит финподдержку гарантированному покупателю на оплату производителям “зеленой” энергетики. Такая поддержка должна составлять не менее 20% от прогнозной товарной продукции выработки “зеленой” электроэнергии на соответствующий год.
Бизнес-ассоциации просили на два года продлить действие тарифа, но депутаты это не поддержали.
По словам основателя и совладельца энергетического холдинга “Гидроэнергоинвест-Акванова” Игоря Тынного, из-за соответствующие изменения иностранные инвесторы будут вынуждены идти судиться в международные арбитражи.
“Профессиональные международные “фонды-стервятники” чувствуют запах легкой добычи, и уже бомбят больших и не очень инвесторов с предложениями профинансировать международные арбитражи против Украины”, – утверждает бизнесмен.
“Они имеют соответствующий юридический опыт, имеют длинный финансовый ресурс и они выигрывают за 2-4 года, как они выиграли в Испании и других странах, где политики также решили подыграть своим краткосрочным политическим целям, несмотря на долгосрочные потери для их государств”, – пишет он в колонке на ЭП.
По подсчетам бизнесмена, суммарно бюджету Украины “снижение зеленых тарифов” в течение следующих девяти лет будет стоить 3 миллиарда долларов в виде недополученной налога на прибыль и еще 4-5 миллиарда долларов позже – по решениям международных арбитражей.
Украинская ассоциация возобновляемой энергетики, соучредителем которой является Игорь Тынный, ранее не подписала меморандум производителей ВИЭ с правительством, который стал основой для утвержденного 21 июля законопроекта. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)