Ежегодно около 1 млрд. грн. налога на выбросы СО2 можно реинвестировать в энергоэффективность.

Ведущие страны мира давно поняли, что за нерациональное и чрезмерное использование энергоресурсов приходится дорого платить.

Не только экономическими убытками. Неэффективное потребление энергии, вырабатываемой из ископаемых видов топлива, оказывает негативное влияние на экологию и здоровье общества. В результате – расходы простых потребителей растут и страна беднеет.

Как известно, уровень энергоемкости ВВП в Украине в 2018 г. превышал показатель Польши в 2,5 раза, Германии – в 3,3 раза и среднее значение стран мира – в 2 раза.

По оценкам Минэкономики, в 2018 г. потери энергии из-за низкой энергоэффективности стоили Украине около 1,5 млрд. в год.

Поэтому повышение энергоэффективности во всех отраслях экономики Украины является базой и ключевым инструментом для решения энергетических, экологических и экономических проблем.

Один из самых энергоемких секторов экономики Украины – это промышленность, занимает около 30% от всего энергопотребления в стране.

Осознавая необходимость изменений в этой сфере и мировой тренд декарбонизации, Украина одной из первых ратифицировала Парижское соглашение и установила цель – выбросы парниковых газов не должны превышать в 2030 г. 60% от уровня таких выбросов в 1990 году.

Также прорабатываются возможности участия Украины в реализации “European Green Deal”.

Несмотря на все вышесказанное, пока нет ни одного реального инструмента государственной поддержки предприятий по внедрению энергоэффективных мероприятий.

Энергоэффективность в промышленности должно быть приоритетом. Это не новый тренд, а уже проверенная практика ведущих стран мира.

Повышается конкурентоспособность предприятий – растут и показатели экономики всей страны.

Чтобы достичь такого экономического подъема, нужно применить эффект декаплинг (decoupling) – ослабить зависимость роста ВВП в промышленном секторе от увеличения объемов использования ископаемого топлива и соответственно выбросов СО 2 .

Этот вопрос становится еще более актуальным, учитывая планы ЕС по введению фискального механизма регулирования импорта углеродоемких товаров в рамках реализации “European Green Deal”.

Где найти постоянный источник инвестиций в энергоэффективность

Несмотря на наличие новых разработок и технологий в мире, большинство украинских предприятий не в состоянии провести энергомодернизацию производства из-за отсутствия средств и мотивации.

Как показывает опыт ведущих стран, действенным стимулом и источником финансирования энергомодернизации является налог на выбросы СО 2 .

И в этом, действительно, есть логика: средства от налога на выбросы СО 2 должны быть направлены на энергоэффективные мероприятия, которые позволят сократить эти выбросы в будущем.

Во многих странах мира, в частности, в Финляндии, Дании, Великобритании, Швеции, увеличение ставки налогов на выбросы СО 2 с одновременным введением механизмов целевого использования этих средств для предприятий стало стимулом к повышению энергоэффективности и оптимизации технологических процессов производства.

Налог на выбросы СО 2 в Украине: современное состояние

До 2019 г. в Украине действовал налог на выбросы двуокиси углерода размером всего 0,41 грн. за тонну. В 2019 г. ставка украинского налога на выбросы СО 2 выросла в 24 раза: с 0,41 грн. за 1 тонну до 10 грн. за тонну.

Поэтому предприятия выбрасывают более 500 тыс. т СО 2 ежегодно, отчитываются и платят налог. По результатам 2019 г. удалось получить почти 1 млрд. грн. поступлений.

Однако эти средства не имеют целевого назначения. Все 100% этих поступлений направляются в общий фонд госбюджета.

Такая ситуация, к сожалению, не решает проблемы со значительными выбросами СО 2 , не дает инструмента предприятиям, чтобы повышать уровень энергоэффективности, и, конечно, не имеет положительного влияния на экологию.

Фонд энергоэффективной модернизации предприятий

Минэнерго совместно с Госэнергоэффективности, Украино-данским энергетическим центром и другими партнерами разработали проект Закона Украины, который предусматривает изменения в Бюджетный кодекс Украины для обеспечения гарантированного источника финансирования энергомодернизации предприятий Украины.

Законопроект предусматривает новый механизм, благодаря которому средства по налогу на выбросы СО 2 будут направлены не в общий фонд бюджета, а на повышение энергоэффективности предприятий.

Для реализации этого механизма предлагается создать Государственный фонд энергоэффективной модернизации предприятий, который сможет:

– аккумулировать поступления по налогу на выбросы СО 2 , а это почти 1 млрд. грн., которые пока не имеют целевого назначения;

– предоставлять софинансирование на энергоэффективные проекты, например, компенсацию части кредитов предприятиям на закупку энергоэффективного оборудования.

Фонд станет надежным и постоянным источником средств на энергоэффективность. Важно, что будет обеспечено непрерывность финансирования. Это позволит гарантировать предприятиям выплаты, когда модернизация выходит за временные рамки одного финансового года.

В свою очередь, внедрение проектов по энергоэффективности позволит предприятиям:

– оптимизировать энергопотребление и сокращать выбросы СО 2;

– наращивать объемы производства;

– выпускать качественную продукцию;

– создавать новые рабочие места с конкурентной зарплатой;

– повышать конкурентоспособность.

В целом, основания Фонда энергомодернизации предприятий будет иметь ряд положительных результатов для экономики Украины:

– пуск экономического мультипликатора: 1 грн. инвестиций в энергоэффективность дает дополнительно 3 грн. в национальную экономику;

– уменьшение зависимости от импорта традиционных энергоресурсов и экономия средств на их оплату;

– повышение энергоэффективности и конкурентоспособности предприятий;

– сокращение выбросов СО2

– активизация смежных отраслей экономики и развитие бизнеса.

Такая умная система стимулирования к энергосбережению решит одновременно энергетические, экологические и экономические вопросы страны.

Ведущие страны мира давно идут по этому пути. Пора догонять их, чтобы, в конце концов, превратиться из расточительной, энергоемкой экономики в одну из конкурентных и преуспевающих.

Итак, успешные предприятия с меньшими объемами вредных выбросов, конкурентоспособная отечественная продукция, экспорт товаров за границу и чистую окружающую среду – такая желанная энергоэффективная экономика может стать реальностью. (Константин Гура, и. о. председателя Госэнергоэффективности, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий