Украинскую промышленность надо финансово мотивировать экономить энергию. Как это делают в странах ЕС?
В экономике есть понятие “энергоемкость ВВП”. Это отношение общих объемов потребления энергоресурсов к ВВП.
По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2018 г. энергоемкость ВВП Украины была в три раза выше, чем в Польше.
Это значит, что, производя один и тот же товар, украинское предприятие тратит в три раза больше энергии, чем польское.
Когда украинские производители не инвестируют в энергоэффективные технологии, это имеет, как минимум, три негативных последствия.
Предприятия становятся неконкурентоспособными. Промышленность, не инвестирующая в энергоэффективность сегодня, завтра не сможет продавать свой продукт на мировых рынках.
Чем выше стоимость производства, тем выше будет конечная цена товара для покупателя. Итак, украинские компании становятся менее конкурентоспособными на внешних рынках, поэтому проигрывают рынки сбыта более эффективным производителям.
Государству приходится импортировать энергию. Высокая энергоемкость предприятий приводит к чрезмерному потреблению энергии по всей стране. Поскольку собственного производства энергии не хватает для обеспечения потребностей страны, Украина приходится ее импортировать.
В конце 2018 г. Украина импортировала 36% всей необходимой ей энергии. В современных геополитических условиях зависимость от импортных энергетических ресурсов означает политическую и экономическую опасность.
По данным Госстата, промышленность потребляет 38% энергии страны. В то же время эта отрасль имеет 40%-ный потенциал повышения энергоэффективности. То есть производства могли бы потреблять на 40% меньше энергии на единицу продукции, если бы обновили оборудование и занимались энергосбережением.
Изменение климата. Вследствие выбросов парниковых газов, появляющихся от сгорания газа, угля и других ископаемых видов топлива, происходит нагревание планеты. Внедрение эффективных чистых технологий в производстве позволит уменьшить потребление энергии, снижает выбросы СО 2 и противодействует изменениям климата.
В отличие от бытового и бюджетного секторов, в промышленности нет ни системной программы поддержки энергоэффективности со стороны государства. А как это должно выглядеть? Посмотрим, что делают европейские государства.
Какие инструменты действуют в ЕС
В странах Евросоюза государство финансово стимулирует промышленность экономить энергию двумя способами. Первый – схема обязательств энергоэффективности. Второй – программы поддержки: гранты, снижены ставки по кредитам на энергоэффективные мероприятия, налоговые льготы.
В первом случае государство обязывает энергоснабжающие компании достичь определенного уровня экономии энергии в своих потребителей, в том числе на промышленных предприятиях, путем внедрения мероприятий энергоэффективности.
Каждая страна определяет собственные цели по объему экономии энергии, но обычно экономия составляет 0,5-5% от всего потребления энергии в год.
Энергоснабжающие компании ежегодно отчитываются государству о том, как они выполнили эти обязательства. Если план экономии не выполнен – компании платят пеню. Ее размер зависит от того, сколько энергии они не смогли сэкономить.
Вот как энергоснабжающие компании сокращают потребление энергии: вводят энергоэффективные мероприятия сами, награждают потребителей за внедрение таких мероприятий, вводят систему “белых сертификатов”.
Такие сертификаты выдаются тем, кто достиг определенного объема экономии энергии. Например, один сертификат – это тонна нефтяного эквивалента экономии энергии.
Если предприятие внедрило меры, то за достигнутую экономию получает сертификат и может его продать энергоснабжающей компании напрямую или на бирже. Это стимулирует экономить энергию и уменьшает объемы ее использования.
Обеспечение экономии энергии с помощью схемы обязательств в ЕС регулируется законом. Он определяет администратора, обязанности энергоснабжающих организаций, методы экономии, систему мониторинга и отчетности правительства.
Средства для “белых сертификатов” и введения мер аккумулируются благодаря инвестиционной составляющей в тарифе на энергию. Это дополнительные 1,5-2% к тарифу. Есть дебаты, схема нечестная: платят все, а тратят не все. Однако доступ к ней имеет каждый потребитель. За годы работы она показала себя как суперэффективная.
Как это работает
Италия. Страна начала внедрять схему обязательств в 2001 г. В 2004 г. инструмент начал работать. На начальном этапе схема действовала преимущественно в бытовом секторе. Доля промышленного сектора начала расти в 2009 г. с последующим сильным ускорением в 2012 г.
Не слишком активное участие промышленности на первом этапе объяснялась тем, что административные процедуры схемы были для отрасли сложными и требовали много времени. В итоге за 15 лет 60-70% всего сокращения потребления энергии в стране стали возможными благодаря схеме обязательств в промышленности.
Сейчас это основной способ стимулирования к экономии энергии в стране.
Франция. Государство имеет два основных инструмента, которые стимулируют сбережения энергии: схема обязательств по энергоэффективности и эко-энергетический кредит.
Схему обязательств во Франции ввели в 2005 г. и формировали в течение 15 лет четырьмя этапами. Каждый раз совершенствовали процедуру и устанавливали более жесткие требования к объемам экономии у потребителей.
Например, обязательства по объемам экономии на четвертом этапе (2018-2020 гг.) выросли втрое по сравнению с первым и вторым этапами (2006-2014 гг.).
Сейчас схема обязательств во Франции – центральный элемент государственной политики по внедрению энергоэффективности у потребителей. 23% экономии там достигли благодаря промышленному сектору.
Эко-энергетический кредит – это займы для малых и средних предприятий без залога по льготной ставке, которые надо вернуть в течение пяти лет. Средства выдают на энергоэффективное оборудование. Программа действует с 2010 г.
Германия. Страна начала внедрять программы по повышению энергоэффективности с 1994 г. В течение этого времени некоторые из них заканчивались и трансформировались.
В 2020 г. начала работать программа “Руководящие принципы для Федерального финансирования энергоэффективности в бизнесе – гранты и кредиты”. Это результат реорганизации нескольких предыдущих программ, которые государство упростила и объединила.
Программа поддержки энергоэффективности предприятий в Германии реализуется через два учреждения. Займы с низкой процентной ставкой предоставляет Государственный банк развития (KfW), а инвестиционные гранты – Федеральное ведомство по экономическим вопросам и экспортного контроля (BAFA).
Польша. Здесь действует Национальный фонд охраны окружающей природной среды и управления водными ресурсами (NFOSiGW). Он ввел ряд программ, направленных на поддержку инноваций. Они способствуют ресурсоэффективной и низкоуглеродистой экономике, в том числе в промышленном секторе.
Фонд предлагает кредиты, субсидии, другие формы совместного финансирования проектов.
В 2011 г. был принят закон “Об энергоэффективности”, который ввел схему обязательств по энергоэффективности. Система начала работать в 2013 г., но сначала процедуры были слишком сложными. В 2016 г. их упростили.
Австрия. Здесь схему обязательств по энергоэффективности ввели на уровне законодательства в 2011 г. Работать она начала в 2015 г.
В стране также действует экологическая программа финансирования Umweltforderung im Inland, введенная законом об экологических субсидии в 1993 г.
Программа экологической поддержки – одна из важнейших субсидий для австрийских компаний с акцентом на защиту климата, экономию энергии, возобновляемые источники энергии и предотвращения загрязнения воздуха. Субсидия состоит из гранта, который покрывает до 30% инвестиционных расходов.
Вместо заключения
Страны ЕС накопили значительный опыт во внедрении мер поддержки энергоэффективности. Как правило, они начинают с простых государственных программ по предоставлению инвестиционных грантов и займов с низкой процентной ставкой.
По мере накопления знаний, опыта, данных, институциональной способности страны переходят к более сложным инструментам, например, схемы обязательств, включая торговлю “белыми сертификатами”.
Украина – одна из наиболее энергоемких стран в мире и одна из немногих стран Европы, где отсутствует государственная поддержка энергоэффективности в промышленности.
Энергетическое расточительство ведет к потере конкурентных позиций на мировых рынках, падение промышленного производства, потери рабочих мест, зависимости от импорта энергоносителей, загрязнение природы, выбросов парниковых газов.
На все эти вызовы ответ один: последовательная государственная политика по поддержке энергоэффективности в промышленности. (Валентина Гуч-Денисенко, эксперт по энергоэффективности Офиса поддержки реформ при Минрегионе, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)