Кабинет мминистров уволил временного исполняющего обязанности министра энергетики Ольгу Буславец и назначит на эту должность Юрия Бойко. Пост министра вакантен уже 9 месяцев.
Прошли перестановки в энергетическом секторе – вечером 20 ноября появилась информация о прошедшем внеочередном заседании правительства, на котором от временного исполнения обязанностей министра энергетики была отстранена Ольга Буславец, занимающая также должность первого заместителя министра энергетики. На место вр. и. о. министра назначен Юрий Бойко (не путать с лидером ОПЗЖ), занимающий пост замминистра энергетики.
Ольга Буславец была назначена на должность первого замминистра 16 апреля этого года, и после разделения Министерства энергетики и защиты окружающей среды на чисто “экологическое” и “энергетическое” ведомства в июне этого года осталась врио министра энергетики. Теперь она продолжит работу в Минэнерго, оставаясь на должности первого замминистра.
Пост министра энергетики остается вакантным с марта, когда в отставку ушел премьер-министр Алексей Гончарук, а вместе с ним и весь состав Кабмина. В конце марта Верховная Рада планировала назначить министром энергетики Ольгу Буславец, но в последний момент президент Украины Владимир Зеленский попросил парламент этого не делать. Поэтому с тех пор одно из ключевых министерств в правительстве возглавляют руководители с приставкой “врио”.
Однако может так случиться, что и Юрий Бойко не задержится долго в кресле руководителя министерства – Минэнерго напомнило, что 17 ноября Верховная Рада приняла законопроект №3651-д, согласно которому временно исполнять обязанности министра можно только в течение 30 дней, за которые премьер-министр должен предложить парламенту новую кандидатуру министра. Если Рада решение не примет, новую кандидатуру премьер должен подать в течение следующих 30 дней. Но этот законопроект еще находится на подписи у Зеленского, а, значит, указанное правило пока не работает.
Однако почему же был сменен хотя и временный, но руководитель министерства, и чего после этого ожидать?
Версия №1. Контроль над “Энергоатомом”
Эксперт по атомной энергетике Ольга Кошарная считает, что Ольга Буславец была уволена с должности врио министра совместными усилиями нынешнего руководства “Энергоатома”, Офиса президента и главы комитета Верховной Рады по топливно-энергетическому комплексу Андрея Геруса, которые хотели отстранить Министерство энергетики от контроля за “Энергоатом” во многих вопросах, главные из которых на сегодня – сроки вывода энергоблоков АЭС из ремонта, строительство Центрального хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), стратегия торговли электроэнергией.
В частности, по словам Ольги Кошарной, “Энергоатом” хочет ввести в работу блоки на АЭС после ремонтов, даже несмотря на то, что Государственная инспекция ядерного регулирования (Госатомрегулирования), отвечающая за вопросы безопасности в ядерной энергетике, выступает против: блоки не готовы к работе. “Буславец пыталась “Энергоатом” контролировать и уважала позицию Госатомрегулирования относительно готовности энергоблоков к пуску, не доверяла победным реляциям со стороны менеджмента “Энергоатома”. Поэтому она и была им поперек горла”, – считает эксперт.
Например, поясняет Ольга Кошарная, руководство “Энергоатома” обещает запустить блок №5 Запорожской АЭС ко Дню энергетика (22 декабря), хотя в акте инспекционной проверки этого блока, выполненной Госатомрегулирования, указано, что нужно выполнить еще массу пунктов, важных для безопасной эксплуатации блока. “Чернобыльская катастрофа у нас случилась потому, что в СССР не было нормального, независимого регулятора. В Украине такой регулятор пока есть, но вопрос: поддастся ли он политическому давлению, или же будет исходить из чисто профессиональных соображений?”, – сказала она.
Тут следует упомянуть и о попытке подмять “Энергоатом” и перевести его в подчинение Кабмина – в конце сентября этого года соответствующая норма содержалась в Указе президента Владимира Зеленского. “Энергоатом” уже передал Кабмину соответствующий проект распоряжения, но такое решение еще не принято.
Проясним еще один связанный с этой версией момент: в ноябре из-за сезонного фактора резко увеличился спрос на электричество, так что введение новых мощностей в ближайшее время не влечет рисков перепроизводства, как это было ранее. А значит, руководство “Энергоатома” без особых последствий может продавливать скорейший ввод в работу ремонтируемых блоков, чтобы повысить показатели работы компании.
Версия №2. Цена электроэнергии и интересы ФПГ
С вопросом контроля над “Энергоатомом” связана и вторая версия ухода Буславец от “штурвала” Минэнерго. Это цена электроэнергии, на формирование которой непосредственно влияет работа оператора всех украинских АЭС.
Итак, “Энергоатом” сегодня на свободном рынке продает большие объемы электроэнергии по слишком низким ценам, пояснила Ольга Кошарная. Например, средняя цена в ноябре этого года составила около 0,43 грн. за 1 кВт-ч (что ниже производственной себестоимости), хотя она должна быть выше 1,1 грн. за 1 кВт-ч.
Именно Минэнерго, напомнила Ольга Кошарная, в августе этого года настояло на появлении в постановлении Кабмина о ПСО для “Энергоатома” формулы, по которой 40% объема электроэнергии, продаваемой компанией на всех сегментах рынка, должны продаваться как минимум по двойной полной себестоимости. Это было сделано для того, чтобы компания не генерировала убытков, поскольку в рамках выполнения спецобязательств для населения по инициативе “Энергоатома” более 50% его электроэнергии продается компании “Гарантированный покупатель” по 1 коп. за 1 кВт-ч.
Но для кого так важна цена? Тем, кому больше всего нужно электричество. И здесь прослеживаются, прежде всего, интересы двух влиятельных финансово-промышленных групп (ФПГ), на вершине которых бизнесмены-миллиардеры – Ринат Ахметов и Игорь Коломойский.
В частности, вот один из последних примеров: как сообщило издание “Наши гроши”, 13 ноября “Энергоатом” на аукционе продал 168 тыс. МВт-ч электроэнергии, 85% которой купили компании “Юнайтед Энерджи” из группы Игоря Коломойского и “Д.Трейдинг” из группы Рината Ахметова по цене покупки 650 грн. за 1 МВт-ч. Эта цена на 40% ниже от спотовой цены на рынке “на сутки вперед”, хотя обычно дисконты составляют не более 10%. Остальные покупатели в этот период приобретали электроэнергию по 800-940 грн. за МВт-ч.
И здесь ключевой момент – судя по информации, попавшей в медиа, и высказываниям некоторых политиков и экспертов, существует сильная конкуренция между ФПГ за дешевое электричество “Энергоатома”. Особенно она усилилась, когда в ноябре цена на этот ресурс для промышленности скачкообразно взлетела вверх. Так, глава профильного парламентского комитета Андрей Герус поспешил объяснить ситуацию не только сезонным фактором, а и тем, что “частные генерации хотят зарабатывать больше, имеют рыночную власть и неоправданно завышают цену”, а мощности “Энергоатома” при этом “неэффективно используются”. Поясним, что это значит: Герус, которого некоторые эксперты, скажем так, подозревают в симпатиях к Коломойскому, по сути, прозрачно намекает, что ДТЭК Ахметова (до 80% всей тепловой генерации страны), якобы искусственно завышает цены на электричество используя свое рыночное положение.
Напомним, что отличие основных бизнесов ФПГ Коломойского и Ахметова в том, что интерес первого только в дешевом электричестве (для ферросплавных заводов и ГОКов), а второго – также в дешевом электричестве для своего металлургического сегмента, но в дорогом – для своей тепловой генерации (точнее, высоких тарифах, по которым этот ресурс будет у него закупаться). И вот Буславец, которую СМИ связывают с Ахметовым, исходя из рассматриваемой версии, якобы играла на руку именно ему, когда задерживала ввод новых мощностей “Энергоматомом” (что не нравится Герусу). А как же метзаводы? Судя, по приведенному выше примеру, пока что дешевого электричества от “Энергоатома” на них как раз хватает. А будет ли хватать на ферросплавы Коломойского с последующим ростом цен?
Кроме того, у Коломойского, с которым связывают менеджмент госкомпании “Центрэнерго”, есть, как утверждает Радио “Свобода”, особенная схема на этом предприятии, благодаря которой оно уходит в минусы, а компании, аффилированные с миллиардером, – в плюсы. Итак, “Центрэнерго”, как утверждает СМИ, продает по двусторонним договорам и на РСВ (рынке на сутки в перед) такой объем электроэнергии, который даже не планирует вырабатывать, госкомпания в поисках покупателей иногда даже устанавливает цену ниже себестоимости. После этого, когда нужно исполнять контракты, “Центрэнерго” рассчитывается электроэнергией АЭС, которую ей предоставляет оператор рынка “Укрэнерго” путем небалансов и со скидкой 50%. Кто эти счастливые покупатели – вы наверное уже догадались. Если тарифы “Энергоатома” начнут расти – это уже не будет столь прибыльная схема.
Как бы там ни было, учитывая структуры бизнесов рассмотренных ФПГ, с подорожанием электричества интересы Ахметова остаются до определенной степени сбалансированными, в интересы Коломойского – нет.
Якобы поэтому Буславец больше не может считаться компромиссной фигурой во главе Минэнерго. Возможно, таким будет Юрий Бойко, который хотя и в одной команде с ней, но также был замечен и в игре на руку Игорю Коломойскому, когда, по данным источников на рынке, поддерживал лоббируемые “Укртатнафтой” пошлины на нефтепродукты из России.
Версия №3. “Сохранить” Буславец на будущее
Среди самых предполагаемых причин отставки Ольги Буславец называется и тот самый законопроект №3651-д, который ограничивает срок исполнения обязанностей министра 30 днями (даже если он еще и не вступил в силу), а точнее желание сделать ее в будущем полноценным министром энергетики. В таком случае Бойко – просто техническая замена, которая избрана для того, чтобы сохранить на должности врио министра энергетики человека из той же самой группы влияния. И теперь открыт путь для сбора подписей за назначение Буславец главой Минэнерго.
А так ли важны перестановки?
Есть и еще одно популярное мнение по поводу кадровых перестановок в Минэнерго. Эксперт, попросивший не называть его имени, в комментарии “ДС” скептически отнесся к тому, что с уходом Ольги Буславец что-то поменяется в расстановке сил вокруг “Энергоатома” и других крупных игроков рынка. Во-первых, полномочия врио министра очень ограничены по сравнению с полномочиями “полноценного” министра. “Врио министра – это не министр, он очень ограничен в решении многих важных вопросов. Например, он не может голосовать на заседании Кабинета министров, даже за те решения, которые он подает. Поэтому значение этой должности преувеличить не стоит”, – сказал он.
Во-вторых, по мнению эксперта, персоналии на должности руководителя министерства энергетики практически не оказывают влияния на самые крупные куски энергетического рынка, поскольку “Энергоатом” напрямую “работал” с Офисом президента и не оглядывался на министерство во главе с Ольгой Буславец, а крупнейшая энергетическая компания ДТЭК Рината Ахметова может якобы спокойно лоббировать свои интересы, поскольку влияет, как на нее, так и на Юрия Бойко. (Сергей Танин, dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)