Государственное предприятие “Энергоатом” в 2021 г. планирует получить на 67% больше дохода, чем в этом году. В абсолютных цифрах – это плюс 31 млрд. грн. Это произойдет при условии, если Кабмин изменит для него модель возложения специальных обязанностей (ПСО) с товарной на финансовую.
ПСО в нынешнем его виде – механизм временный, его действие заканчивается 31 декабря 2020 г. Считается, что после этого производители смогут выйти на рынок, зарабатывать и откладывать деньги на свое развитие. Однако так будет при идеальных условиях. Насколько государственные компании окажутся успешными в торговле на самом деле, не знает никто.
Kosatka.Media рассказывает, что такое ПСО, как оно действует в Украине, и почему изменение его модели, к которой стремятся Энергоатом и иностранные эксперты, неизбежно будет означать рост цен для населения.
Что такое ПСО?
Суть механизма ПСО в том, что государство возлагает специальные обязательства на участников рынка (в данном случае – Энергоатом и Укргидроэнерго), а именно – обязанность компенсировать за свой счет разницу между социальным тарифом для населения и рыночной стоимостью электроэнергии.
Что это означает на практике? Сейчас украинские домохозяйства покупают электроэнергию по тарифам, которые не менялись с 1 марта 2017 года. Если в месяц потребляется до 100 кВт-ч – тариф 90 коп./кВт-ч; все что больше этого объема оплачивается по тарифу 1,68 грн./кВт-ч. Для сравнения – промышленность сейчас платит от 2,5 грн. до 4 грн. за киловатт-час.
Благо для населения в виде стабильных и относительно низких цен на электроэнергию не является бесплатным для ее производителей. Энергоатом (управляет атомными электростанциями) и Укргидроэнерго (управляет ГЭС) обязаны продавать госпредприятию “Гарантированный покупатель” по 50% и 30% своей электроэнергии по цене 1 коп./кВт-ч. Это ниже себестоимости киловатт-часа, которая у АЭС, например, составляет около 52 копеек. Поэтому производители не получают значительной части средств, которые могли бы зарабатывать в условиях рынка.
Ранее и. о. министра энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что вопрос с погашением долгов, образовавшихся до введения новой модели энергорынка, в текущем году решить не удастся.
Товарное, финансовое и ПСО “по-украински”
Настоящие сложности с ПСО начинаются тогда, когда речь идет о деньгах.
Товарная модель ПСО предполагает, что конечный потребитель имеет дело только с товаром (электроэнергией). Его продают сразу по низким фиксированным ценам, а все расчеты и компенсации происходят на уровне “производитель – государство”.
В случае финансовой модели домохозяйство покупает электроэнергию у поставщика за полную цену, а потом от специально созданного Дотационного фонда получает компенсацию. Фонд наполняется за счет отчислений от всех участников рынка. Это очень напоминает монетизацию субсидий на коммунальные услуги.
В Украине действует товарная модель, но после ряда поправок, которые в нее 5 августа 2020 года внес Кабмин, ее называют переходной между товарной и финансовой.
Что же тогда случилось? Правительство обязало Энергоатом продавать 50% своей электроэнергии ГарПоку по 1 коп./кВт-ч (до этого 80% продукции государство покупало по 56 коп./кВт-ч). Взамен атомщикам разрешили продавать 40% продукции на рынке, а еще 10% – на рынке в сутки вперед. То есть, с одной стороны для генерации частично открыли выход на рынок, а с другой обязали отдавать половину продукции по минимальной цене.
Ожидалось, что компания от этого выиграет. Однако в реальности вместо финансового оздоровления Энергоатом получил очередную порцию убытков – около 5 млрд. грн.
“Я был категорически против, чтобы так вводилось – отпускать населению по 1 копейке. Нам обещали, что ГарПок, который задолжал нам 9 млрд. грн., продавая эту электроэнергию, вернет нам долги. Потому что другого пути нет. К сожалению, этого не произошло. ГарПок действительно торгует, но делает это с целью погашать долги не перед Энергоатомом, а перед “зелеными” производителями. Нас обвели вокруг пальца. 9 млрд. нам не вернули, и мы получили убыток”, – прокомментировал убытки заместитель председателя Атомпрофсоюза Алексей Лыч.
На внедрении в Украине финансовой модели ПСО настаивает Энергетическое Сообщество (международная организация, которая работает над объединением энергетических рынков ЕС и других стран).
Переход на финансовую модель ПСО может произойти в 2021 году. По словам заместителя министра энергетики Ольги Буславец, в Украине ее будут внедрять постепенно.
“Это поможет государственным энергогенерирующим предприятиям всю свою электроэнергию продавать на рынке и получать за нее конкурентную цену”, – отмечала Буславец.
Однако введение финансовой модели требует от Верховной Рады внесении изменений в Налоговый кодекс. Без них переход на новую модель невозможен.
Напомним, Министерство энергетики Украины поставило целью на 2021 год сбалансировать рынок электроэнергии. Для этого есть программа.
На что рассчитывает Энергоатом и реалистично ли это
Состоится ли в 2021 году переход на финансовую модель – одна из главных интриг на рынке электроэнергии.
Энергоатом настолько рассчитывает на это, что свой финансовый план на 2021 год, который подал в Минэнерго, сформировал именно на модели финансового ПСО. Компания считает, что сможет продать на рыночных условиях 100% своей продукции, вследствие чего ее доходы возрастут по сравнению с 2020 годом на 67% (+31,3 млрд. грн.), а отчисления в бюджеты всех уровней – на 71% (+9,8 млрд. грн.).
По словам управляющего партнера группы компаний IMEPOWER Юрия Кубрушко, для Энергоатома финансовое ПСО выгодно, поскольку тогда компания получает полный контроль над продажей всего объема электроэнергии.
“Она сможет лучше планировать ее продажу. Но это при условии, что она в принципе способна на эффективную самостоятельную работу на рынке”, – сказал Кубрушко в комментарии Kosatka.Media.
В то же время эксперт по вопросам ядерной энергетики Ольга Кошарная отмечает, что финансовый план, который Энергоатом подал в Минфин, может готовиться только на основании действующих нормативно-правовых актов. А таких по состоянию на конец ноября нет. “Финансовое ПСО не утверждено постановлением КМУ. Таким образом Энергоатом подготовил финплан на основе своих фантазий, и он будет возвращен в Энергоатом.
Финансовое ПСО обсуждается, но пока расчеты показывают, что всей выручки Энергоатома на все не хватит, и на ПСО также. Единственный выход – отменять ПСО для населения”, – сказала Кошарная в комментарии Kosatka.Media.
Финансовое ПСО = рост тарифов для населения
Такое же мнение – о том, что Энергоатом не сможет самостоятельно платить субсидии населению – выразил и.о. министра энергетики Юрий Бойко во время брифинга в четверг, 26 ноября.
Он напомнил, что финансовое ПСО предполагает работу всех участников рынка на конкурентных началах. То есть, Энергоатом и Укргидроэнерго продают весь объем своей электроэнергии на рынке на сутки вперед, и на внутрисуточном рынке, и на рынке двусторонних договоров. Непроданные объемы попадают на балансирующий рынок.
“Но и поставщики, в том числе для населения, покупают э/э по рыночной цене, продавая населению себе в убыток. Если рыночная цена около 1,40 грн./кВт-ч, добавляем стоимость транспортировки с 1 января 1,37 грн./кВт-ч, получаем стоимость для конечного потребителя (домохозяйства) 2,77 грн./кВт-ч. А продаем людям примерно за 1,03 грн./кВт-ч. Разница (убыток) – 1,73 грн. Умножаем на количество населения. Я задаю вопрос – кто может найти 65-70 млрд. грн. и отдать их поставщикам, чтобы сбалансировать их деятельность в рамках финансового ПСО? И это не единственная проблема перехода на финансовое ПСО”, – пояснил Бойко.
По словам Бойко, даже если бы Энергоатом продавал всю свою электроэнергию по самым выгодным ценам, то и тогда его выручки не хватило бы, чтобы компенсировать поставщикам убыточную деятельность от поставки ее населению.
“Что характерно, от цены РСН вывод не меняется (более высокая цена РСН позволяет Энергоатому условно больше заработать, но при этом и увеличивается объем компенсации ПУПами – они ведь тоже будут покупать дороже)”, – написал Бойко 3 ноября в комментарии под постом заместителя главы департамента энергоэффективности Нафтогаза Алексея Хабатюка в Facebook.
В то же время на брифинге он отметил, что считает переход на финансовое ПСО однозначно правильным шагом, поскольку он позволит всем производителям работать в равных условиях.
“Но для этого нужно существенно снизить объемы перекрестного субсидирования [другими словами – повысить тарифы для населения – Ред.], поскольку тогда никто не придумает никакого чуда. Математику не обманешь. При условии постепенного снижения перекрестного субсидирования следующим шагом будет переход на финансовое ПСО. И тогда оно заработает так, как должно быть”, – подытожил Бойко.
Министерство энергетики Украины на протяжении 2021 г. собирается повысить тариф на электроэнергию для населения. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)