Контракт с российским “Газпромом” гарантирует Украине около $7 млрд. дохода. Какие перспективы для ГТС после окончания контракта?

2020 г. был необычным для многих стран и целых отраслей. На фоне COVID-19 мы наблюдали не только падение производства, но и переосмысление многими странами своего экономического цикла и управления ключевыми ресурсами.

Природный газ все еще остается одним из ключевых первоисточников энергии для Европы, но мы наблюдаем большие изменения в том, как он используется и транспортируется.

Это означает, что Украина, которая обеспечивает транзит газа в Европу, должен учитывать новые тренды и быстро к ним адаптироваться.

В 2020 году “Газпром” сократил транзит через Украину на 38% до 55800000000 куб. м. Это много, или мало?

С одной стороны, “Газпром” заплатил за мощности в размере 65 млрд. куб. м, потому что в контракте Украина добилась присутствия нормы “качай или плати”.

С другой, это наименьший показатель за последние 30 лет. Даже в 2014-м, когда “Газпром” делал все возможное для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса газа из Европы в Украину, транзит составил 62 млрд. куб. м.

При проектных мощности газотранспортной системы в 146 млрд. куб. м транзита, это означает загрузку ГТС менее чем на 30%. Таковы новые реалии нашего транзита.

Угрозы строительства обходных газопроводов

Текущий контракт гарантирует Украине около 7 млрд. долларов дохода. Участвуя во всех трехсторонних переговорах с РФ, я четко помню, что к середине декабря 2019 позиция представителей российской стороны была четкая – транзита через Украину после 2019 года не будет вовсе.

Только мощная поддержка ЕС и США, а также сильная переговорная позиция Украины (арбитражные разбирательства, заполненные хранилища газа и проведены реформы на рынке газа, включая отделением Оператора ГТС), позволили украинской стороне получить новый пятилетний контракт с существенными объемами транзита.

Переломным моментом тогда стали санкции США против обходного газопровода “Северный Поток-2”, очередного политического проекту России. Это победа 2019-го, но 2024-й – не за горами, и мы обязаны планировать следующие шаги.

Новые санкции США, принятые Конгрессом в начале января 2021, должны поставить финальную точку в этом политически заангажированном проекте.

Но угрозой для украинского транзита является не только “Северный поток-2”. “Газпром” активно достраивает новые обходные газопроводы в Южной Европе. В 2020 году была запущена первая очередь “Турецкого Потока-1”, в 2021-м может выйти на проектные режим работы “Турецкий поток-2” вместе со своими продолжениями через Болгарию и Сербию. Это может привести к потере транзита в 15 млрд. куб. м – объемы, которые раньше шли в Венгрию, Сербию и Хорватию.

К сожалению, другие российские добывающие компании или поставщики из Средней Азии не имеют возможности экспортировать газ в ЕС через Украину.

Новые возможности для газотранспортной системы

Мы понимаем, что бизнес-среда изменилась, и, вероятно, объемов транзита через Украину в 90-100 млрд. м 3 уже не будет, если существенно не изменятся спрос в Европе или геополитика в регионе.

Поэтому наши ключевые задачи на ближайшие пять лет – оптимизация газотранспортной системы в соответствии с потребностями рынка и поиск новых возможностей для дополнительной загрузки ГТС или снижение затрат при существующем.

Например, загрузка ГТС возможно за счет привлечения к транзиту альтернативных поставщиков из Российской Федерации и Средней Азии. Не стоит ожидать, что Кремль позволит свободный экспорт газа в Европу.

Нужно сделать все, чтобы европейские антимонопольные органы обеспечили доступ этих дополнительных поставщиков газа на европейские рынки. Это и справедливо, и в интересах повышения конкуренции с точки зрения диверсификации источников энергоресурсов.

Важной стратегической задачей Оператора ГТС Украины остается безопасность и доступность поставок газа внутри Украины. Говорят, что бедные страны обеспокоены энергетической безопасностью, в то время как более состоятельные сосредоточены на sustainability.

Это логично, потому что мы должны не просто обеспечить физическая поставка природного газа, который является ключевым ресурсом для отопления и промышленности, но и убедиться, что цена этого ресурса и наши расходы на его транспортировку являются оптимальными.

Нам нужен не газ любой ценой, а доступен газ без политических обязательств. Лучший вариант развития событий – рост собственной добычи газа.

Если внутренняя добыча будет развиваться должным образом, то Украина сможет не только покрыть собственные потребности, но и быть более маневренной в части закупок газа, импорта, экспорта и использования потенциала хранилищ газа.

Увеличение объемов добычи украинского газа – это еще один фактор оптимистичного будущего для Оператора ГТС Украины.

Еще одним перспективным направлением использования ГТС является транспортировка возобновляемых газов, таких как водород и биометан.

ЕС в рамках “зеленого перехода” активно развивает направление углеродно-нейтральных газов, и Украина может занять достойное место среди поставщиков такого ресурса в Европу.

Важно, чтобы Украина после общих политических деклараций на самом раннем этапе активно подключилась к работе европейских коллег по определению рыночной модели цикла производства декарбонизированных газов, регуляторной базы всего цикла, включая транзит / внутреннее транспортировки, и технологические особенности использования новых ресурсов.

Все расчеты по климатическим программами в мире не исключают газ в ближайшем будущем, а позиционируют его как переходное топливо между углем и нефтью к возобновляемым источникам энергии.

Особенно это актуально для стран с имеющейся газовой инфраструктурой, тепловой генерацией на угле, сложными климатическими условиями и более низким уровнем развития экономики.

Украинская ГТС готова стать мощной базой и для “зеленого энергоперехода” страны. Первым шагом должно стать снижение выбросов СО2 за счет более активного использования газа на тепловых станциях вместо угля.

Еще один европейский тренд – создание балансирующих мощностей на базе газовых электростанций.

Более экологической альтернативой является также использование транспорта на газе. Сегодня метан может активно использоваться как переходное газомоторное топливо.

Это позволит Украине снизить зависимость от дизеля, который более чем на 80% импортируется, в первую очередь из России и Беларуси.

Безусловно, во многом будущее газотранспортной системы Украины зависит от способности сохранить объемы транзита газа. Этот фактор является одним из решающих, но не определяющим.

Энергетика меняется, появляются новые направления и возможности. Они снижают влияние “Газпрома” и создают перспективы для украинской ГТС.

Сегодня наша ключевая задача – подготовиться к различным сценариям после завершения транзитного контракта и использовать все возможности. Именно этим занимается менеджмент компании вместе с акционером и другими стейкхолдерами.

Это отражено в корпоративной стратегии развития бизнеса и уже реализуется в рамках стратегических инициатив и проектов. Внутри каждой кризисной ситуации, каждого вызова – перспектива, и мы делаем все, чтобы использовать ее по максимуму. (Сергей Макогон, генеральный директор ООО “Оператор ГТС Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий