Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) уже более 10 лет активно финансирует проекты в Украине. Кредитные и грантовые инструменты позволяют украинским городам получить средства для повышения энергоэффективности общественных зданий, реконструировать инфраструктуру и способствовать более экономному и экологическому использованию природных ресурсов.
Elektrovesti.net обратились к НЕФКО, чтобы больше узнать о работе организации в Украине. На наши вопросы согласился ответить Тронд Моэ, управляющий директор НЕФКО в Украине.
– Расскажите о миссии НЕФКО, историю создания и развития.
– НЕФКО – международная финансовая организация, которая была создана в 1990 г. пятью странами Северной Европы – Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией – с целью обеспечения положительного влияния на климат и окружающую среду. До сих НЕФКО профинансировала более 1400 проектов в различных отраслях частного и государственного сектора 80 стран мира и продемонстрировала, как можно реализовывать энергоэффективные и экологически безопасные проекты на рациональной и экономически выгодной основе.
– При каких условиях НЕФКО пришла в Украину? Как это происходило?
– С момента основания НЕФКО финансирует проекты в Восточной Европе, в странах, граничащих с пятью государствами Северной Европы. В Украине НЕФКО финансирует проекты с 2003 г., но до 2011 г. они были ориентированы преимущественно на частный сектор. В сентябре 2009 г. НЕФКО подписала Рамочное соглашение с правительством Украины, которая была ратифицирована осенью 2010 г. В течение 2012 г. украинское законодательство позволило работать с использованием муниципальных гарантий, что облегчило нам работу в стране. Рамочное соглашение регулирует нашу деятельность в Украине.
Местный офис НЕФКО находится в Киеве, и в настоящее время в Украине работает 9 сотрудников. Для управления большим количеством текущих проектов в почти 80 городах по всей стране мы также привлекаем несколько десятков технических, финансовых и административных консультантов, которые помогают нашим городам-партнерам и коммунальным службам в разработке проектов для внедрения и обеспечивают поддержку этого процесса до их полной реализации.
– Чем обусловлено то, что в Украине находится наибольшее представительство НЕФКО после Хельсинки? Чем вызвано повышенное внимание к стране?
– НЕФКО финансирует малые и средние проекты, которые фокусируются на энергоэффективности, централизованном теплоснабжении, очистке воды и сточных вод. Украина занимает второе место в мире по масштабности систем централизованного теплоснабжения, но не имеет достаточно инвестиций и использует устаревшие нормы, что приводит к избыточным финансовых затрат и неэффективной деятельности с энергетической точки зрения. Страны Северной Европы имеют ведущие мировые наработки в области централизованного теплоснабжения, которые, в условиях широкого применения, помогут Украине экономить средства за счет более эффективного использования ресурсов и на эксплуатации систем. Поэтому наши владельцы – пять стран Северной Европы – видят здесь идеальное сочетание, которое приведет к очень значительных преимуществ для Украины как в финансовом,
Наши займы украинским муниципалитетам на реконструкцию общественных зданий, таких как детские сады, школы, больницы и другие учреждения здравоохранения, а также модернизация сетей уличного освещения помогают им уменьшить потребление тепловой и / или электроэнергии и значительно улучшают комфорт для жителей. Эта экономия приводит к экономии средств для муниципалитетов.
В Украине есть большой спрос на кредитные программы НЕФКО, а потому самый портфель проектов мы сейчас именно здесь – около 200 текущих и завершенных проектов. НЕФКО также активно сотрудничает с Восточноевропейским партнерством по вопросам энергоэффективности и экологии (Е5Р) и является одной из наиболее активных организаций, которые занимаются внедрением проектов в рамках этого партнерства. Все государства Северной Европы делают свои взносы в украинском программу Е5Р.
– С какими проблемами сталкивается НЕФКО при реализации проектов в Украине? Своевременно возвращаются кредитные средства? Достаточен ли уровень технической компетентности и готовности подрядчиков?
– По нашему опыту, займы возвращаются вовремя, и мы, в основном, наблюдаем хорошую техническую компетентность со стороны подрядчиков. Однако, иногда мы сталкивались с нехваткой квалифицированных участников тендеров и приходилось повторно их проводить, что приводило к задержкам. Некоторые наши проекты в населенных пунктах задерживаются на длительное время в связи с необходимостью получать согласования, например, со стороны соответствующих органов власти и Антимонопольного комитета, что приводит к затягиванию с реализацией проекту. Иногда городской власти и коммунальным службам также трудно найти квалифицированных специалистов для управления проектам. Это также может привести к значительные задержки.
Подрядчики привлекаются в соответствии с методами и правил осуществления закупочной деятельности НЕФКО. В муниципальных проектах городская администрация или коммунальное предприятие через соответствующую Группу по реализации проектов отвечает за организацию закупок. Группа по реализации проекту (ГРП) состоит из главных сотрудников городской государственной администрации и коммунальных предприятий. К проекту привлекаются независимые консультанты по мониторингу проекту и поддержки ГРП, работа которых финансируется за счет грантов, полученных НЕФКО, с целью обеспечения поддержки заемщика при проверке победителей торгов, соблюдение правил закупок НЕФКО и дальнейшего внедрения проекту.
Мы заранее оцениваем экологическую пользу проектов, которые финансируем, и отслеживаем результаты для окружающей среды в течение срока действия проекту. Каждое проектное предложение оценивается, учитывая его влияние, включая не только экологические, но и социальные, и другие аспекты.
– Как в НЕФКО видят пути преодоления кризисной ситуации в секторе ВИЭ, где “зеленая” генерация не получает выплаты в полном объеме, не возвращают долги и т. д.? Кто виноват в этой ситуации? Или просчитывались риски для проектов с ВИЭ в НЕФКО на этапе принятия решения об участии корпорации в них?
– “Зеленый” тариф был необходим для начала рынке возобновляемых источников чистой энергии, но, к сожалению, сначала он не был достаточно структурирован, а когда нужны были изменения, не все было сделано для того, чтобы сохранить доверие инвесторов к Украине. Главным принципом должно быть то, что действующие соглашения должны выполняться, а правительство должно оплачивать свои обязательства перед производителями.
Изменять и снижать зеленые тарифы – это нормально. В других странах, где “зеленые” тарифы использовались для стимулирования производства более чистой энергии, тарифы постепенно уменьшали или ограничивали определенным объемом произведенной и переданной энергии, чтобы сделать рынок более предсказуемым и устойчивым. Однако существующие соглашения выполняются, а правительства платят свои долги.
НЕФКО решила не принимать новые инвестиции в восстанавливаемый сектор, пока ситуация с зелеными тарифами не будет решена, а правительство не предпримет согласованные платежи за возобновляемую энергию в полном объеме но не будет введена предполагаемая и устоявшаяся система взаимодействия.
Оценка рисков всегда проводится в наших проектах, но мы, как правило, сосредотачиваемся на проектные рисках, а не на государственных. Как международная финансовая организация, мы можем выдержать государственные риски в Украине, но многие инвесторы воздержатся от инвестиций, когда риск неплатежеспособности государства слишком высок.
В течение следующих лет мы будем концентрироваться на поддержке местных малых и средних зеленых проектов. Обычно они связаны в частности, с энергоэффективностью, централизованным теплоснабжением и водоотведением; были бы интересными и другие проекты, которые имеют определенную связь со скандинавскими странами, например, в области гидроэнергетики.
В государственном секторе мы столкнулись с определенными задержками из-за пандемии COVID-19, однако в большинстве случаев проекты и программы движутся вперед в соответствии с планом.
– Вы работали достаточно длительное время в секторе телекоммуникаций. В мире известны примеры, когда тепло дата-центров используется для отопления зданий. Возможны ли такие инновационные проекты в Украине, по Вашему мнению?
– Да, абсолютно! Использование избыточного тепла от центров обработки данных или от промышленности является обычной практикой для многих стран. На самом деле мы уже внедряем два проекты в Украине, где избыточное тепло от промышленных предприятий используется для систем централизованного теплоснабжения, которые подают тепло для жилых домов. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)