1. Столько “мероприятий по контролю качества топлива на АЗС и АГЗС” Госэкоинспекция провела в 2020 г. Это на 37% больше, чем в 2019 г., сообщает глава ведомства Андрей Малеваный в Facebook.

Проверено, выявлено, оштрафовано. В общем, все как полагается. В тексте – уверенный посыл, что ситуация под неусыпным рыночным контролем, а качество нефтепродуктов в стране на высоте. На прикрепленном профессионально обработанном фото – лощеные раздаточные пистолеты. В комментариях – одобрительные возгласы от юзеров с признаками фиктивности, а попросту говоря ботов. Весьма красноречивый сигнал.

Пост главы ГЭИ оказался очень своевременным, поскольку к работе организации накопилось очень много вопросов, в том числе критичных.

Государство, напомню, устранилось от контроля за фактическим качеством топлива очень давно. Впрочем, ситуация до 2019 г. была терпимой: если что-то и просачивалось через дунайские камыши мимо таможни, то нормального качества, а работа мини-НПЗ в промышленных масштабах прекратилась. Однако коррупция сильно измельчала и производство бодяги стало намного дешевле, чем раньше. Весь прошлый год сигналы о распространении фальсифицированного топлива становились все сильнее, а к осени о засилье бодяги уже кричали на каждом углу. По нашим оценкам, в стране производится уже под 35 тыс. т фальсифицированного бензина и ДТ в месяц, а легальные производители фиксируют отток клиентуры.

Ответственной за борьбу с этим делом Кабмин уполномочил ГЭИ. Как сообщал сам Малеваный, для инспекции даже предусмотрели средства в госбюджете для проведения лабораторных анализов топлива. Однако, как и опасались операторы и топливные компании, по состоянию на февраль никаких подвижек в контроле качества нет. Вся активность скатилась к проверке запятых и десятков печатей в сотнях бумажек, никак не влияющих на качество топлива. Взять то же сообщение шефа ГЭИ: “признаки фальсификации документов”, проведение экспертизы не теми лабораториями и т. д. Где ароматические углеводороды, сера, давление насыщенных паров? Хоть что-то, касающееся качества. Зато есть вылизанные посты, сладкие фоточки, шаблонная реформаторская риторика.

Даже проведенные проверки Госэкоинспекции касаются исключительно крупных легальных операторов, которые всегда на виду. В то же время по рынку циркулирует куча бодяги и работают сотни “бочек”. И большинство из объявленных 7,5 млн. штрафов явно уплачено компаниями, к фактическому качеству топлива которых вряд ли есть претензии.

В начале 2010-х аналогичной работой занимался Госпотребстандарт, заставлявший всех клеить на стелы нечитабельные бумажечки с энциклопедической маркой дизтоплива. И тоже рапортовал о сотнях проверок и миллионах штрафов. Закрытие конторы на качестве топлива в стране не сказалось никак.

Ухудшение качества топлива в Украине обострило запрос на помощь государства, однако ее возобновление уверенно катится в тартарары. Общение с руководством ГЭИ в рамках онлайн-конференции вскрыло глубокое непонимание многих аспектов функционирования рынка нефтепродуктов. Дальнейшее общение ожидаемо не задалось. Тем временем инспектора на местах создают реальные проблемы для нормальной работы топливных компаний. Ну а переезд главного офиса инспекции в Кривой Рог, на родину президента, похоже, стал последним гвоздем в гроб светлой надежды. Хочется ошибаться, но других ощущений пока нет. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий