Ближневосточный эмират Катар решил стать главнейшим поставщиком сжиженного природного газа. В том, насколько реальны планы эмирата и как это скажется на российской экономике, разбирались “Известия”.
Государственная нефтяная компания Катара Quatar Petroleum объявила о планах в ближайшие годы увеличить поставки СПГ с текущих 77 млн. т до 110 млн. т к 2025 г. и до 126 млн. т – к 2027 г., то есть на 43%. Инвестиции в проект составят $29 млрд., из них чуть менее половины – на строительство новых мощностей. Запуск намечен на конец 2025 г.
Сейчас Катару и так принадлежит первенство на рынке СПГ – 26,5%. Но первенство не бесспорное: отрыв от ближайшего преследователя – Австралии – 0,5%. Третье и четвертое места занимают США (14,7%) и Россия (10%).
Места хватит всем
Рынок СПГ – очень молодой и эластичный, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. Она обращает внимание на тот факт, что реальная потребность в СПГ гораздо выше, чем пока могут покрыть страны-экспортеры. Отдельные предприятия еще не вышли на проектную мощность или вообще находятся в стадии строительства. Поэтому даже если Quatar Petroleum сможет реализовать свои планы, баланс может остаться прежним: конкуренты также наращивают мощности.
“Высокий потенциал у России. К сожалению, сейчас реализация проектов сильно затормозилась из-за экономии на капитальных инвестициях и новых стройках из-за пандемии. Хорошие начинания были у “Роснефти” и “Газпрома”, но пока эти проекты – очень перспективные – остаются на бумаге. Впрочем, надежда на исполнение остается: СПГ – востребованный продукт. В этом плане пока хорошо “идет” НОВАТЭК: несмотря на торможение из-за событий 2020 г., проект “Арктик СПГ 2″ мощностью около 20 млн. т в год продолжает строиться. Запуск этих проектов изменил бы ситуацию на мировом рынке”, – заключает эксперт.
“В последние годы мировой рынок СПГ достаточно активно развивается. Только за последние 6 лет производство выросло на 55%, с 244 млн. до 378 млн. т/год. На основе текущих инвестиционных проектов можно ожидать, что к 2025 г. мировые мощности увеличатся еще на 20%”, – подсчитал для “Известий” Марсель Салихов, директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ. По его словам, Россия является крупным игроком на этом рынке.
Эксперт обратил внимание, что даже пандемия и падение цен не смогли сократить экспорт СПГ из России – он вырос на 4,5%, до 30,2 млн. т. Главные покупатели – страны Азии (Япония, Южная Корея, Китай), а также Бельгия и Франция. По мнению Салихова, рынок СПГ сохранит положительную динамику и в обозримом будущем.
Азия решает
В долгосрочной перспективе рынок продолжит расти со среднегодовым темпом в 4% и к 2030 году достигнет 527 млн. т. Этот прогноз означает высокий потенциал рынка для участников, считает аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин.
“Решение Qatar Petroleum – значимое событие для глобального рынка СПГ, поскольку вводы такого масштаба происходят нечасто. С учетом дальнейших планов Катара по увеличению мощностей до 126 млн. т его доля на глобальном рынке вырастет. Географическое положение обеспечивает Катару гибкость с точки зрения каналов поставок. Сегодня до 68% производимого СПГ направляется в страны Азии, а крупнейшими потребителями являются Китай и Индия, 27% – в Европу. Поскольку именно АТР станет основным драйвером роста мирового потребления СПГ, географическая структура поставок, вероятно, сохранится и в будущем”.
“Перспективы России в таком контексте также привлекательны. Реализация заявленных проектов позволит нарастить производство с 28,7 млн. т до более 110 млн. т к 2030 г. Таким образом, России по силам войти в тройку крупнейших игроков”, – резюмирует Тимонин.
Катар давно является крупнейшим производителем СПГ, однако Австралия уже почти догнала ближневосточный эмират, добавляет Марсель Салихов из НИУ ВШЭ.
“Катар долгое время придерживался пассивной стратегии и не инвестировал в расширение производства. Последние 10 лет мощности Катара по производству СПГ остаются на уровне 77-78 млн. т в год, несмотря на то, что запасы газа (месторождение Северный Парс) позволяют увеличить добычу газа и производство СПГ”, – рассказал эксперт.
Экологичные виды топлива – драйвер развития рынка
Очевиден тренд на экологию: происходит постепенное замещение угля, который является наиболее “грязным” видом топлива, отмечает аналитик ГК “Финам” Анна Зайцева.
“Несмотря на сокращение потребления в 2020 г. на 4% из-за пандемии коронавируса, газовый рынок оказался более устойчив к внешним шокам по сравнению с нефтяным. Ожидается, что уже в текущем году потребление газа в мире вернется к докризисным уровням. Запрос на экологичные виды топлива будет диктовать рост востребованности СПГ”, – говорит эксперт.
Россия к 2035 г. должна построить 10 новых заводов по выпуску сжиженного газа. Таким образом, как подчеркивает Зайева, будет достигнут трехкратный рост объемов производства СПГ. В соответствии с Энергетической стратегией – 2035, утвержденной правительством в 2020 г., к 2024 г. Россия выйдет на объемы добычи в 65 млн. тонн СПГ в год, а к 2035 г. – на 80-140 млн. т и увеличит свою долю на рынке. (Известия/Энергетика Украины и мира)