Несмотря на обещания президента Владимира Зеленского, нелегальные заправки и мини-НПЗ не исчезли с топливного рынка страны.

9 января 2021 Украина должна была отмечать первую годовщину победы над нелегальным сегментом рынка.

Именно дату 9 января 2020 как дедлайн очертил бывший премьер Алексей Гончарук, когда по поручению президента Владимира Зеленского в декабре 2019 объявлял войну нелегальным заправкам.

Еще год назад ЭП указывала на ряд важных нюансов, которые могли повредить реализации планов властей. Так оно и получилось. Представители бизнеса снова заговорили о необходимости прекращения масштабных схем на рынке топлива.

Хотя ситуация несколько улучшилась, до полной остановки схем еще далеко. Что удалось сделать за год, ошибки не позволили власти полностью уничтожить нелегалов и что делать дальше?

Как все начиналось

Идея ликвидировать “черные” АЗС возникла в декабря 2019 г. на одной из встреч президента Владимира Зеленского с представителями бизнеса. Зеленский хотел, чтобы последние более активно снижали цены на топливо для конечных потребителей.

Во время общения трейдеры пожаловались президенту, что не могут существенно снизить цены из-за искажения конкуренции на рынке, вызванное нелегальными АЗС и нефтеперерабатывающими заводами.

Зеленский пообещал, что нелегалы прекратят работу и дал соответствующее поручение тогдашнему председателю правительства Алексею Гончарук. Последний заверил, что до 9 января 2020 силовики отправят теневиков на свалку истории.

К реализации обещанного приступили сразу. Служба безопасности Украины и налоговики начали отчитываться о закрытии сотен “подзаборного” АЗС.

“Всего совершили 2,2 тысячи проверок силами ДФС, Нацполиции и СБУ. Проверили информацию о 1,399 тысячи нелегальных АЗС: 377 – остановили деятельность, 316 – демонтированы ранее или отсутствуют по адресам, 243 – демонтированы за отчетный период, 463 – оформили лицензию”, – отчитался 11 января Гончарук.

По данным “Нефтегазовой ассоциации”, на начало 2020 г. в результате действий силовиков перестали работать 427 АЗС из более тысячи выявленных.

“Закрыли около 800 незаконных заправок. Это неплохое начало”, – сообщил Зеленский в феврале на очередной встрече с участниками рынка.

Окончательные цифры в июле озвучила Государственная фискальная служба. После проверки 3206 точек продаж топлива закрыли 833 нелегальных АЗС.

“На этом работа ДФС не останавливается, ведь важно, чтобы по этим адресам незаконная деятельность не восстанавливалась. По последней информации, на большинстве незаконных объектов отсутствуют признаки восстановления работы”, – отмечал тогдашний в. о. председателя ДФС Сергей Солодченко.

После этого количество сообщений о нелегалов начала уменьшаться, пока этот вопрос не исчез с повестки дня власти.

Миллиардные потери бюджета

В 2020 г. ЭП писала, что одним из ключевых факторов, который не позволит выиграть войну с нелегалами, является борьба не с причиной, а с последствиями.

Вместо того, чтобы находить и обезвреживать источники происхождения нефтепродуктов, силовики начали закрывать каналы сбыта. Основной источник таких нефтепродуктов – малые нелегальные НПЗ, которых в Украине насчитывается несколько десятков.

По данным консалтинговой группы “А-95”, такие НПЗ ежегодно выпускают около 300 тыс. т продукции, которая используется для производства контрафактного бензина и дизельного топлива. Ежегодные потери бюджета составляют 3730000000 грн.: 1910000000 грн. акцизного налога и 1820000000 грн. НДС.

“Реальная сумма бюджетных потерь может быть выше с учетом неуплаты земельных и зарплатных налогов, военного сбора, налога на прибыль”, – отмечают в “А-95”.

Так удалось закрыть нелегальные АЗС?

17 февраля карта Нефтегазовой ассоциации содержала информацию о 103 места нелегальной продажи горючего. Это немного по сравнению с показателем конца 2019 г. Впрочем, информация на карте прилагается добровольно и только теми, кто об этом знает, поэтому реальные масштабы сети нелегальных АЗС неизвестные.

Нефтегазовая ассоциация недавно заявила о расцвете схем на рынке топлива. Об огромном количестве фальсификата говорят и профильные эксперты. По их расчетам, доля теневого рынка бензина, ДТ и автогаза составляет 17-23%.

Ежегодные потери бюджета из-за нарушения кассовой дисциплины автозаправочными станциями оцениваются 10,9-14,6 млрд. грн.

Ренессанс нелегалов

Опрошенные ЭП эксперты и участники рынка считают, что, несмотря на эффективную борьбу с нелегалами в начале 2020 г., власть эту войну проиграла.

“Инициативы власти ни к чему не привели. Был некий аттракцион по борьбе с незаконными АЗС. На самом деле закрыли не из заправки, а определенные предприятия. Они были перерегистрированы и права аренды получили другие компании”, – заявляет эксперт Геннадий Рябцев.

По его словам, сейчас большинство из 833 официально “закрытых” станций открылись и снова работают.

Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн отмечает, что огромный объем нелегальной продукции мини-НПЗ сейчас наблюдается в эконом-сегменте рынка. Согласен с ним директор научно-технического центра “Психея” Сергей Сапегин.

“Действия власти были неэффективными. Мы видим, что эти АЗС есть и они работают. Я сам заправлялся на одной из таких АЗС, и все мои попытки получить чек ни к чему не привели. Значит, они же работают”, – говорит Сапегин.

Продажа топлива без регистрации через РРО или с выдачей фальшивых чеков – еще одна вопиющая проблема рынка.

“В результате на АЗС возникает неучтенное наличные, используемая для закупки контрафактного горючего в мини-НПЗ и осуществляется” реализация “документов на такое топливо предприятиям реального сектора экономики с целью неуплаты НДС и налога на прибыль”, – заявляют в Нефтегазовой ассоциации.

“Наличие нелегального горючего – это комплексная проблема. Ее нельзя решить, закрывая АЗС. Когда волна репрессий останавливается, то начинают открываться новые АЗС”, – добавляет Рябцев.

Что поможет положить конец нелегалам? Первое и ключевое – надо искать и обезвреживать источники происхождения неучтенных нефтепродуктов – мини-НПЗ.

“Надо восстановить контроль качества. Необходимо создать систему по примеру любой страны ЕС и проверять качество продукции на заправках и происхождения нефтепродуктов”, – говорит представитель одной из сетей АЗС.

Также участники рынка предлагают приравнять реализацию некачественного топлива к преступлениям в сфере экономической деятельности.

“Все эти требования не раз ставились ответственным органам власти, в частности СНБО”, – говорит один из членов профильной ассоциации.

Кроме того, недавно о нелегальных схемы на нефтегазовом рынке страны был проинформирован Зеленский. Представители Нефтегазовой ассоциации призвали президента поручить правоохранительным и контролирующим органам возобновить проверки и наказать нарушителей.

Впрочем, публичной реакции со стороны первого лица на обращение участников рынка не было. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий