В 2019 г. в импорте сжиженного газа отметилось около 160 операторов. О климате 2020 г. может сказать один такой факт: импортеров осталось 130. Безусловно, это не значит, что они покинули рынок, но отошли от импорта не от хорошей жизни. Мы решили отследить, как жилось ТОП-15 ресурсодержателей сжиженного газа в 2020 г.
В нашем объективе – только спотовый объем. Годовые, месячные и другие формульные объемы не очень интересны, поскольку они не требуют оперативного реагирования на изменения рынка, а соответственно не отображают в полной мере настоящего трейдерского успеха.
И хотя переток ресурса между трейдерами имеет место, основную часть своих объемов все участники рейтинга закупают самостоятельно. А это значит, что ключевые тенденции снабжения, трейдерское мастерство (или фарт) рекордного обвала цен и перспективы на 2021 г. каждого из них поддаются интересному анализу.
Группа “Приват”. Гигант украинского рынка, все прочнее идентифицируемый под брендом “Укртатнафта”, продолжил наращивать свое влиянием.
За 2020 г. через руки группы прошло около 302 тыс. т (+17%). Основу объема, находящегося в руках “Привата”, по-прежнему составляют около 85% аукционного ресурса “Укрнафты” и производство Кременчугского НПЗ, где за год прибавилось около 14 тыс. т. Но главного продвижения группа достигла на поприще морского импорта. То, что еще в 2014 г. могло показаться бредом, в 2020 г. залетало на “ура”: лодки из Нидерландов, Греции, Алжира, даже американские “молекулы свободы”, разлитые в танкера помельче на Кипре: Какого только газа не видели на “Укрлоудсистеме” в 2020 г.
Активизация импорта через Одессу была неизбежна. Перевалка на море транзитного газа из Казахстана к 2017 г. закончилась, а черноморский ресурс все чаще начал проходить в Украину. В 2018 г. “Укрлоудсистем” перевалил для “Привата” первые 2,2 тыс. т, в 2019 г. качнул 31,7 тыс., а в 2020 г. обеспечил более 60 тыс. т.
Экономика морских поставок легка для подсчета, который показывает, что нередко эффект получается нулевой. Но есть нюансы. Во-первых, ноль – это при “лобовом” расчете по среднерыночным тарифам. А если учесть перспективу высыхания “Укрлоудсистема”, то очевидно, что логика (а с ней и тарифы) будет уже иной. Во-вторых, сами приватовцы не скрывают, что порой были готовы пожертвовать маржой для продвижения на рынке.
Да и сама команда снабженцев “Привата” явно заматерела. Например, если в 2019 г. основной объем обеспечил Vitol, к услугам которого чаще всего прибегают лишь в безвыходных ситуациях, то в 2020 г. международный трейдер продал в Одессу лишь половину суден. Остальное “Укртатнафта” закупила самостоятельно.
По нашей оценке, оптом “Приват” реализовал в 2020 г. около 50 тыс. т, став тем самым вторым по объемам оптовиком после “Надежды”. В 2021 г. кременчугские трейдеры планируют увеличить поставки с моря на 50%. А это значит, что придется затянуть пояса не только южанам, но и трейдерам из центральных регионов.
“БРСМ”. Растущее влияние “БРСМ” на рынке уже осознали все, кроме, пожалуй, самого владельца этого бренда. В 2019 г. по объемам сеть уступила “Привату” и “Надежде”, а в 2020 г. через “БРСМ” прошло более 170 тыс. т, или 8,5% всего украинского рынка. Это почти на четверть больше по сравнению с 2019 г.! Просто осознайте: каждый 12-ый литр газа в стране проливает Андрей Биба через свои 200 АЗС (3-4% рынка по количеству). В 2020 г. сеть стала одной из очень немногих, нарастивших и точки продажи, и удельные проливы. За год розничная сеть приросла на 16%, а оценочные продажи – на 20-25%.
Закупки росли как по импорту, так и на внутренних аукционах. Якорным поставщиком остается “Роснефть”, на втором месте по объемам – “Трансэкспедиция”. Из заметных в 2020 г. изменений можно выделить августовский переход с ресурса “Лукойла” на ТШО. И если летом место имели небольшие спотовые поставки, то к концу года “БРСМ” обзавелась казахским “термом”.
Крайне удачно прошла компания и весенний кризис. Умышленно или нет, но сеть неожиданно снизила импорт в феврале до 8 тыс., хотя еще в таком же “мертвом” январе привезла 11,6 тыс. т. Таким образом сеть вошла в жесткий март почти без остатков дорого газа, нарастив поставки сразу после обвала цен. Так повезло не всем.
“Надежда”. Полтавский тяжеловес очень старался, стал крупнейшим импортером, но в общем зачете получил бронзу. По нашим прикидкам, прирост поставок опередил динамику на станциях BVS, а отсюда вывод, что пришлось больше продать оптом. Благо, братья Батраченко усердно инвестировали время и деньги в ГНС, в лицензии на производство, техусловия и лабораторную базу, создав хороший задел на будущее. Ведь конкуренты особо не торопятся.
В 2020 г. “Надежда” импортировала и купила на аукционах около 167 тыс. (+6%). Портфель поставщиков полтавского трейдера насчитывал 18 источников только по импорту. Ориентация на газ производства “Тенгизшевройла” становится все более выраженной – на него пришлось 63% ресурса “Надежды”, тогда как в 2019 г. – лишь 45%. Этим, видимо, и объясняется напор, с которым Станислав Батраченко борется за прозрачность украинской котировки Argus – ценового индикатива большей части его ресурсов. Определенные успехи есть, но работы еще много.
В 2020 г. “Надежда” увеличила закупку у “Белоруснефти” в ущерб “Трансэкспедиции”. Также под нож пошла часть термов Proton Energy и PKN Orlen.
Если говорить об экономике, то очевидно, что год начался тяжело: в январе-феврале “Надежда” импортировала почти по 11,5 тыс. т газа, что на треть больше показателей 2019 г. А в кризисном марте поставки выросли до 13,1 тыс. т.
“Авантаж 7”. Если “БРСМ” – основной раздражитель на рынке, то “Авантаж 7” – точно второй. Дерзкие стройки, агрессивная, зачастую необъяснимая ценовая политика, “голубой глаз” менеджмента – “Авантаж” хорошо знает, как довести конкурентов до белого каления.
В 2019-2020 гг. компания-дискаунтер Натальи Чирич и Артема Билыка совершила заметный прорыв. На ключевых въездах и выездах Киева были открыты крупные комплексы, оттянувшие на себя большой кусок трассового потока. В хранении компания приросла сразу тремя объектами, среди которых – известная ГНС в Токмаке (Запорожская область) и две новых ГНС, заточенных на столичный регион. Речь о Заворичах в Броварском районе Киевской области и расположенной неподалеку Лосиновке (Нежинский районе Черниговской области).
Расширением в регионе “Авантаж” компенсировал эвакуацию с Макаровской ГНС, где, как известно, длительное время продолжался конфликт семейства Чиричей.
Объемы “Авантажа” в 2020 г. – 130 тыс. т, что на 4% меньше, чем в 2019 г. На фоне расширения розницы это может говорить о том, что компания более активно подбирала ресурсы на внутреннем рынке.
Портфель поставок у “Авантажа” по-прежнему выглядит одним из наиболее устойчивых и диверсифицированных среди игроков рынка. На 5 источников поставок приходится более 92% импорта, а на самый крупный из них (ТШО) – 37% (22% в 2019 г.). Увеличение импорта из Казахстана произошло за счет урезания термов Proton и “Гран При”. Немного приросли в “портфеле” белорусы, в частности, БНК с мозырским ресурсом.
С точки зрения привязки импортных поставок к польскому и украинскому ценовым индексам четко просматривается стремление к пропорции 50/50.
В феврале-марте оператор если и завез больше, чем нужно, то ненамного. Это, впрочем, не помешало выгодно закупиться в апреле и продолжать удивлять конкурентов низкими ценами.
ОККО. Львовский грифон за 2019 г. прибавил на “импортном” фланге, при этом заметно сократив закупку на аукционах внутренних производителей. В итоговом зачете – 95,3 тыс. и почти -9% к прошлому году.
С раскладыванием яиц тут не заморачиваются: якорными поставщиками остаются “Роснефть” и ТШО, хотя в их пропорции и произошло изменение в пользу казахов. Кроме них, прямого импорта на ОККО заходило в 2020 г. лишь три поставки с “Трансэкспедиции” и Orlen общим объемом до тысячи тонн. Как видим, ритейлер сделал твердую ставку на TERM-контракты. На 2021 г. эта конфигурация, похоже, сохранится.
За февраль-март 2020 г. ОККО завезла чуть более 15 тыс. т, что на 20% больше, чем в 2019 г. Однако болезненным остатком в апрель переползло немного: в предкризисный период сеть хорошо проросла в розничных продажах. В следующих месяцах о росте пришлось лишь мечтать.
С открытием ГНС в Золочеве ОККО получила возможность стать центром влияния в западных регионах, однако присутствие оператора в опте пока не особо ощущается. Здесь привыкли к розничным маржам, а не оптовым.
WOG. “Зеленый брат” не мог сильно отстать от своего основного конкурента и поэтому занимает четвертую строчку. Правда, корзина поставок иная. Около 70% ресурса остается за “Тенгизшевройлом”, а остальные 30% раздроблены между кучей источников. В 2020 г. компания получала ресурс от 16 контрагентов из Латвии, Литвы, Молдовы, Польши и Хорватии.
Также в корзине WOG дорогие объемы “Белоруснефти” (имеется терм на 500 т/мес.), Мозырского НПЗ и белорусских перевалок. В жаркие месяцы на подмогу были призваны небольшие ресурсы Мажейкяйского завода, активно подбирался российский спот, активизировалась перекупка на внутреннем рынке.
Знаковым событием 2020 года стало возвращение WOG в число покупателей Proton Energy. Сеть подписалась на около 1000 т в месяц.
Всего через WOG за год прошло 80,9 тыс. т. Это на 8% больше, чем годом ранее. Мартовскую турбулентность WOG должен был пережить спокойнее остальных, поскольку привез если и больше своих розничных потребностей, то ненамного.
Wexler Group. Общие поставки газа от Proton Energy в адрес “Глуско Украина” второй год держатся на одном уровне – 9 тыс. т/мес. Как мы писали раньше, 2019 г. выдался для клиентов Proton удачным, поэтому желающих переподписать контракт было достаточно. Но в 2020 г. индексы снова перекосило, и термовики Proton, в том числе и “Глуско”, оказались в менее выгодном положении, чем покупатели, привязанные к “украинской” котировке. По нашим данным, гривневых термов удалось продать всего 3 тыс. т в месяц вместо 5 тыс. т в 2019 г.
Таким образом, объем, который команде “Глуско” пришлось пристраивать в спотовом опте и собственной розничной сети, значительно вырос и составил 80,4 тыс. т.
Интересным событием стало подписание терма с “Белоруснефтью” на 500 т в месяц. По словам трейдеров “Глуско”, белорусская прибавка здорово выручает в жаркие месяцы. В 2021 г. поставки с Речицы планируется увеличить.
В отличие от предыдущего года, в 2020 г. большая часть объемов “Глуско” ушла в розницу. Там компания приросла как в заправках, так и в удельных продажах.
Кроме того, ожидается, что в скором времени к “Глуско Украина” перейдут объемы газа компании “Оптимус LPG”, а это еще порядка 2,5 тыс. т в месяц. Таким образом, в структуре Wexler Group останется единый трейдер автогаза, а “оптимусы” сосредоточатся на других проектах.
Чтобы пристроить новые объемы, трейдерам “Глуско” придется еще активнее работать локтями в плотной среде коллег по рынку, в том числе на спотовом рынке. Усилиться на оптовом поприще должна помочь новая ГНС в Борисполе, которую компания оформила в аренду у компании “Укройлхим”.
Для розницы у “Глуско” есть проверенный рецепт – цена. За счет агрессивной политики сеть заметно прибавила в прокачках автогаза, что видно даже невооруженным взглядом на комплексах игрока.
“КЛО”. В последние несколько лет столичная компания практически полностью устранилась с аукционов внутренних производителей, перейдя на импортное снабжение и перекупку объемов на внутреннем рынке. По итогу года “КЛО” немного увеличила закупку (на 5%), до 73,2 тыс. т.
В компании говорят, что в мартовский кризис вошли с увесистыми остатками. “В результате напряженных переговоров удалось где-то сократить объемы, где-то перенести”, – говорит представитель трейдерского состава киевской сети.
Из импортированных 73 тыс. т на газ “Роснефти” пришлось почти 46, что соответствует уровню 2019 г. Партнеры сотрудничают с самого появления Proton Energy на украинской границе.
При этом в 2020 г. “КЛО” отказалась от терма “Белоруснефти”. Его заменили на поставки аналогичного объема от “Гран При”. По 1 тыс. т белорусского газа компания импортировала в июне и ноябре. В самые проливные месяцы разбавляли “клошники” российский ресурс и литовским.
Несмотря на среднерыночные цены на стеле, “КЛО” остается активнейшим участником в бессмысленной и беспощадной битве дискаунтеров типа “БРСМ” и “Авантажа”. Только это позволило в 2020 году снова нарастить продажи газа, хотя сеть увеличилась всего на один комплекс.
“Сокар”. Резкие движения – это не про “Сокар”. Дочка азербайджанской компании 2020 год отработала четко в параметрах предыдущего года. Ресурсы внутренних производителей (не считая десятка вагонов) “Сокар Энерджи Украина” не приобретает, сосредоточившись на импорте.
Якорным поставщиком трейдера остается ТШО, ежемесячный терм на 3,5 тыс. т составляет 77% сетки. Еще по 1 тыс. т компания законтрактовала у “Белоруснефти”. Эпизодические спотовые объемы в теплые месяцы были импортированы через западную границу из Польши и Чехии. Российские поставки из корзины исчезли полностью.
Продажами непремиального автогаза премиальная сеть похвастаться не может: “Сокар” в первую очередь известен в оптовом сегменте рынка сжиженного газа, где реализуется три четверти его ресурсов. Поэтому сокращение спроса в марте-апреле, похоже, серьезно ударило по оптовому крылу. В I квартале 2019 г. компания завезла 9,2 тыс. т, тогда как за три месяца 2020 г. – 11,8 тыс. т. Немалый дорогой остаток переполз на “мертвый” апрель.
Аномально низкие цены “Сокара” на оптовом рынке часто не находят объяснений украинских трейдеров. Говорят, после 2020 г. у азербайджанских руководителей к этому крылу также возникли вопросы.
“Газтрон Украина”. Небольшой, но активный игрок в 2020 г. увеличил обороты на 20%, вернувшись в первую десятку импортеров после перерыва в несколько лет. Прибавил “Газтрон” как по импорту, так и на внутреннем рынке, суммарно продав более 48 тыс. т газа.
В импорте трейдер был неоригинален – на ТШО пришлось 90% импорта, это на 19 пп больше, чем годом ранее. Остаток приехал с Польши, России и Беларуси. В частности, “Газтрон” отказался от терма “Гран При”, перейдя на ситуативные закупки.
Локдаун трейдер перенес сравнительно неплохо. Удалось не только заметно сместить отгрузки с марта, но и импортировать в “дешевом” апреле рекордный месячный объем за последние два года. Будь в строю трейдера крупная ГНС, вероятно, удалось бы затариться дешевым газом еще плотнее.
По имеющимся данным, на 2020 г. “Газтрон” подписал “длинный” контракт на снабжение газом сети Shell в Украине. Владиславу Колодяжному удалось подвинуть таких “зубров” как “Надежда” и “Захидэкотоп”, давно снабжающих Shell. Речь идет о 1,4-1,5 тыс. т в месяц. Объем небольшой, да и вряд ли конкуренция на тендере позволила прикрутить нормальную маржу, но ситуация в компании требует любого заработка. Как известно, в 2019-2020 годах “Газтрон” был вынужден отказаться от ряда начатых проектов, заметно сократить персонал и переехать в офис поменьше.
“Автотранс”. Конфигурация поставок “Автотранса” выглядит отлично: 90% заведено в TERM-контракты, которые почти равномерно распределены между “Роснефтью”, “Лукойлом” и ТШО. Остаток ресурса трейдер подбирает на споте, где подешевле.
Из плохого. По итогу 2020 г. среди крупных трейдеров полтавчане больше других сбавили обороты – закупка ресурса сократилась на четверть, до 45 тыс. т. В компании это объясняют ужесточением контроля и требований к контрагентам во избежание дальнейших претензий фискалов.
“Абсолютно легально проданный газ в дальнейшем может всплыть где угодно, и фискалы всегда начинают идти по цепочке вплоть до первого продавца. Мы решили продавать меньше, но спать спокойно”, – поясняет снижение поставок представитель “СВГ Плюс”, трейдерского подразделения группы “Автотранс”.
“Алинтрейд”, “Оптимал Текс”, “Ультрамарин трейдинг”, Мotto. Следующий участник рейтинга – целая группа компаний. Разделить их объемы можно, но явно не стоит: работа трейдеров на рынке СУГ проходит под прямым или опосредствованным контролем Алексея Костяка. Портфель поставок набирающего вес на рынке трейдера в 2020 г. вырос на 10% и составил 42,3 тыс. т. Более трети объема пришлось на закупки у внутренних производителей.
Один из основных каналов продаж группы – розничная сеть Мotto, газовое крыло которой курирует Костяк. Остаток продается оптом сторонним компаниям.
“Оптимал Текс” и “Алинтрейд”, пришедший на смену “Аксис трейду”, в структуре группы занимаются сухопутным импортом, которого было оформлено около 9 тыс. т. В его числе – газ белорусских производителей и перевалок, а также российские источники в виде “Омского каучука”, “Лукойла” и “Газпрома”. В предлокдаунные месяцы группа не проявляла активности, импортируя минимальные объемы под опт.
“Ультрамарин трейдинг”, совместный проект Костяка с Андреем Киселевым, с июня стал единым импортером морских поставок. Момент для старта выдался не самый благоприятный. Регулярные и более дешевые за счет большего тоннажа лодок грузы “Привата” основательно залили газом южные окраины нашей необъятной родины. Но, несмотря на все это, Николаев принял с моря более 20 тыс. т газа. “Оперативность, гибкость, доверие клиентов, профессиональные трейдеры”, – сухо описывают рецепт успеха в “Ультрамарине”.
Там говорят, что в ближайшее время планируется старт перевалки газа в Бердянске, где компания уже дебютировала с импортом морского ДТ.
“Еврогазгрупп”. Как упоминалось выше, Андрей Киселев организовал совместную компанию “Ультрамарин трейдинг” с Алексеем Костяком. В то же время его базовая трейдинговая единица – “Еврогразгрупп” – продолжает самостоятельную деятельность.
За год она главным образом свелась к обслуживанию TERM-контракта Proton Energy, который с ежемесячных 4 тыс. т снизился до 3,3 тыс. т, позволив вздохнуть более свободно.
Трейдер также выступил импортером первых трех лодок (4,6 тыс. т) в Николаеве. Кроме эпизодических поставок от “Гран При”, приходы “Еврогазгрупп” больше ничем не отличились.
“Маршал”. Плюс 152% за год. Такова динамика импорта газа сетью “Маршал”. Структура прямых закупок импорта “Анкон Плюс” выглядит намного скучнее. 32,5 тыс. т “лукойловского” газа – это все, что оформило трейдинговое звено сети “Маршал”. Еще немного (3,5 тыс. т) компания приобрела на аукционах украинских производителей.
Реальная корзина чуть интереснее. Через вторые руки в Чугуев приехало чуть более 10 тыс. т от “Роснефти” (гривневые термы “Глуско Украина” и “Оптимуса”), а также 1,5 тыс. т российского и 1,8 тыс. т казахского газа, перекупленного на споте.
Мощный прирост вызван выходом “Анкона” в опт в 2020 г. По словам трейдеров на Востоке страны, “Маршал” ведет себя крайне агрессивно и сумел ворваться в рынок. Напомним, в мае компания удвоила мощности ГНС в Чугуеве, а значит, продолжение следует.
“Глобал”. Кроме самого “Интер Глобала”, бизнес белорусского предпринимателя Александра Плахотского известен в Украине именами “Глобал газ” и “Белукргаз”, а с недавнего времени – еще и “Санта моторс”. И хотя суммарный импорт группы обвалился на четверть, она все еще держится в ТОП-15 ресурсодержателей. В зачете – 32 тыс. т, динамика за год – 27% со знаком минус.
Почти все падение поставок приходится на объемы “Трансэкспедиции”, а Речица и Могилев остаются якорными источниками. Небелорусские поставки включают 3,5 тыс. т с Польши, 820 т от “Лукойла” и три вагона “Славнефтехима”.
Как и ранее, обслуживает все поставки близкий к Плахотскому трейдер Halworth Limited. Кроме собственных фирм, оффшор отгрузил порядка 4,5 тыс. “Авантажу”, который перекантовывался на Барышевке между уходом с Макарова и запуском Лосиновки, а также хранящемуся на Барышевке “Алпен Трейду”.
Невзирая на трудную ситуацию в своем бизнесе, компания Александра Плахотского все еще заметна в столичном регионе. Не в последнюю очередь сохранить трейдинг удалось благодаря ее хорошей репутации. Недавно Плахотский снял все претензии партнеров по Барышевской ГНС и сконцентрировал в своих руках контроль над хранилищем. Таким образом, продолжающийся уже пару лет конфликт вокруг главного украинского актива “Газ Глобал” закруглен, и это может стать хорошим триггером для повышения оборотов. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)