Как потеснить теневиков. Приз на кону немалый: можно добавить в госбюджет около 20 млрд. грн. акциза, НДС и налога на прибыль в год.
Премьер-министр Денис Шмыгаль поручил создать рабочие группы на уровне каждой области по борьбе с нелегальным рынком нефтепродуктов, а также провести проверки автозаправочных станций. Также снова заговорил премьер о создании государственной системы контроля качества нефтепродуктов.
Сложная это задача. Система лежит уже лет пятнадцать. Нужен персонал, техника, оборудование. Изменения в закон нужны, по-моему, норму о предупреждении о проверке за 15 дней никто не отменял. Это все деньги (и немалые) и время. Будем ждать.
А пока есть шаги, которые позволят быстро получить результат и серьезно потеснить теневиков. И главное, сделать это можно силами всего одной структуры – Государственной налоговой службы.
Что такое нелегальный топливный рынок? Это бодяга плюс махинации при продаже. Что можно и нужно сделать:
– Необходимо заканчивать с мини-НПЗ. Эти заводики в целом работают легально, перерабатывают газоконденсат, а выпускают (на бумаге) такие нужные для народного хозяйства сольвенты, растворители, абсорбенты и прочие лигроиново-газойлевые фракции. Разумеется, без акциза. Но на деле это самые обычные бензины и дизтопливо, которые едут прямиком на заправки. Это обычный подлог, а, значит, криминал. Недавно это во всей красе задокументировали налоговики Кропивницкого, накрыв завод Кировоградской нефтяной компании. Все налоговики в регионах знают “подшефные” мини-НПЗ. Напоминаю адреса деловой удачи: Полтавская область – Гадяч, Сагайдак, Полтава. Харьковская – Мерефа, Васищево, Богодухов, Сонцедаровка, Люботин. Днепропетровская – Кривой Рог, Новомосковск, Каменское. Тема жирная, поэтому и работают эти “свечные” заводики долго и счастливо под пристальным контролем СБУшников, полиции и прокуроров.
– Срочно нужно закрыть импорт растворителей для “лакокрасочной промышленности”, под видом которых потекли в страну из России и Беларуси смеси октаноповыщающих компонентов (МТБЭ, метанол и т. д.). Все они по отдельности облагаются акцизом, а в смеси как растворитель – нет. Чистая схема. Для начала можно создать проблемы на уровне таможни, за это время принять решения на уровне Кабмина.
– НДС. В офисе крупных налогоплательщиков есть все цифры НДС, которые платит каждая сетка АЗС в месяц. Транспарентные игроки типа ОККО, Shell, WOG, AMIC и ряд других дают четкое понимание того, сколько литров продает АЗС и сколько платит с литра налогов. Это понимание необходимо экстраполировать на других игроков и спросить по всей строгости закона. По имеющимся данным, по основным сетям-дискаунтерам “нормативы” выходят меньше более чем в 10 раз. Премьер-министру и министру финансов было бы интересно глянуть на подобный анализ.
Параллельно необходимо заниматься контролем качества на АЗС. Провести анализ выданных лицензий на работу АЗС, многим объектам “диагноз” можно поставить даже визуально. Ну и контроль кассовой дисциплины и наличности, борьба с налоговыми скрутками, ямами и т. д.
Приз на кону немалый: уверенное движение хотя бы по трем названным векторам позволит достаточно быстро обесточить нелегальный рынок нефтепродуктов и добавить в госбюджет около 20 млрд. грн. акциза, НДС и налога на прибыль в год. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Новое Время/Энергетика Украины и мира)