Неопределенность с новым поставщиком нефтепродуктов “Роснефти” и остановка Мозырского НПЗ на плановый ремонт спровоцируют дефицит дизельного топлива и сжиженного газа на украинском рынке в мае. Такое мнение на своей странице в Facebook высказал директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

“К неопределенности с “Роснефтью” (170 тыс. т) добавится плановый ремонт Мозырского НПЗ. О нем было сообщено в начале года, и объем крупнейшего поставщика тем самым сократится вдвое (с 240 до 120 тыс. т)”, – пишет эксперт.

Ситуация, по его словам, также осложняется поздней весной, из-за чего активизация полевых работ сместится как раз на конец апреля-начало мая.

Кроме того, в конце апреля США могут возобновить санкции в отношении “Нафтана”, вследствие которых любой контрагент завода рискует оказаться под санкциями сам.

“К маю запасы дизтоплива, которых якобы много (но сколько, никто не знает) и которые обязательно помогут пройти апрель, иссякнут. И теперь рынку необходимо будет найти: 300 тыс. т дизтоплива (почти 50% баланса) и минимум 40 тыс. т сжиженного газа (25% рынка)”, – отмечает С. Куюн.

По его мнению, заместить весь выпавший объем дизельного топлива импортом по морю вряд ли получится.

“Я не знаю, сколько можно привезти через порты, больше 150 тыс. т еще не импортировали. В чем нюанс? Принять порты могут и 300, и, наверное, даже 400 тыс. т, но узкое место – вывоз по железной дороге. В напряженном 2019 г. “Укрзализныця” не смогла сделать ничего, хотя постоянно работал антикризисный правительственный штаб. С тех пор ситуация лучше явно не стала. Думаю, в любом случае больше 200 тыс. т сделать по морю не получится”, – пишет он.

Еще порядка 30 тыс. т дизельного топлива, по словам директора “А-95”, могла бы дать “Укртатнафта”, нарастив переработку на 30%. Напомним, завод заявлял о готовности перекрыть нехватку после остановки поставок “Роснефти”.

“Удастся ли наскрести еще около 50-70 тыс. т, или 8-12% баланса? По факту остается только Россия и Польша с Литвой, но будет ли там свободный объем? Можно уже начинать искать. Я пока не вижу, как это будет. И я пока не встретил того, кто бы видел”, – отмечает эксперт.

По консолидированному мнению экспертов Консалтинговой группы “А-95”, в мае не удастся в полной мере перекрыть выпавшие объемы сжиженного газа, что повлечет рост цен на него.

“Всех интересует, а на сколько именно цены могут вырасти. Не берусь прогнозировать. Это невозможно, когда есть дефицит. Летом 2017 г. цена на сжиженный газ выросла с 12 до 17 грн./л из-за нехватки всего 10% в балансе. В мае же она, очевидно, будет выше”, – пишет он.

Выход из сложившейся ситуации С. Куюн видит во взаимодействии и консультациях правительства и трейдеров, которые недавно подписали меморандум о развитии рынка.

“Создавать антикризисный штаб надо уже сегодня. Как в старые добрые, брать листочек А4, ручку и моделировать балансы. Если есть возможность, надо привезти больше еще в апреле, когда нагрузка на порты будет меньше, чем в пиковом мае. Надо бодрить железку, “Нафтогаз”, БНК, “Укртатнафту”, Игоря Валерьевича и т. д. Есть хороший шанс подготовиться к этому шторму, а не как обычно потом тушить пожар. Тем более, будет особо нечем”, – резюмировал эксперт.

Вследствие давления украинских силовиков швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. принял решение прекратить поставки нефтепродуктов на украинский рынок с 1 апреля 2021 г. В 2020 г. трейдер отправил в Украину 1,74 млн. т дизтоплива (23,4% рынка) и 443 тыс. т (22,3%) сжиженного газа. Новым трейдером стал Coral Energy, о чем неофициально сообщил представитель компании. Между тем другие источники enkorr сообщают, что процедура отбора нового трейдера еще не завершена. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий