Генеральный директор АО “Государственное предприятие “Черноморнефтегаз” Светлана Нежнова в интервью “Энергобизнес” рассказала, что, несмотря на потерю активов вследствие аннексии Крыма Россией, компания может не только бороться в судах, но и вести активную хозяйственную деятельность и рассчитывать на наращивание добычи.

– Как компания вошла в 2021 г.?

– Прошло уже шесть лет с момента эвакуации бизнеса “Черноморнефтегаза” на материковую Украину в результате оккупации РФ АР Крым. С самого начала тех событий было понятно, что предприятие нужно сохранить ради предъявления впоследствии РФ счетов за захваченное имущество уникального украинского предприятия, добывалось природный газ на шельфе Черного и Азовского морей и по захваченные месторождения природных ископаемых, принадлежащих Украине и из которых и сегодня РФ добывает газ.

– Что сделано за 7 лет?

– За это время предприятие прошло путь от полной безнадежности, потому были утрачены почти все активы, документы, на счетах предприятия отсутствия средств, атаки кредиторов с блокировкой любой хозяйственной деятельности, множество уголовных производств по делам предшественников, задолженности по заработной плате к стабильному существованию с участием в международных судах против РФ и небольшой производственной деятельностью по добыче газа. В 2015 г. фейковое предприятие, созданное оккупационными властями по законодательству РФ “Государственное унитарное предприятие Республики Крым “Черноморнефтегаз”, благодаря оперативной работе МИД Украины был внесен в санкционные списки.

В 2016 г. один из кредиторов с русскими корнями пытался через решение суда объявить Черноморнефтегаз банкротом, это не удалось, но стало очевидным, что сохранить предприятие можно только приняв специальные законы. Процесс немного затянулся на 4 года. В конце концов, дело сделано и запрещено объявлять банкротство Черноморнефтегаза, продлено действие специальных разрешений на пользование недрами (их 21) до окончания оккупации Крыма, мораторий на выплату кредиторской задолженности продлен до 2023 г.

– А что с добычей?

– Уже в 2017 г. удалось вернуть из невыгодной совместной деятельности Стрелковое газовое месторождение, одно из активов предприятия, находящегося за пределами оккупированной территории в Херсонской области. Промысел был в плачевном состоянии, с долгами по рентной плате и зарплате. На сегодня Стрелковое – это современный, модернизированный объект газодобычи. В 2020 г. мы добыли более 8 млн. м куб. газа, получили доход в сумме 41200000. грн. и уплатили налогов на 14100000 грн.

– Кому поставляется газ?

– Населению и промышленным потребителям Генического района и городу Геническ. Отмечу, что с августа 2014 Черноморнефтегаз существует и развивается за счет собственных средств без привлечения займов и кредитов. Знаменательным событием прошлого года в работе предприятия стало бурение скважины на Стрелковом газовом месторождении. Также в прошлом году продолжали претензионно-исковую работу с кредиторами предприятия, налоговыми органами.

– Какова ситуация с долгами?

– Кредиторская задолженность составляет 12900000000 грн., 93% – это задолженность перед НАК “Нафтогаз Украины”. Проблема с задолженностью перед поставщиками товаров, работ и услуг возникла в оккупации, поскольку все документы были утрачены, об этих задолженности предприятие узнавало из решений судебных инстанций. Приоритетом по этому направлению работы является выяснение в судебном порядке фиктивных кредиторских задолженностей. Отдельное направление претензионно-исковой работы – суды с Государственной налоговой службой. Нонсенс судов с налоговой в том, что от предприятия, которое находится в форс-мажорных обстоятельствах, требуют уплатить налоги, долги по которым возникли до эвакуации бизнеса из оккупированной территории или оплатить рентная плата за месторождения, которыми пользуется РФ, или уплатить налог на прибыль,

Хотя и здесь есть определенные успехи, в частности удовлетворен иск “Черноморнефтегаза” в ГНС о списании налогового долга в сумме более 30 млн. грн. Кроме того, отклонен иск ГНС о взыскании налогового долга по рентной плате за пользование недрами на 33 млн. грн. В общем могу отметить, что в органах Государственной исполнительной службы находилось 76 производств по “Чорноморнафтогазу” почти на полмиллиарда гривен, были наложены аресты на средства и имущество компании. За последние два года аресты были сняты, а исполнительные документы были возвращены государственным исполнителем взыскателям.

– Что слышно по искам об активах, оставшихся в оккупированном Крыму?

– В течение прошлого года мы продолжали сотрудничать со Следственным отделом Главного управлением СБУ в АР Крым и Прокуратурой АР Крым и г. Севастополя в рамках досудебного расследования по фактам незаконного завладения имуществом на временно оккупированной территории Украины – Автономной Республике Крым и г. Севастополя. В настоящее время осуществляется подготовка заключения по материалам производства и подготовка подозрений соответствующим должностным лицам, чьи действия или бездействие привели осуществления захвата Россией имущества Украины в Крыму. Кроме того, Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз осуществляется комплексная экспертиза, которая должна определить общий размер ущерба, причиненного Россией.

Ведем работу по включению в санкционный список физических и юридических лиц, касающихся обеспечения деятельности незаконно созданного на базе активов Черноморнефтегаза предприятия под названием “Государственное унитарное предприятие Республики Крым “Черноморнефтегаз”.

– Можно сказать, что санкционная политика эффективна?

– Санкционная политика не является совершенной, отсутствуют систематизированные реестры лиц, на которых распространены санкции, суть санкций не всегда позволяет ограничивать работу санкционных лиц, в отдельных случаях непонятный подход к включению в санкционные списки. Вместе с тем, эти процедуры постоянно совершенствуются и важно настойчиво и системно выяснять перечень юридических лиц, которые помогают работать незаконно созданным предприятиям на оккупированных территориях. Еще одна долгоиграющая история, на этот раз в Мексике, это юридическое сопровождение вопросов, связанных с восстановлением контроля над краново-монтажным судном “Титан-2”. К сожалению, значительное количество обременений от кредиторов, не дает возможность распорядиться этим активом. Надеемся на то, что ожидаемые и уже конечные решения судов получим в текущем году.

– Но компания уже начала активно заниматься не только юридической, но и буровой деятельностью. Как вы оцениваете результаты бурения скважины на Стрелковом месторождении?

– Это крупнейший проект Черноморнефтегаза в 2020 г. Пробурили и ввели в эксплуатацию скважину №87 Стрелкового газового месторождения стоимостью около 60 млн. грн. Буровым подрядчиком выступило АО “Укргаздобыча”, в частности, филиал СУ “Укрбургаз” с привлечением в проект компании Weatherford. Скважина была пробурена в рекордные сроки – 29 дней! Эта скважина позволит не допустить резкого падения объемов добычи газа в ближайшие годы, обеспечит надежное газоснабжение местных потребителей. Кроме того, во время бурения скважины проведены геофизические исследования, позволившие получить актуальные геолого-технологические данные по режимам работы залежей и месторождений в целом. Это позволило привлечь в эксплуатацию залежь с крупнейшими остаточными добывающими запасами газа (701 млн. куб. м).

– С суши уже осуществлялась добыча?

– Да. Могу отметить, что добыча с суши не осуществлялся с 2017 г. после обводнения скважины №73. Особенностью новой скважины стала ее уникальная конструкция, которая позволила привлечь в разработку извлекаемые запасы залежи с суши.

– А в чем особенность?

– Это наклонно-направленная скважина глубиной 886 м, но направлена под углом и именно наклон скважины 84 градуса, требовал наиболее сложных решений специалистов. Но сегодня мы уже имеем первые результаты работы этой скважины – это безаварийное прохождение нынешних крещенских морозов, когда впервые за последние 10 лет замерзло Азовское море, жители Геническе и района были в теплых домах без отключений и перехода на твердотопливные котлы. Результаты бурения показали правильность проектных решений, которые предусматривают сооружение еще двух эксплуатационных скважин. Но вопросы наращивания добычи газа пока зависит от объемов потребления газа в Геническом районе, или строительства трубопровода и поставки газа в газотранспортную систему Украины.

– В чем проблема?

– Добыча природного газа ограничен потреблением города Геническ и района, то есть добываем объем, который потребляет население. Поэтому вопросы наращивания добычи связано или с ростом потребления газа или сооружением газопровода, который соединит систему магистральных газопроводов района с газотранспортной системой Украины. В таком случае можно поставлять газ из Стрелкового месторождения в другие районы Украины и наращивать добычу. На 2021 запланировано обеспечить добычу газа в объеме 8220000. куб. м, а при росте уровня потребления газа, или соединения с системой газопроводов Украины, можно оперативно нарастить годовую добычу вдвое.

Положительное экспертное заключение «Укргосбудэкспертизы» по проектной документации был получен в 2017 г., сметная стоимость работ у 650 млн. грн., протяженность 87 км. В 2018 . подготовлен проект распоряжения КМУ об утверждении этого проекта, но на сегодня это распоряжение не принято.

– Говорят, что там проблемы с выполнением норм закона о воздействии на окружающую среду?

– Да. Минэкологии не утвердило отчет по оценке воздействия на окружающую среду проекта “Строительство межпоселкового газопровода от пгт. Аскания-Нова в Геническ”, так и не принимается вышеупомянутое распоряжение КМУ. В Черноморнефтегаз по Стрелковом тоже была оригинальная проблема со своевременностью подготовки отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ведь когда буришь, нужно сначала сделать такой отчет и согласовать его в Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Провели открытые торги, победил Украинский научный центр экологии моря – единственный из субъектов государственной системы экологического мониторинга Черного и Азовского морей. УкрНЦЭМ находится в подчинении вышеупомянутого министерства и исторически занимается исследованиями морей, поэтому мы были очень удивлены отказом министерства в согласовании отчета. Процедура ОВД затянулась, были вынуждены определять другого подрядчика для этой работы, отчет которого был принят министерством. Поэтому могу заверить коллег из Херсонской ОГА, если упорно работать над этим вопросом – все получится.

– Сейчас “Черноморнефтегаз” входит в состав дивизиона “Разведка и добыча” НАК Нафтогаз, есть некий положительное влияние на компанию?

– В настоящее время Государственное акционерное общество “Черноморнефтегаз” не входит в указанный дивизиона. Вместе с этим, мы приветствуем переход на матричную систему управления. Для нашего предприятия очевидные плюсы трансформации Группы Нафтогаз. Матричная структура позволила создать, кроме ключевых бизнес дивизионов, единые корпоративные функции – благодаря этому можно избежать дублирования и выстраивать единые системные подходы в масштабах всей Группы. В 2020 г. было осуществлено финальный этап реализации проекта “Система консолидированной отчетности и финансового планирования Группы Нафтогаз”, что обеспечило на предприятии единые форматы сбора фактической и плановой финансовой отчетности. Активно внедряется корпоративная функция “Управление охраной труда, гражданской защитой, экологической, радиационной, пожарной, техногенной, промышленной безопасностью,

Кстати, в прошлом году введено информационно-аналитическую систему корпоративной безопасности Группы Нафтогаз. Реализация данного проекта является плацдармом для дальнейшего совершенствования обеспечения безопасности предприятия по экономическому, информационным и кадровым направлениям, а также при организации физической охраны объектов предприятия. Использование этой системы позволяет своевременно выявлять и предупреждать риски экономического характера при взаимодействии с контрагентами, а также обеспечить мониторинг информационных процессов на предприятии для недопущения несанкционированной утечки информации.

– Сейчас у Группы Нафтогаз большие планы по новому выходу на шельф Черного моря, какова роль “Черноморнефтегаза” в этом процессе?

– В конце ноября Кабмин принял изменения в постановление КМУ №615 от 30.05.2011 “Об утверждении порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами”, которыми предоставил возможность НАК “Нафтогаз” получать без проведения аукциона разрешения на геологическое изучение нефтегазоносных недр и в том числе опытно промышленного разработку месторождений, с последующей добычей нефти и газа на континентальном шельфе и исключительной (морской) экономической зоны. Это историческое событие для Украины, и одной из задач будет обеспечить безопасность для наших работников от потенциальных атак военных сил России. Поскольку фактор агрессии РФ всегда будет оставаться, когда мы говорим о каких-либо работах на море. На сегодняшний день специалисты Черноморнефтегаза оказывают консультационную поддержку специалистам группы Нафтогаз, задействованных в проекте освоения углеводородных ресурсов Черного моря.

Досье “Энергобизнес”

Светлана Нежнова – генеральный директор АО “Государственное акционерное общество” Черноморнефтегаз ”

Родилась в 1974 г. селе Вишневка Красноперекопского района АР Крым.

Образование: Крымский сельскохозяйственный институт, 1996; Высшая школа предпринимательства при Киевском национальном университете (Крымский филиал), 1997 г.; Ивано-Франковский национальный университет нефти и газа, 2017

Карьера: 07.1997 – 12.2002 гг. Работала в Министерстве экономики АР Крым на должностях от ведущего специалиста до начальника управления; 12.2002-07.2003 г. начальник отдела по реформированию и разработки перспективных программ Департамента развития и реструктуризации Государственного акционерного общества “Черноморнефтегаз”; 08.2003-10.2005 начальник управления осуществления тендерных процедур финансового департамента Национального банка Украины; 10.2005-03.2006 гг. – директор Департамента координации государственных закупок Министерства экономики Украины; 03.2006-11.2006 гг. – заместитель председателя, первый заместитель председателя Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву; 02.2007-03.2010 г. – работала в СБУ на должностях консультанта, директор Департамента хозяйственного обеспечения СБУ, заместителя председателя СБУ; с августа 2011 – работает в “Черноморнефтегаз”; с августа 2014 – и. о. председателя правления; с 13.03.2018 г. – генеральный директор “Черноморнефтегаза”. (ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий