Как поставить мат в три хода инвесторам в энергоэффективность бюджетных учреждений?
Сначала заблокировать законодательство, затем отменить все тендеры и остановить инвестора с оборудованием на улице, последний осиновый кол – отказаться платить по действующим договорам. Это инвестиционная реальность последнего года.
В чем причина? Если коротко – потеря интереса государства к ЭСКО как инструмента по энергоэффективности. Убийственное промедление, негибкость, равнодушие и бездействие.
Начало, которое вдохновляло
ЭСКО – это устоявшаяся американская аббревиатура: энергосервисная компания. Суть энергосервисных договоров: ЭСКО вкладывает в энергоэффективные мероприятия и получает возврат инвестиций с определенным доходом исключительно за счет экономии бюджетного учреждения на энергоносителях.
Есть экономии – проект убыточный. Маловата экономия – проект убыточный.
Инвестор при любых обстоятельствах должен передать все оборудование и материалы бесплатно после окончания договора. Итак, технические и коммерческие риски относятся инвестору.
Энергосервис введен на законодательном уровне в 2015-2016 гг. Успешно. Даже Секретариат Энергетического сообщества отметил, что Украина смогла более успешно имплементировать этот инструмент на территории стран Центрально-Восточной Европы.
Критерий успешности прост: 554 контракты с суммарной ценой более 1 млрд. грн. только за 4 года. Средняя экономия энергии и коммунальных услуг – 35%.
Один нюанс. Успех относителен. Основная победа: формирование доверия в этом партнерстве публичной власти и бизнеса. Это первое системное публично-частное партнерство с реальными украинскими инвесторами (не олигархи!), Которое почти не имеет скандалов и взаимных обвинений сторон партнерства.
Относительность успеха в масштабе. Учреждений социально-гуманитарной сферы более 100 тыс., зданий еще больше. То есть на 5-й год энергосервис охватил 0,5% бюджетных учреждений.
90% энергосервисных проектов – установление индивидуальных тепловых пунктов, что позволяет экономить 20-30% затрат на отоплении школ и детских садов.
Кажется логичным популяризировать и масштабировать эксперимент. Но с 2020 года история в корне меняется.
Три убийственных шага от власти
Первым шагом стало блокирование закона 327-VIII , который позволял инвестирования. Досадная ошибка законодателей. Совершенствование тендерных норм заложило противоречия в законодательстве, регулирующем закупки энергосервиса. Уже год, как невозможно заключить ни один энергосервисный договор.
Вторым шагом стала деструктивная политика одного из мощных, в прошлом, партнеров по ЭСКО – Госводагентства. Этот орган был флагманом в сфере привлечения инвесторов за энергосервисной контрактам.
Не случайно. Более 1000 насосных станций, обеспечивающих орошение полей, нуждаются в замене оборудования. Аграрный спрос на воду растет из года в год из-за засухи и жесткие стандарты ЕС к продукции.
Насосные агрегаты установлены еще во времена Брежнева, поэтому объяснять их энергозатратность и изношенность, а, следовательно, риски аварийного выхода из строя, излишне.
Перерасход электроэнергии в процессе водоснабжения увеличивает себестоимость аграрной продукции, поэтому фермеры и Госводагентство имеют общий интерес к масштабной энергомодернизации станций.
Ассоциация ЭСКО оценивает рынок инвестирования в 10 млрд. грн. И это только на станции. Таких денег центральный орган власти не имеет, ни сейчас, ни в перспективе. Поэтому, эта структура включила зеленый свет для ЭСКО.
44 проинвестированных контракта в течение 2018-2020 гг. дали экономию до 20% электроэнергии.
Уже год как “энергоэффективный светофор” переключился на красный свет. Новое руководство водного агентства с 2020 г. начало настоящую войну с инвесторами.
Сначала 70% новых объявленных тендеров были отменены. С формулировкой – отсутствие дальнейшей потребности. Удивительно – не то слово для отрасли с потребностями модернизации в сотни миллиардов.
Дальше – хуже. Инвесторам в устном порядке предлагалось разорвать уже заключенные договоры, по которым еще не было установлено новое оборудование. Энергосервисные компании категорически отказались. Наступление продолжилось.
Пользуясь правом ежегодного перезаключения контракта с руководителями управлений, их заставляют искать любые основания разрыва действующих договоров.
Уже есть вопиющий прецедент, когда инвестор стоит под дверью станции с современным иностранными насосными агрегатами, а ему сообщают о разрыве договора в одностороннем порядке.
И это в ситуации, когда инвесторы не остановили проектирование и комплектацию во время пандемии и повальных проблем с поставкой из-за рубежа.
Деструктивная политика руководителей центральных органов по энергоэффективности должна приравниваться к государственному преступлению.
Шаг третий. Как колыбель энергосервиса стала его могилой. Савранский район, Одесская область. Конструктивизм местной власти позволил ввести первый ЭСКО-контракт именно здесь.
Это был романтический для энергосервиса 2016 г. За несколько лет инвестор должен уже 4 объекта энергосервиса. В 2019 местные депутаты решили, что расплачиваться по договорам неоправданно дорого. Оплаты остановились.
Письма Ассоциации ЭСКО во все органы власти об опасном прецеденте недобросовестного партнерства – остались без внимания. Сейчас обе стороны в суде. Одно решение суда – в пользу власти, второе – инвестора. Впереди третье, четвертое.
Настроение компании изменился из планов дальнейшего инвестирования по желанию требовать досрочного возврата полной цены всех контрактов. Пока это единственный случай, но сигнал для бизнеса печальный.
5-летняя каденция местного самоуправления закладывает политические риски для всех 90% заключенных договоров с местными бюджетами финансирования.
Пошла наша дочка по кривой?
И да, и нет. Пугает то, что некоторые заказчики энергосервиса разворачиваются спиной к инвесторам. Лечение этой болезни гораздо проще других проблем в стране. ЭСКО-панацея – политическая воля.
Этого достаточно, чтобы, наконец, проголосовать законопроекты, которые уже 5-й месяц лежат без рассмотрения в Верховной Раде Украины. Принятие законов нивелирует накопленные барьеры для инвестирования, разблокирует тендеры и позволит компаниям инвестировать в теплосети, водоканалы, облгазы и облэнерго.
Политической воли не хватает, чтобы изменить топ-менеджмент Госводагентства, которое сознательно разрушает энергоэффективную политику предыдущих лет.
Только политическая воля нужна вновь Подольской райгосадминистрации (правопреемника Савранской РГА), чтобы признать недальновидность действий предшественников, восстановить сотрудничество с энергосервисной компанией, вернув ей долги и предложив новые школы и детские сады для инвестирования.
Итак, нет. Это еще не начало конца. Все можно исправить, даже денег не нужно. Только целенаправленная государственная политика, конструктивное местном самоуправлении и ежедневная работа инвесторов.
Поэтому, не случайно, в начале года Ассоциация ЭСКО подписала меморандумы о сотрудничестве с 15 городами. Зимний день год кормит в сфере энергосервиса. Если сейчас провести энергообследования объектов, летом можно проектировать и монтировать, осенью – получать первую экономию.
Конечно, волна активности ЭСКО-бизнеса имеет смысл в условиях встречной волны от центральной власти и открытых дверей распорядителей бюджетных средств.
Кроме перечисленных шагов, крайне актуально начать масштабную популяризацию инструмента, доказал свою эффективность. Новые руководители общин, зачастую имея почти нулевые бюджеты развития, ищут внебюджетные инвестиции, так энергосервис – как никогда актуально.
Госэнергоэффективности может вспомнить успешную роль промоутера всех инструментов по энергоэффективности среди общин и министерств, хорошо получалось в этой институции в 2016-2019 гг.
Итак, якобы все знают – что делать и куда бежать. К сожалению, последний год Ассоциация энергосервисных компаний бежит в одиночестве. Ждем массовый забег. Из практики – успешного финиша в одиночестве не бывает. (Алексей Корчмит, председатель Украинской Ассоциации энергосервисных компаний, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)