Мир стоит на пороге кризиса поставок нефти. Годы недостаточного инвестирования в крупные оффшорные проекты в сочетании с прекращением рекордного роста добычи сланцевой нефти в США и недавним переходом супермейджеров к предпочтительному инвестированию в альтернативные источники энергии привели к тому, что нефтяная промышленность не сможет резко нарастить добычу в ближайшие годы. Об этом передает hellenicshippingnews со ссылкой на Financial Post.
Такое положение вещей контрастирует с заголовками, в которых мы каждый день читаем предсказания о конце нефтяной эпохи на фоне перехода к “зеленой” энергетике и растущего распространения электромобилей. Но энергетическая реальность именно такова: мир далек от пика спроса на нефть. Рост мирового населения на 1,2 млрд. человек в течение следующих 20 лет в сочетании с десятилетиями поиска эффективных альтернативных энерготехнологий означает, что в ближайшие годы спрос на нефть будет расти.
Тем не менее, мысль о неизбежном пиковом спросе на нефть оказывает глубокое влияние на готовность компаний инвестировать в крупные и чрезвычайно дорогостоящие проекты, реализация которых часто занимает от четырех до шести лет. Еще четыре года требуется на то, чтобы окупить первоначальные инвестиции.
В результате 7-летнего падения инвестиций и чрезвычайно капиталоемкого характера нефтяного бизнеса мировая морская добыча (примерно 1/4 добытых баррелей) вступила в период, когда новые проекты не могут компенсировать существующее снижение производства. В лучшем случае в ближайшие несколько лет добыча останется на прежнем уровне.
Сегодняшняя потеря будущих мощностей означает, что бремя удовлетворения растущего спроса ляжет на американскую сланцевую промышленность и ОПЕК. Однако каждой из этих сторон будет очень трудно резко нарастить нефтедобычу.
В сфере добычи сланцевой нефти в США неудачный эксперимент с необузданными расходами привел к потере сотен миллиардов долларов акционерного капитала. Это, в свою очередь, привело к последующему изменению самих сланцевых компаний под руководством крупных инвесторов.
Старая модель массированного перерасхода денежных средств и погони за ростом превратилась в недорасходование, приведшее к возврату капитала инвесторам в виде дивидендов и обратного выкупа акций. Такое глубокое изменение в сочетании с истощением большей части запасов традиционных источников нефти означает, что в будущем темпы роста добычи сланцевой нефти в США останутся неизменными. И это – переломное событие для нефтяного рынка.
Если бы не рост добычи сланца в США за последние пять лет, производство в странах, не входящих в ОПЕК, было бы неизменным, в то время как мировой спрос вырос бы на 6 млн. барр./сут. При отсутствии глобального роста добычи традиционной нефти и сланцевой нефти, которые в лучшем случае удовлетворяют половину будущего роста спроса, остающееся бремя целиком легло бы на плечи ОПЕК.
Однако страны ОПЕК годами боролись с недостаточными [для выполнения бюджетов и социальных обязательств] доходами из-за низких цен на нефть. Многим из них пришлось истощить свои валютные резервы, продать доли в основных корпорациях и сократить социальные расходы, рискуя сменой режима из-за нарушения негласного общественного договора с населением. Наименее привлекательным способом использования ограниченного капитала были инвестиции в новые производственные мощности по добыче нефти, особенно в эпоху низких цен на нефть.
В результате суверенных потребностей, которые вытесняют инвестиции в новые мощности, сразу после восстановления нефтедобычи членами сделки ОПЕК+ добыча возобновится, международный нефтяной картель исчерпает свои резервные мощности и не сможет значительно нарастить производство в ближайшие годы. По своему значению это событие сможет конкурировать с окончанием сверхвысокого роста добычи сланцевой нефти в США и ознаменует начало многолетнего “бычьего” рынка нефти. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)