Что известно о приграничном углеродном регулировании ЕС, и к чему готовиться украинским предприятиям.

Не будет преувеличением сказать, что политики и бизнесмены всего мира замерли в ожидании нового регулирования от Европейской Комиссии, механизма углеродного корректировки импорта (Carbon Border Adjustment Mechanism – СВАМ).

По этому регламенту те, кто экспортирует цемент, электроэнергию, удобрения, сталь и алюминий на территорию ЕС, будут вынуждены платить климатическую пошлину.

В Украине также пристально следят за развитием событий. Правительство не только мониторит ситуацию, а также одним из первых среди стран – нечленов ЕС создало соответствующую группу во главе с вице-премьером Ольгой Стефанишиной, и начало переговоры с Еврокомиссией о влиянии механизма на украинскую экономику.

Во время майского визита в Брюссель украинская делегация обсудила предложенный механизм с комиссией, в том числе с DG TAXUD (Генеральный директорат по налогообложению и таможенного союза), который непосредственно отвечает за подготовку документа, с целью учета наших позиций.

В то время как СВАМ вызывает беспокойство среди многих производителей, для ЕС он – лишь один из двенадцати мероприятий, запланированных в рамках климатического пакета “Fit for 55”, где “55” – цель сокращения выбросов парниковых газов до 2030 г. по отношению к базовому 1990.

А это фактически означает уменьшение потребления угля, нефти и газа, модернизацию производств, реновацию зданий, расширение использования возобновляемых источников энергии, декарбонизация транспорта.

Чтобы достичь нового уровня, ЕС пересматривает систему торговли выбросами (СТВ), налоги на ископаемые топлива, директиву по энергоэффективности, цели по возобновляемой энергетике, а также готовит таксономии “зеленых” денег, обновляет стандарты выбросов для автомобилей и многое другое.

Поэтому СВАМ нужно рассматривать в широком контексте политик, и в первую очередь с СТВ, с которой он тесно связан.

Условия пограничного регулирования

Согласно черновиком регулирования, была умышленно или случайно слита в начале июня в сеть, на первом этапе СВАМ будет скорее “мягким”, чем “жестким”.

ЕС рассматривает расширение механизма на другие сектора и товары с большей добавленной стоимостью на следующих этапах. Но все будет происходить медленно, чтобы предоставить торговым партнерам время для адаптации.

Несложно себе представить реакцию торговых партнеров ЕС, когда одновременно применяется и СВАМ в полном объеме и бесплатные разрешения в СТВ ЕС.

Таким образом, можно сделать вывод, что СВАМ будет внедряться постепенно с одновременным введением бесплатных квот.

Двойного протекционизма не должно, поэтому, чем медленнее будет сокращаться количество бесплатных квот, тем медленнее будет набирать обороты механизм для импортеров в ЕС.

Напомним, что с началом разработки климатического пакета “Fit for 55” цена на СО2 выросла с 25 евро до 50 евро за тонну, что вызвало определенную панику среди энергоемких предприятий стран ЕС, которые были вынуждены платить больше за выбросы. Даже Европарламент отреагировал, приняв резолюцию о продлении поддержки бесплатных квот для своих производителей.

Интересно, что, несмотря на то, что большинство предприятий ЕС поддерживают СВАМ, есть много лоббистов среди европейского бизнеса, которые скорее на нашей стороне.

Они понимают, что украинская продукция не только для них конкурентом, но и частью цепей добавленной стоимости, поэтому подробно анализируют влияние законодательных инициативы от Еврокомиссии на стоимость их продукции, производимой с помощью украинской электроэнергии или металла.

СВАМ будет направлен на компании, а не на отдельные страны. Таким образом, предприятия, инвестирующие в защиту окружающей среды и энергоэффективность, получают конкурентные преимущества перед теми, кто этого не делал.

Но с другой стороны, такой подход уже вызывает критику европейских экоактивистов, что механизм не мотивирует на экомодернизацю другие грязные предприятия, ориентированные исключительно на внутренний рынок, а, следовательно, будет иметь ограниченное влияние на борьбу с изменением климата.

Еврокомиссия планирует установить уровень углеродоемкости для каждой категории – определенный бенчмарк, который будет применяться ко всем по умолчанию.

Если в компании выбросы ниже такое значение, она сможет подтвердить его. Финальный драфт этого пункта для нас также важен в контексте интеграции в европейскую электроэнергетическую сеть ENTSO-E, когда мы сможем поставлять в ЕС электроэнергию не только из угольных станций Бурштынского острова.

Примечательно, что планируют учитывать как прямые выбросы, то есть те, которые имеют место непосредственно на производстве, так и косвенные – от потребленной электроэнергии и тепловой энергии.

Например, электрометаллургия производит меньше выбросов во время промышленных процессов, чем конвертерные мощности.

Но такая “зеленая” металлургия, как ее назвали в Украине, потребляет существенно больше электроэнергии, соответственно, выбросы от нее будут учитываться также.

Это же касается, например, учет выбросов при производстве чугуна в выбросах при производстве стали, даже когда производство чугуна формально не находящейся под операционным влиянием производителя стали. Это так называемый подход полной углеродоемкости продукта по производственным цепью.

Как считать объемы выбросов

Методы расчета значений углеродоемкости товаров, то есть бенчмарков, будут иметь свои особенности.

Для электроэнергии предлагается установить значение, которое будет соответствовать среднему количеству выбросов от электричества именно из ископаемых источников топлива в ЕС. Однако, страны-импортеры смогут доказать, что выбросы в их энергомиксе ниже, что, вероятно, будет случаем Украины.

Что касается других групп товаров, предлагается рассчитать бенчмарк на основе худших 10% установок в ЕС. В то же время, значение для косвенных выбросов, как в случае с электрометаллургии, будет равняться средней углеродоемкости энергомикса страны.

Еврокомиссия склоняется к варианту, когда СВАМ будет отражать европейскую СТВ. При таком подходе экспортеры будут покупать сертификаты, то есть разрешения на тонну выбросов, при этом количество разрешений будет неограниченной. Цена исчисляться как средняя цена в СТВ ЕС за последнюю неделю.

В начале может быть переходный период, при котором будет действовать упрощенная система. Это будет делаться с целью смягчения рисков внезапного существенного влияния на торговых партнеров.

После переходного периода Еврокомиссия проведет оценку относительно включения дополнительных секторов к СВАМ.

Важно, что Еврокомиссия представит документ лишь 14 июля, поэтому вся известная информация не является окончательной.

Но можно говорить о высокой вероятности именно таких элементов дизайна. В любом случае решающую роль будет играть наличие прямой цены на выбросы парниковых газов в странах, не являющихся членами ЕС.

Это может быть система торговли выбросами или налог на углерод. Также ЕС может заключать секторальные соглашения со странами, чтобы учесть такую цену.

Более сложным вопросом является то, как ЕС будет учитывать климатические политики других государств, кроме цены на СО2. Ведь существует целый ряд политик, которые накладывают дополнительные расходы на производителей, но прямо не устанавливают ценник на тонну выбросов.

Также крайне важным является вопрос практического внедрения – какие конкретно документы и по каким методикам должны готовить наши предприятия, чтобы доказывать, что их углеродоемкость ниже установленного бенчмарка.

Тот же самый вопрос будет и со стороны стран, которые захотят доказать, что их импорт электроэнергии или определенного товара более “зеленым”.

Очевидно, эта бюрократия потребует минимум отдельного отдела специалистов с соответствующими компетенциями и навыками для предприятий, и как минимум удвоение климатических специалистов в Министерстве окружающей среды и Минэкономики.

В Еврокомиссии размышляют над методологией определения эквивалентности политик других государств европейским с учетом особенностей этих стран.

Наша позиция, евро, потраченный на декарбонизация в ЕС и в Украине, – совершенно разные вещи. Так же и влияние цены, уплаченной за углерод, на экономику – разный.

В Брюсселе переговорная группа предоставила свои предварительные предложения и согласилась совместно работать над методом определения такой эквивалентности.

Под новое ограничение попадают все страны-не члены ЕС – и партнеры, и конкуренты ЕС – США, Великобритания, Япония, Китай, Индия, РФ.

Исключение составляют лишь те страны, чья система торговли выбросами объединенная или подлинкована с европейской, то есть Норвегия, Лихтенштейн, Исландия и Швейцария.

Наличие исключений – это положительный знак, особенно в контексте возможных исков в ВТО по ограничению торговли. В будущем рассматривается возможность предоставления исключений другим странам, в том числе СТВ которых будут подлинкованы к системе ЕС.

Но, на наш взгляд, Украина на данном этапе лучше искать другие пути относительно возможных исключений или послаблений.

Одним из вариантов может быть апелляция в рамках нашей Соглашения об ассоциации с ЕС и членства в Энергетическом Сообществе.

Украина, Молдова и Грузия является частью формата Eastern Partnership, и отдельно начали Ассоциированное Трио – формат сотрудничества стран, стремящихся стать частью ЕС.

Общая позиция по СВАМ может производиться в рамках этого диалога, и вместе с балканскими странами на платформе стран Энергетического Сообщества, имплементируют энергетическое и климатическое законодательство ЕС, а, следовательно, имеют возможность ставить вопрос об особых условиях.

Также Украина получила совет, что лучшая стратегия для стран-партнеров, которая позволит претендовать на особый режим – это амбициозный национально-определенный вклад, внедрение системы торговли выбросами и развитие архитектуры климатического управления.

Ведь ЕС может учитывать не только прямую цену на СО2, но и иное регулирование.

Но будет сложно рассчитывать на то, если Украина будет планировать повышение выбросов по отношению к текущему уровню.

Поэтому правительство должно работать в нескольких направлениях – 1) нарабатывать методологию по определению эквивалентности климатических политик и вести диалог с ЕС относительно своих наработок; 2) в дальнейшем разрабатывать и внедрять климатические политики, поощрять предприятия к модернизации; 3) и самое главное – сосредоточиться на установлении адекватной цены на выбросы парниковых газов, то есть реформировать существующие инструменты (налог) и вводить новые (СТО).

Без соответствующих реформ Украине не избежать СВАМ, и для украинской экономики будет лучше, если средства от уплаты эконалога останутся в стране.

В то время, как инициативность украинского правительства в диалоге с ЕС сыграет стране на пользу, важно не останавливаться на этом.

Нужно продолжать консультации и начать официальные переговоры, как только Еврокомиссия положит на стол законопроект.

После этого процесс станет задачей не только правительства, но и народных депутатов. Ведь решающее слово будет за Европарламентом, который будет вносить свои правки и голосовать за законодательное предложение после трехсторонних консультаций с Еврокомиссией и Советом ЕС.

Ожидается, что голосование состоится в 2022, а уже полное функционирование СВАМ может начаться с 2023.

С утечкой углерода будет бороться не только ЕС – на недавнем саммите Большой семерки было согласовано совместно работать над предупреждением рисков утечки и согласованию торговых практик с обязательствами по Парижскому соглашению.

Поэтому Украина еще имеет время на то, чтобы вести переговоры с ЕС и воплощать реформы, нацеленные на снижение выбросов. Но времени немного, и включаться в работу должны все – ведь здесь многое зависит и от парламента, и от скоординированной работы других стейкхолдеров. (Алексей Рябчин, советник вицепремьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, советник министра защиты окружающей среды и природных ресурсов; соавтор Дарья Кулага, старший эксперт с EU Green Deal службы вицепремьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий