В середине мая президент Владимир Зеленский подписал закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сертификации оператора системы передачи”. Большинство СМИ и экспертов обратили основное внимание на переходные положения этого закона, которыми НКРЭКУ предоставили полномочия до конца 2021 принимать решение о запрете импорта электроэнергии из России и Беларуси.
Вместе с тем закон предусматривает не менее важные, комплексные изменения с точки зрения интеграции объединенных энергетических систем Украины с европейскими системами. Какие именно новации внедряет этот документ, и что именно изменится для участников рынка электроэнергии? Об этом мы попросили рассказать экс-директора ООО “Энерго Сбыт Транс”, эксперта в вопросах энергетики Валерия Ноздрина.
Прежде всего, важно понимать, что закон о сертификации оператора системы передачи – это один из шагов на пути интеграции ОЭСУ с ENTSO-E. Он разрабатывался в тесном взаимодействии с европейскими партнерами, и его нормы призваны создать в Украине такие же условия работы рынка электроэнергии, как и в европейских странах. Проще говоря, в Украине создаются равные конкурентные условия, которые в полной мере соответствуют европейским.
Закон регулирует целый ряд вопросов, которые можно разбить на четыре основных блока:
– технический, который касается всех вопросов безопасности поставок;
– организационный, где прописана информация об аукционах, долгосрочные и краткосрочные требования, права участников рынка;
– экономико-финансовый, регулирующий вопросы открытия счетов в валюте и другие важные нюансы, которые необходимы для синхронизации украинского и европейского рынков электроэнергии;
– нормативно-правовой, регламентирующий вопросы работы оператора системы передачи и регулятора.
Если же говорить о конкретных системных новшествах, которые вводит этот документ, то в первую очередь, как следует из самого названия – это сертификация оператора системы передачи по модели отделения ISO (Independent System Operator). Кстати, закон предусматривает возможность сертификации по модели ISO не только оператора системы передачи электроэнергии, но и природного газа. То есть, он вводит европейские правила сразу в двух сферах.
Модель отделения ISO позволяет защитить объекты государственной собственности, ведь оператор системы передачи будет использовать их на праве хозяйственного ведения, то есть они не могут быть отчуждены в пользу третьих лиц.
Также благодаря принятым изменениям будет урегулирован вопрос оплаты за передачу при экспорте и импорте электроэнергии. Сейчас в Украине из-за нормативных пробелов периодически возникают судебные споры между оператором системы передачи и участниками рынка в связи с тем, что им выставляют счета за передачу при экспорте. Фактически украинские компании находятся в не конкурентных условиях по сравнению с европейскими коллегами, которые не платят за передачу при импорте. Теперь есть четкий ответ: плата за передачу остается на конечном потребителе. Так же, как и в европейских странах.
Отдельный важный аспект – это независимость оператора системы передач. За многие годы в Европе наиболее оптимальной была признана модель, при которой оператор системы передач, даже на уровне владельца, не имеет никакого отношения ни к генерации, ни к поставке. То есть, если “Укрэнерго” находится в управлении Минэнерго, то генерация и поставки должны находиться в управлении правительства или других министерств.
Также, в контексте обеспечения независимости оператора системы передач, законом предусмотрено, что владелец системы должен разрабатывать программу соответствия, которая определяет меры для предотвращения дискриминационных действий и влияния на деятельность оператора системы передачи. Контролировать выполнение этой программы будет уполномоченное лицо по вопросам соответствия оператора системы передачи.
Очень важно, что Украина движется в направлении обеспечения полной независимости всех игроков рынка, обеспечения прозрачности и условий для свободной конкуренции. В прошлом должна остаться порочная практика, когда от решения одного чиновника зависела остановка и запуск блоков, размер тарифов и т.д. Каждый игрок на рынке должен получить возможность работать независимо и конкурировать за счет эффективности своей работы. Как показывает европейская практика, при таких условиях все участники рынка получают равные возможности для развития, а главное – в выигрыше остается конечный потребитель.
Не менее важный вопрос, который регулирует закон – это безопасность поставок. Документ четко регламентирует принципы управления перегрузками на основе недискриминации участников коммерческих обменов, а также основания для отказа участнику в физическом праве на передачу. Исключительным основанием для ограничения (оператором системы передачи) пропускной способности межгосударственных сечений определено нарушение операционной безопасности. То есть, речь идет не об ограничении в части конкуренции, а исключительно о перегрузке в части электрики, которое приводит к аварийным последствиям.
Надо понимать, что все эти изменения – это не просто отдельные шаги в разных направлениях, а комплекс решений, который позволит европейским партнерам получить подтверждение, что наш оператор отвечает всем стандартным требованиям, все участники рынка находятся в равных условиях. Соответственно, все правила, которые, например, существуют между Польшей и Германией, Словакией и Венгрией, применимы и могут работать и у нас.
Конечно, само по себе принятие этого закона не решает все имеющиеся вопросы и не интегрирует ОЭС Украины с ENTSO-E. Тем не менее, благодаря ему участники рынка уже получили ответы на ряд важных вопросов, касающихся интеграции энергетических рынков Украины и Европы. Конечно, ряд вопросов экономического и иного характера еще потребует урегулирования, но уже понятна логика и последовательность действий, а также “правила игры”, к внедрению которых надо начинать готовиться уже сегодня.
Если имеющийся темп подготовительной работы будет сохранен, Украина сможет выйти на интеграцию с ENTSO-E в 2023 году, как это предусматривают рабочие документы “Укрэнерго” и других ведомств. Эта интеграция откроет широчайшие перспективы и позволит в полной мере реализовать потенциал Украины в энергетической отрасли. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)