С начала года цены на нефтепродукты повышались 10 раз, повышение составило около трех лей – и за все платит потребитель. Новая методология НАРЭ вступит в силу с 1 июля, предельная цена на нефтепродукты будет устанавливаться агентством раз в 14 дней в зависимости от биржевых котировок Platts, акцизных ставок и ставок НДС, предусмотренных Налоговым кодексом и маржой.
О том, кто правит на рынке нефтепродуктов, рассказали эксперты – бывший вице-премьер-министр Константин Тампиза и бывший директор НАРЭ Виктор Парликов – в эфире передачи “Пятница с Анатолием Голя” на телеканале RTR Moldova.
Что диктует цену нефтепродуктов
Константин Тампиза, проработавший 12 лет на нефтяном рынке Румынии, считает, что для нас значение имеет цена барреля нефти.
“В условиях, когда эта цена растет, важно экономить, ведь в структуре ВВП Молдовы 9 процентов – это затраты на энергию, – отметил эксперт. – В средиземноморском регионе 900 транзакций на покупку бензина и дизтоплива осуществляются на основе котировок на топливо на бирже Platts. С начала года цены выросли, по последним данным, стоимость литра бензина -1,287 доллара и дизтоплива – 0,947 доллара. К цене добавляется акциз: в Молдове он составляет 365 долларов за тонну бензина и 153 – за дизтопливо. Важно учитывать разный акциз: в Молдове потребляется 590 тысяч тонн дизтоплива, из которых село потребляет 350 тысяч тонн, и лишь 170 тысяч тонн – потребление бензина.
Без акцизов и НДС цена тонны бензина составляет 921 доллар и 793,2 доллара – тонны дизтоплива. Надбавка, брутто маржа, к стоимости составляет на бензин 249,34 доллара – 37,1 процента и 206,95 доллара – 35,3 на дизтопливо. Видно, что это большая часть затрат в сравнении с закупочной ценой и с акцизами! Ее оплачивает потребитель, и возникает вопрос, на что идет маржа и как тратится поставщиками и продавцами?”.
НАРЭ работает по законам плановой экономики в ущерб Молдове
По словам Парликова, НАРЭ работает в условиях законов, охраняющих монополию на рынке нефтепродуктов. В таких условиях она должна установить для монополиста не только тариф, но и объем обязательств, параметры продукта и многое другое.
“Когда работают несколько компаний, попытка установить тариф обречена на провал, – сказал он. – В таком случае надо записать в Конституции, что мы строим плановую экономику, а не рыночную, и создать госкомитет по ценам. Если же у нас рыночная экономика – надо установить конкурентную среду, чтобы дрались за потребителя”.
Но сейчас другая ситуация: “НАРЭ получила задание установить маржу для всех, имеющих совершенно разные расходы и прибыль. Если маржа выше условий, при которых компаниям комфортно, то предельная маржа теряет смысл. Если же, наоборот, потолок не устраивает часть компаний, то те, у кого эффективность работы выше, выживут с рынка других, кто не может свои расходы уместить в рамки маржи. Это мелкие компании в сельской местности – они не впишутся в маржу: нельзя сравнить заправку, которая продает одну тонну нефтепродуктов, с кишиневской – продающей 10 тонн”.
Молдова в условиях регионального монопольного рынка
“Англичане придумали новый вид антирыночного механизма – монополию под номером два: молчаливое согласие участников рынка сохранять цену, и с этого они получают доход, – заявил Константин Тампиза. – Молдова работает в условиях регионального монопольного рынка: 99,9 процента поставок нефтепродуктов идет из Румынии. Там трейдеры продают нефтепродукты по цене заводов, что говорит о высокой цене на самом заводе. В этом политика больших вертикально интегрированных нефтеперерабатывающих компаний: создавать вертикаль, от добычи до продажи и устанавливать цену продажи. Сегодня в Европе закрылись 15 перерабатывающих заводов признанных убыточными. В Румынии, если брать отдельно нефтеперерабатывающие заводы, все убыточные. Но это не означает, что государство, не может вмешаться”.
В Кишиневе количество заправок в три раза выше нормы
“Цена на мировом рынке заставит нас экономить энергоресурсы, поэтому мелкие производители уйдут”, – сказал Тампиза. И привел пример: на трассе Сороки-Кишинев 63 заправки, в Азербайджане на такой трассе – 8 заправок. Всего в Молдове 713 заправок. При зарплате шесть тысяч лей расходы на 10 работников на каждой – 42 миллиона лей. Платит потребитель. У нас расточительная экономика. Более того, заправка неэкологична, 50 процентов не имеют улавливателей вредных паров нефтепродуктов, а это основной источник канцерогенных веществ, которые попадают в атмосферу при заправке автомобилей. Где органы надзора? Только по Кишиневу количество заправок в три раза превышает допустимую норму”.
Какова справедливая цена на нефтепродукты?
“Этого нельзя сказать, потому, что все заправки продают их по одной цене”, – считает Виктор Парликов. – Часть маржи составляют затраты на арендную плату заправок. Но есть компании, у которых все заправки собственные, а есть те, которые арендуют. Вопрос: почему структура затрат разная, а цена – одинаковая?”.
Говорить о картельном сговоре невозможно, так как нет итогов расследования: совет по конкуренции постоянно кто-то от него отстраняет, отметил эксперт. По мнению Парликова, если кто-то попытается организовать топливный кризис, то ему это удастся: “Парламент не утвердил директиву ЕС о необходимых запасах нефтепродуктов, по которой формируется резерв топлива минимум на 61 день. Запасы едва ли на 15 дней. Такой шаг предотвратил бы кризис на рынке нефтепродуктов, и позволил бы государству не только выступать главным потребителем топлива, но и трейдером, способным влиять на спрос и предложение, и, соответственно, на цену. Но, у нас конкуренцию пытаются заменить методологией, и каждый раз усугубляют ситуацию. Новая методология позволит установить монополию на розничном рынке и устранит малых импортеров”.
Кто стоит за исчезновением законопроектов
Парликов обратил внимание на то, что парламент принимает важные законы, но если их не могут заставить работать – принимают другие.
Более того, важные законы исчезают из повестки дня парламента: “Исчез закон о трансфертном ценообразовании, который помог бы избежать потерь бюджета из-за неуплаты налогов вертикально интегрированными транснациональными компаниями. Основные импортеры нефтепродуктов – “Lukoil”, “Petrom” и “Rompetrol” – это транснациональные компании, которые переносят часть своих операций в определенные юрисдикции, чтобы “оптимизировать” налогообложение”.
Заправка – мини-маркет
По мнению Константина Тампизы, розничная торговля нефтепродуктами непривлекательна, заправки отдают в аренду, там работают по два-три человека, а менеджер ищет потребителей. И не факт, что топливо на всех заправках одинаково качественное – водители знают. При этом доход идет не только от продажи топлива. Так, в Венгрии 40-50 процентов маржи на заправке составляют доходы от стоимости побочных товаров”.
Кто использует расточительность молдаван
“Акциз на топливо, как в любой цене, – это надбавка к стоимости товара, которую платит покупатель за то, что его потребляет, – отметил Тампиза. – В Молдове за последние шесть лет акцизы на топливо выросли на 57 процентов. Для сравнения, в Румынии акциз на бензин 579,2 доллара и 483,3 – на дизтопливо. Машины на дорогах Молдовы потребляют 10-15 литров топлива на 100 километров против 5-6 литров – в городах Европы. Мы расточительны!”.
Можно смело сказать, что это используют и бизнес, и государство!
Минфин и парламент поддерживают малых трейдеров
Устранить малых импортеров с рынка нефтепродуктов не удастся.
Согласно статье 126 Конституции, с 1994 года экономика РМ является рыночной. Государство должно было обеспечить регулирование экономической деятельности и управление по закону. Но за 26 лет как-то “не удалось” разработать и ввести в действие закон о регулировании рыночной экономики.
Новая методология расчета не установит монополию на рынке и не устранит малых импортеров нефтепродуктов. Об этом позаботились Минфин и парламент. Законом №257/2020 с 1 января изменена статься 248 “Контрабанда” в УК РМ. И если ранее контрабандой считался перевоз незаконным образом товара через таможенную границу, то теперь – только через установленные для таможенного контроля места. То есть только через таможенные посты. А если везут на полметра рядом – это уже не контрабанда.
Кроме того, контрабандой считается товар дороже 8000 условных единиц, то есть более 400 тысяч лей. Автобензовозы, которыми малые предприниматели-импортеры завозят нефтепродукты, “случайно” стоят менее 400 тысяч лей. Это двойная защита, чтобы не быть обвиненным в контрабанде.
По закону о свободных экономических зонах (№440/2001) резидентам СЭЗ дозволено осуществлять импорт нефтепродуктов без лицензии НАРЭ. И в последние годы таким образом импортировали около 25 процентов нефтепродуктов – около 200 тысяч тонн ежегодно. Процедура регистрации резидента СЭЗ значительно дешевле стоимости лицензии НАРЭ. И в принципе значимость НАРЭ в качестве регулятора полностью отпадает. (Марина Тимотина, Думитру Барбалат, Vedomosti.md/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)