Неужели не проще мобилизировать внутренние ресурсы? За счет детенизации рынка нефтепродуктов и акцизной реформы можно получить под 30 млрд. грн. налогов.
Укравтодор выпустил евробонды на $700 млн. под 6,25% годовых сроком на семь лет под государственные гарантии. Организаторами выпуска еврооблигаций стали J.P. Morgan, Dragon Capital и Укрэксимбанк. Круто? И да, и нет.
Ставка действительно неплохая, хотя есть и другие мнения, в пользу которых говорит и огромное превышение заявок – их было подано на $2,4 млрд. Но сейчас речь не об этом. Главное, что это новые долги Украины, которых и так хватает.
Так что, не строить теперь дороги? Строить, но мобилизовать внутренние резервы, которых хватит не только на асфальт и которые будут стимулировать наполнение государственного бюджета.
В контексте дорожного строительства кричащей является ситуация с теневым рынком нефтепродуктов. Напомню, основной источник наполнения Дорожного фонда – “топливный” акциз, около 60 млрд. грн. в год. Между тем в стране работает более 25-ти мини-НПЗ, которые перерабатывают нефть и газовый конденсат, но почему-то получают на выходе не подакцизные бензин и дизтопливо, а безакцизные растворители, сольвенты и прочие фракции.
На самом деле, это элементарный подлог и фальсификация документов, когда меняется код товара. Нехитрую схему показательно раскрыли кировоградские налоговики в 2020 году. Они задокументировали факт транспортировки “растворителей” с мини-НПЗ “Кировоградской нефтяной компании” (КНК) прямиком на АЗС четырех близлежащих областей. Проведенные экспертизы показали, что производит завод низкокачественные бензин и дизтопливо.
Эффект не заставил себя долго ждать: в начале 2021 г. государственная компания Укргаздобыча выкупила у добытчиков половину годового объема сырья, которое ранее шло на КНК. Теперь из него будет получен товарный нефтепродукт, акцизы с которого отправятся в Дорожный фонд.
Казалось бы, отличный кейс! Бери и проецируй на остальные 24 “миника”. Нет, этого не происходит. Зато доходит до смешного.
В марте Государственная фискальная служба (ГФС) с помпой наложила арест на 105 автозаправочных комплексов Глуско. Спецоперацию, в которой было задействовано около 1200 силовиков по всей стране, провели по обвинению в торговле фальсификатом в рамках старого уголовного дела против ООО “Альтернатив Энерджи Сорсес Компани”. Последняя известна как владелец мини-НПЗ в поселке Мерефа под Харьковом, крупнейшего в Украине, который мелькает в судебных реестрах в подозрениях в торговле фальсификатом.
Прошло три месяца, Глуско, заплатившая за последние два года 6 млрд. грн. налогов, покрывается пылью и ищет покупателя, а “миник” в Мерефе работает как ни в чем не бывало, выпуская безакцизные нефтепродукты. Зато на сайте ГФС мы регулярно читаем новости об успешной борьбе с бодягой, в том числе и о рейдах на неназванные мини-НПЗ в Харьковской области.
Еще пример. В январе-мае текущего года в Украину ввезено 50 000 т растворителей для лакокрасочной промышленности, что вдвое выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объясняется такой подъем лакокрасочной отрасли просто: эти растворители – смесь октаноповышающих компонентов, используемых при производстве бензинов, – МТБЭ, метанола, толуола, ортоксилола, бутилового спирта. Нюанс в том, что данные компоненты по отдельности облагаются акцизным сбором по “бензиновой” ставке 213 евро/1000 л, то по коду растворителей относятся к безакцизным.
О том, что данная продукция используется не совсем по назначению, говорят имена получателей: крупнейшие из них – компания Катма Груп (эксклюзивный поставщик топлива в сеть БРСМ) и харьковское ООО “Промхим”, в числе клиентов которой все тот же мини-НПЗ в Мерефе: Убыток госбюджета за пять месяцев этого года – 245 млн. грн. акциза, а если ничего не предпринять, по году будет 600 млн. грн. Кабмин три месяца ищет решение, хотя в Налоговый кодекс необходимо внести одно предложение.
По расчетам Консалтинговой группы А-95, нелегальное производство нефтепродуктов уносит из бюджета до 4 млрд. грн. акциза в год. Всего же в 2021 году потери теневого рынка нефтепродуктов составят 22 млрд. грн. Основная статья потерь – махинации с кешем и документами на топливо при продаже через АЗС. Фиктивное потребление несложно отследить, ведь его декларирует куча компаний, у которых на балансе даже нет автомобилей. Но Государственная налоговая служба хранит молчание, говорят, не хватает полномочий из-за ковида и наложенного правительством моратория на внеплановые проверки:
Еще один источник пополнения дорожного фонда – корректировка ставок акцизного сбора. Сегодня те, кто на бензине, платят в четыре раза больше акциза в цене, чем те, кто на сжиженном газе. Хотя используют дорожную инфраструктуру эти машины одинаково. Расчеты показывают, что унификация ставок на бензин, газ и дизтопливо даст в бюджет страны более 200 млн. евро в год, а это 6 млрд. грн. Кроме того, снижение акциза на бензин выбьет экономическую почву из-под мини-НПЗ.
Как видим, только за счет детенизации рынка нефтепродуктов и “акцизной” реформы можно получить под 30 млрд. грн. налогов. Но это еще не все. Исчезновение бодяги и схем даст импульс компаниям легального сектора, которые в целом хорошо платят налоги. Суммарный эффект может быть очень впечатляющим!
Несмотря на простоту некоторых решений, ничего не происходит. Неужели легче занимать деньги, чем мобилизировать внутренние ресурсы? (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Лига.Бизнес/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)