Намерения Минэнергоугля вернуть бюджетное субсидирование для госпредприятия “Угольная компания “Краснолиманская” означают отказ от прежних планов создать вертикально интегрированную госкомпанию на базе государственного ПАО “Центрэнерго” и ряда госшахт.
Такое объединение рассматривалось как часть предпродажной подготовки “Центрэнерго”, включающей Углегорскую, Змеевскую и Трипольскую тепловые электростанции.
Соответственно, приватизацию “Центрэнерго” тоже можно считать перенесенной на неопределенный срок. И есть основания полагать, что она не состоится. От слова “никогда”.
Заместитель главы Фонда госимущества Украины Денис Кудин в конце февраля заявлял, что госкомпания, объединенная из “Центрэнерго” и госшахт может быть продана до конца 2021 г.
Возвращение к прошлому
На примере “Краснолиманской” можно проследить всю неприглядную историю развала украинского углепрома.
Его нынешнее состояние вполне закономерно: ведь коррупционный “дерибан” на госшахтах продолжался при всех президентах и правительствах.
“Краснолиманская-Глубокая” была одной из самых перспективных госшахт в Донецкой области, ее промышленные запасы оценивались в 223 млн. т при расчетной рентабельности добычи 26,2%.
Но в 2003 г. тогдашний президент Л.Кучма отдал ее угольные пласты в аренду донецкому бизнесмену И. Гуменюку.
После этого “Краснолиманская” продолжила работать. Только теперь уже в интересах арендатора.
Добываемый уголь отдавался “частнику”, который и забирал всю прибыль. А госшахте лишь возмещались операционные расходы на добычу.
В 2015 г. бизнесмен из Тореза В. Кропачев сменил И. Гуменюка в качестве выгодополучателя от этой схемы. В. Кропачева считали представителем бизнес-интересов И. Кононенко, ближайшего друга и бизнес-партнера П. Порошенко.
Поэтому после ухода П. Порошенко с президентской должности началась операция по устранению В. Кропачева из “схемы”. Завершилась она в феврале т.г., когда Госгеонедр аннулировала лицензию ООО “Краснолиманская” на угледобычу. Это компания-арендатор, которая ранее находилась под контролем И. Гуменюка, а позднее – В. Кропачева.
Устранение “прокладки”, паразитировавшей на госшахте 18(!) лет, выглядит логично. Но и аплодировать не приходится. Поскольку “доить” госшахты можно не только через “прокладки”, но и напрямую.
Когда стоимость закупаемого для госшахт оборудования, комплектующих и услуг завышается – при полном попустительстве силовых органов.
За счет этого раздувается себестоимость угледобычи. Далее для возмещения разницы между раздутой себестоимостью и установленной государством отпускной ценой угля из госбюджета выделяются дотации.
Таким образом, “теневые” выгодополучатели, тесно связанные с высокопоставленными чиновниками, “обувают” государство (читай: его граждан-налогоплательщиков, наполняющих бюджет из своего кармана) дважды: сначала на закупках, потом на бюджетных дотациях.
Возвращение госдотаций для “Краснолиманской” может означать переход к традиционной для госсектора углепрома схеме.
О возможном возобновлении дотаций 23 июня сообщил замглавы Минэнергоугля А. Кураков. По его словам, ведется работа над тем, чтобы это сделать уже с 1 июля т.г.
“Центрэнерго” навсегда
Если предложения Минэнергоугля поддержит Кабмин, это также будет означать отказ от госхолдинга на базе “Центрэнерго”, объединения “Добропольеуголь” и ряда других госшахт, включая “Краснолиманскую”. Потому что тогда “Краснолиманская” дотировалась бы или за счет перекрестного субсидирования внутри холдинга, или из госбюджета – но снова-таки через холдинг, не напрямую.
Что правда, шансы получить поддержку Кабмина выглядят как 50/50. Потому как, во-первых, категорически против возобновления дотаций “Краснолиманской” будет Минфин. А его мнение в таком вопросе является решающим. Чтобы Минфин снял возражения, либо чтобы продавить соответствующее решение вопреки позиции Минфина – нужна т.н. “политическая воля”. Т.е. нужно задействовать влияние на уровне премьера и руководства президентского офиса. Есть ли у угольных “баронов” такая поддержка – станет ясно в ближайшее время.
Но уже сейчас можно отметить, что ранее принятое решение Кабмина о создании угольно-энергетического госхолдинга на базе “Центрэнерго” подозрительно забуксовало.
План мер по созданию акционерного общества (АО) с участием государственных угледобывающих предприятий и ПАО “Центрэнерго” был утвержден кабминовским распоряжением № 1215 еще 5 октября 2020 г.
В соответствии с ним проект постановления о создании АО Фонд госимущества должен был вынести на рассмотрение правительства до 31 марта т.г. Но вот уже благополучно завершился и II кв., а такого документа до сих пор не принято.
Хотя на самом деле идея сделать вертикально-интегрированную компанию не лишена здравого смысла. Это, прежде всего, возможность снижать себестоимость электроэнергии – при условии прозрачной работы и отказа от “теневых” схем.
Во-вторых, объединение угольщиков и энергетиков в одну компанию позволило бы прекратить конфликт интересов. Ведь по факту той же “Краснолиманской” некому продавать уголь, кроме как “Центрэнерго”.
И там это прекрасно знают. Отсюда и отношение по принципу “а куда вы денетесь”.
В аудиторском отчете ГП “Краснолиманская” за 2020 г. отмечается, что на ее финансовое положение негативно повлияли в т.ч. значительные задержки с оплатой за отгруженный уголь со стороны “Центрэнерго”.
Отсюда рост задолженности по зарплатам перед шахтерами. И перед госбюджетом по налоговым обязательствам. Ясно, что если бы оба предприятия находились в одной лодке, т.е. в холдинге – такой ситуации не возникло бы.
Но теперь, с учетом заявления А. Куракова о планах возобновить прямую господдержку для “Краснолиманской” – похоже, что о госхолдинге можно забыть.
Его создание невыгодно для выгодополучателей “теневых” схем в углепроме. Поскольку деятельность “Центрэнерго” с некоторых пор находится под пристальным вниманием силовиков.
Уголовные производства по злоупотреблениям в этой госкомпании есть и в НАБУ, и в СБУ. “Пристегивать” к ней госшахты – означает заводить их махинации операции в поле зрения следствия. Конечно же, угольные “бароны” этого не хотят.
Таким образом, “Центрэнерго” теряет последний шанс на продажу и идет по пути “Укртелекома”, украинского национального оператора проводной телефонной связи.
Сейчас сложно поверить, что в 2005-2006 гг. его покупкой интересовались европейские гиганты Deutsche Telecom и France Telecom. Но тогда не срослось. А потом начался бум распространения мобильной телефонной связи и интернета. Проводная телефонная связь утратила былое значение. И у крупных зарубежных компаний пропал интерес к инвестициям в “Укртелеком”.
Тоже самое с “Центрэнерго”.
Еще в 2014-2015 гг. возможность ее покупки рассматривали американские инвесторы. Но вот прошло каких-то 5-6 лет – и все изменилось.
США и ЕС, а вслед за ними и вся “Большая семерка” провозгласили курс на “озеленение” экономики, включая отказ от использования ископаемого топлива, угля и газа – в пользу возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов).
И уже в т.г. ведущие мировые банки и инвестфонды сообщили о прекращении финансовой поддержки проектов, связанных с развитием угольной энергетики.
Ясно, что при таких трендах в глобальной экономике покупка “Центрэнерго” уже не интересна крупным зарубежным игрокам.
Более того, даже холдинг ДТЭК донецкого олигарха Р. Ахметова заявил о переориентации на “зеленую” энергетику и готовности продать все ранее полученные от государства тепловые электростанции и угольные шахты.
И уже успел в 2020 г. “сплавить” обратно государству объединение “Добропольеуголь” – вместе с головной болью о его дальнейшей судьбе и судьбах тысяч шахтеров и членов их семей.
В этих условиях возможное возвращение дотаций для “Краснолиманской” будет означать увеличение нагрузки на госбюджет – причем бессмысленное, без каких-либо дальнейших перспектив.
Ведь так или иначе Украине вслед за ЕС придется взять на себя обязательства по сокращению парниковых выбросов, подразумевающие закрытие угольных шахт и электростанций. (Виталий Крымов, Остров/Энергетика Украины и мира)