Возможности для ограничения российского геополитического проекта открывает решение суда Евросоюза по газопроводу OPAL, и почему не стоит рассчитывать только на одно судебное решение.
15 июля Суд Евросоюза вынес решение по делу по газопроводу OPAL: Германии и “Газпрому” не позволили использовать более 50% мощности газопровода OPAL, соединяющий первый “Северный поток” с системой газопроводов Западной Европы. Это определение можно считать прецедентным, поскольку аналогичные ограничения можно будет распространить и на аналогичный газопровод EUGAL, что является продолжением “Северного потока-2”.
Эксперты считают, что именно у Польши, которая уже доказала неправомерность действий по OPAL, есть возможности инициировать и выиграть иск против EUGAL. Министры иностранных дел Украины и Польши Дмитрий Кулеба и Збигнев Рау недавно скоординировали позиции по противодействию “Северному потоку-2”.
Газопровод OPAL – сухопутное продолжение первого “Северного потока” длиной 470 километров. Трубопровод проходит по территории Германии и доставляет газ из России в страны Европейского Союза. Газовый коридор проходит таким образом, чтобы обойти транзитные страны, в частности, – Украину и ее газотранспортную систему.
OPAL в связке с “Северным потоком” был запущен в 2011 г. Из-за европейских правил мощность транспортировки газопроводов была ограничена. Германия, которая планировала перепродавать часть российского газа, очевидно, не соглашалась с таким положением дел.
В 2016 г. Германия подала в Еврокомиссию заявку на изменение условий использования OPAL. Комиссия эти требования удовлетворил и принял решение об изменении правил эксплуатации этой линии, позволив “Газпрома” на практике использовать всю мощность ветви “Северный поток”. Это привело к сокращению транзита газа ямальским газопроводом и газопроводом “Братство”, по которым российский газ транспортируется в Европейский союз через Беларусь и Украину.
После этого, видя угрозу собственной энергетической безопасности, Польша при поддержке Латвии и Литвы подала иск в суд Европейского союза об отмене решения Комиссии. Свою позицию Польша аргументировала тем, что исключения для газопровода OPAL создают угрозу безопасности поставок газа в ЕС, в частности, в регион Центральной Европы. Также она настаивала, что решение Еврокомиссии приводит к концентрации в одних руках источников и средств поставки газа “противоречит принципу диверсификации источников, путей снабжения и управления рисками препятствий или прекращения поставок газа”. Однако первые попытки обжаловать правила работы российско-германских газопроводов были безуспешными.
Лишь в решении от 10 сентября 2019 Суд ЕС поддержал позицию Польши и отменил решение Комиссии от 2016 за нарушение принципа энергетической солидарности. Тогда же Германия подала в Суд ЕС апелляцию против этого решения, утверждая, прежде всего, что энергетическая солидарность является концепцией политического, а не юридического характера.
Но обоснования Германии не убедило Суд Евросоюза, который 15 июля 2021 отклонил апелляционное заявление. И эксперты считают, что решение суда по OPAL можно будет распространить на аналогичный проект – трубопровод European Gas Pipeline Link (EUGAL).
“Использование OPAL для” Газпрома “будет ограничено на 50%, а решение суда станет прецедентом – оно откроет возможность ограничить для” Газпрома “использования мощностей другого газопровода – EUGAL. Простыми словами, даже если” Газпром “запустит” Северный поток-2 “, то он все равно не сможет использовать его на полную мощность из-за ограничений на газопроводах OPAL и EUGAL”, – рассказал председатель ООО “Оператор ГТС Украины” Сергей Макогон в интервью журналистам.
По сравнению с OPAL, EUGAL имеет определенные особенности. Вторая его нить есть сухопутной инфраструктурой для транспортировки газа из “Северного потока-2”. А вот первая нить, запущенная еще в январе 2020 г., соединенная также с первым “Северным потоком”. Российские СМИ открыто заявляют: это позволит России обойти ограничения по OPAL. Именно поэтому решение об ограничении OPAL должен быть только первой частью последовательной политики ЕС по сдерживанию российских “потоков”. Без аналогичных постановлений по EUGAL это не сработает.
Кроме того, по мнению директора Центра глобалистики “Стратегия-ХХI” Михаила Гончара, Россия и Германия будут искать способ не выполнять и то решение, которое уже есть.
“Не нужно тешить себя иллюзиями – теперь, мол, немцы и россияне со всем смирятся, и будут себе неуклонно выполнять европейское отраслевое законодательство. Они будут искать обходные варианты, которые за 10 лет существования” Северного потока-1 “не были задействованы, поэтому возникают проблемы с точки зрения монопольного контроля “Газпрома” над этим трубопроводом. Лучшим вариантом было бы специальное решение Европейской комиссии, чтобы “Потоки” первый и второй, которые построила Россия, вместе с “Турецким потоком” использовались на 50% мощности. Это вариант win-win , то есть все выигрывают, а не так, что россияне и немцы выиграли, а остальные проиграли. Однако для России такая стратегия неприемлема, и немцы способствуют им, а не нам “, – выразил оценку эксперт.
Именно поэтому Украине не стоит надеяться, что одно судебное решение поможет раз и навсегда остановить российские газовые проекты. Сейчас самым слабым местом России в плоскости “Северного потока-2” является сертификация проекта. Без нее пустить газопровод будет невозможно, ведь не будет подтверждения, что газопровод соответствует европейским стандартам. Именно об этом необходимо напоминать в переговорах с партнерами.
“Кто этот газопровод сертифицирует? Из-за риска попасть под санкции США из проекта вышла норвежская компания DNV GL, которая должна была сертифицировать газопровод” Северный поток-2 “по завершению строительства. “Газпрому” теперь нужно искать компанию, которая захочет сертифицировать этот газопровод, рискуя попасть под санкции США. Без сертификации никто в Европе не позволит его пускать. Сертификация – это подтверждение качества работ. Без сертификации – нет гарантии, что трубопровод надежный. В этом проекте очень много “если”, – отмечает Сергей Макогон.
Он добавляет, что также немецкий регулятор установит, подпадает “Северный поток-2” под норму Третьего энергетического пакета ЕС и обновленной газовой директивы. И даже если в вопросах приемлемости запуска газопровода регулятор встанет на сторону русских, последней инстанцией в этом решении остается Европейская комиссия.
“Она может обжаловать в суде решение немецкого регулятора, а это затянет процесс пуска “Северного потока-2 “еще надолго”, – подчеркивает руководитель ОГТСУ.
За запуск обходного газопровода Украина, как известно, предлагают компенсации. Среди них предлагается, например, поддержка отечественных водородных проектов. Но есть такие предложения полноценными и реалистичными в перспективе ближайших 5-10 лет? Эксперт аналитического центра DiXi Group Роман Ницович убежден, что нет.
“Говорят о водородной энергетике… Но они еще в западных экономиках не стали промышленными технологиями, которые показывали бы свою доходность и были масштабируемые. Это крупные промышленные проекты, но пилотные. Пока рано говорить, что уже в следующем году мы можем получить большой коммерческий водородный проект. Этот вопрос развития технологий в ближайшие 5-10 лет. Эти предложения не равноценны транзиту. Прибыль от транзита мы теряем уже сейчас, а возмещение предлагают лишь в отдаленной перспективе”, – отмечает Ницович.
С этим согласен и Сергей Макогон. Руководитель ОГТСУ отмечает: компенсацией в обмен на запуск “Северного потока-2” может быть только сохранение приемлемых объемов транзита украинской газотранспортной системой.
“Очевидно, что водородные идеи не могут быть равноценной компенсацией. Это разные области сотрудничества с ЕС. Единственно приемлемый для нас вариант – новый контракт на транзит газа на 45-50 млрд. кубометров газа в год на следующие 15 лет с финансовыми гарантиями европейских банков или компаний”, – отмечает Сергей Макогон. (Руслана Чечулина, Ua-energy.org/Энергетика Украины и мира)