Министерство энергетики подготовило законопроект, которым с 2023 г. предлагает обязать поставщиков иметь минимальный запас нефти и нефтепродуктов.

Энергетическая безопасность – дело не только государства. В условиях войны с Россией и учитывая сложную геополитическую ситуацию в мире, необходимость заботиться об энергетической безопасности страны является не только государственным делом, а касается каждого из нас.

Украина в значительной мере зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. К примеру, львиная доля бензина поступает из Беларуси – более 40% от общего баланса рынка. Около 70% дизельного топлива поступают из Беларуси и РФ.

Шантаж и угрозы перекрыть поставки горючего – инструменты политического влияния, к использованию которых время от времени прибегают наши северные соседи.

Совсем недавно Беларусь угрожала сократить продажу бензина с Мозырского НПЗ. В конце концов, изменили политический подтекст угроз и сослались на плановый ремонт завода. Коллапса не произошло, однако рынок лихорадило.

А вот Россия в 2015 г. и 2019 г. были эмбарго на экспорт нефтепродуктов в Украину. Поэтому украинским компаниям приходилось в экстренном режиме диверсифицировать поставки, цены на топливо росли.

Оставлять такой козырь в руках государства-агрессора и ее политического союзника – крайне опасно. Ведь от наличия полного зависит как повседневную жизнь граждан, так и работа многих секторов экономики.

Стабильность бизнеса + евроинтеграция

Гарантированные запасы стратегической продукции – это не ноу-хау ни для стран мира, ни для Украины. У нас, например, правила стратегических запасов действуют в фармацевтической отрасли.

В электроэнергетической отрасли – даже частные теплоэлектростанции имеют накопить минимальные запасы угля для стабильного прохождения отопительного сезона.

Как очередной шаг к нашей энергетической независимости, нужно задуматься, наконец, и о накоплении неснижаемого объема нефтепродукции.

В то же время создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов также является одним из евроинтеграционных требований к Украине.

Директива Совета ЕС 2009/119 / ЕС обязывает поддерживать минимальный уровень резервов сырой нефти и нефтепродуктов. МЗНН может формироваться трейдерами, как в Италии или Швеции, или государством – таким путем пошли Польша, Чехия.

Есть вариант создания отдельной агентства, которое отвечает за создание резерва нефтепродуктов, как это сделали в Венгрии Эстонии или Словении.

Кстати, в Украине отдельные операторы (трейдеры, компании) уже самостоятельно приняли решение создавать резервы, которые можно использовать в случае форс-мажор, ограничения импорта по политическим причинам демпинга ли. И катализатором к этому стали именно “инициативы” России и Беларуси.

Что, сколько, когда?

Министерство энергетики подготовило законопроект, определяющий основы создания и функционирования в Украине системы минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, и регулировать отношения в этой сфере. Законодательная инициатива предусматривает начало создания минимальных запасов 2023 года.

За базовую модель в законопроекте взята модель минимальных запасов, действует в Словакии. Этот выбор поддержали и эксперты Энергетического Сообщества.

Согласно выбранной модели, под наблюдением уполномоченного органа создается специальное агентство. В его функции будет входить владения и управления минимальными запасами, обеспечения хранилищ для хранения.

По европейской методике, минимальный запас нефти и нефтепродуктов на случай чрезвычайных ситуаций определен на уровне 90 дней среднего суточного импорта.

Исходя из фактической мощности украинских НПЗ, рассматривается такая структура резерва: нефть – 30%, нефтепродукты – 70%. Моторный бензин и дизельное топливо – в соответствии со структурой их фактического потребления в соотношении 38:62.

Источником средств для создания агентства и собственно резерва нефтепродуктов должен стать Государственный фонд финансирования МЗНН – его предполагается создать в составе специального фонда Государственного бюджета.

Для наполнения фонда планируется направить 6% от акцизного налога с произведенного в Украине и импортируемого топлива, а также 100% спецпошлины на тяжелые дистилляты и сжиженный газ из Российской Федерации.

Выбор без выбора

Действующее законодательство толкует понятие “предприниматель” как физическое лицо, осуществляющее деятельность на свой риск. Каждый бизнес оценивает риски и в соответствии с ними выстраивает свою стратегию. Но не все риски можно нивелировать – это тоже известно каждому предпринимателю.

Минимальные запасы нефтепродуктов – это один из способов минимизировать геополитические риски для профильного бизнеса. Геополитические риски от физического соседства со страной-агрессором, на который мы обращаем седьмой год агрессии и с которым должны считаться и в дальнейшем. (Максим Немчинов, заместитель министра энергетики Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий