В Украине трудно найти более известную ГНС чем “Спартак”, она же Макаровская ГНС. Также трудно будет найти трейдера из столичного региона, который ни разу не пользовался ее услугами. После почти годичного простоя в марте 2021 г. станция снова начала принимать газ. Новый менеджмент признается, что вернуть объемы на ГНС оказалось делом непростым.
Впрочем, усердная работа уже позволила заякорить нескольких крупных клиентов и построить планы на перекройку рынка услуг хранения сжиженного газа как столичного, так и соседних регионов. Чем живет и как выглядит “Спартак” после обновления?
“Крымок”, “Макаров”, “Стартак”, “Буян”. Все эти названия в отраслевом жаргоне относятся лишь к одной ГНС. Сданная в эксплуатацию в 2005 г., когда рынок автогаза в Украине только зарождался, станция “Спартак” стала одной из первых коммерческих ГНС. Успешных ГНС! В лучшие времена “тысячник” пропускал через себя по 15-17 тыс. т газа в месяц. Но времена, как известно, меняются, и с начала 2018 г. над “Спартаком” начали сгущаться тучи. Раскол в семье Чиричей достиг критического масштаба, а недовольных клиентов становилось все больше. Апогеем стал скандал с пропажей увесистого остатка “Сокара”. С апреля 2020 г. работа “Спартака” была заблокирована в рамках взыскания долга с владельцев ГНС, которая оказалась в залоге “Укргазбанка”.
В августе 2020 г. у “Спартака” появился новый владелец: хранилище вместе с другим залоговым имуществом перешло в актив компании, за которой стоят Андрей Киселев и Алексей Костяк. Новые собственники понимали, что им придется приложить титанические усилия для очистки кармы и создания положительного имиджа этого культового места.
Во-первых, был проведен полный технический и юридический аудит наследия. Ревизия выявила множество недочетов, на исправление которых ушло более полугода. Пришлось переоформить всю техническую документацию и получить необходимые разрешения на работу во всех контролирующих органах, в том числе лицензию на производство (смешивание). Станция перешла к новому собственнику в скудном техническом состоянии. Пришлось провести ревизию парка, восстановить, где можно, старое компрессорное оборудование и запустить новое, установить современные расходомеры, восстановить противопожарную систему и т. д. “Самым тяжелым и трудоемким было освидетельствование подземного емкостного парка. Вскрывалась, проверялась и чистилась каждая из 20 стокубовых емкостей”, – говорит главный инженер настоящий аксакал “Спартака” Олег Рогоцкий.
Во-вторых, серьезные изменения коснулись железнодорожной логистики. Восстановлены и отремонтированы подъездные пути, а привычную станцию “Спартак” сменила перезапущенная станция “Буян”. Ее минимальная удаленность от ГНС раз и навсегда решила проблему неадекватно высокого тарифа на подачу-уборку вагонов. Кстати, собственный локомотив также прошел капитальный технический и эстетический ремонт и уже готов распихивать цистерны с прытью молодого.
В стремлении к более высокому уровню услуг менеджмент продолжает модернизацию станции. Среди текущих этапов инвестпрограммы – строительство лаборатории, расширение парка хранения, наращивание мощностей компрессорной группы, а также создание комфортных условий отдыха для водителей газовозов.
В марте 2021-го пошли первые после перерыва вагоны. Возвращение “Спартака” на рынке приняли позитивно, ведь и место всем давно знакомо, и конкуренция за объемы между разными ГНС всегда на пользу трейдерам. Одним из факторов, тормозящих потенциальных ресурсодержателей, стало наличие на ГНС нескольких центров влияния.
Впрочем, уже в июле в составе участников произошли изменения: известный трейдер LatChem в лице не менее известного Евгения Данишевского сменил Алексея Костяка в составе акционеров на правах миноритария. В итоге операционное управление станцией осталось за менеджментом Андрея Киселева, известного рынку по работе трейдера “Еврогазгрупп”.
“Сегодня принятие всех управленческих решений централизовано, что позволяет нам управлять ГНС максимально эффективно. Мы понимаем, что впереди у нас еще очень много работы, и мы готовы проявить максимальную гибкость в выстраивании отношений с каждым клиентом”, – говорит управляющий партнер Александр Шубенков. Он не скрывает, что процесс формирования устойчивой клиентской базы кропотлив и сложен, связывая это не в последнюю очередь с плохой кармой объекта: “Негативных воспоминаний об этой перевалке у трейдеров действительно много, однако их природа – всецело в работе предыдущих собственников, а не в самом объекте”.
С одной стороны, в Киевской области за последнее время открылся ряд новых объектов, и на фоне сокращения поставок железнодорожным транспортом ввод новых мощностей хранения начинает опережать спрос. С другой стороны, для правобережья столичного региона выбор не такой и большой: Бородянка, Васильков и “Спартак”. Эти же станции сейчас активно задействованы в снабжении соседних областей на запад от Киева.
По словам Шубенкова, выходить в трейдинг со “Спартака” акционеры не планируют. “Все усилия сейчас сосредоточены на предоставлении клиентам наиболее качественных услуг хранения. Как показывает опыт собственников других ГНС, совмещение разных видов деятельности чревато плохими последствиями как для хранения, так и для хранителей”, – говорит менеджер.
А хранить и переваливать есть что: в июле на “Спартаке” переваливались “Сокар”, “Алпен Трейд”, WOG, Mango и другие трейдеры. Но этого мало, считают новые владельцы, в их планах – еще несколько крупных якорных клиентов и, как следствие, выход на 5-6 тыс. т перевалки в месяц. (Артем Куюн, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)