Украина стала гораздо более зависимой от импорта нефти и нефтепродуктов за последние 15 лет. Вместо шести крупных нефтеперерабатывающих заводов сегодня работает только один. В 2020 г. национальные производители обеспечивали лишь 49% от объемов потребленного бензина, 15% дизтоплива и 20% LPG. Дополнительный риск – среди ключевых поставщиков компании из России и Беларуси.

Как выглядит сейчас рынок топлива и его производства в Украине, об импортозависимости и что делать, чтобы от нее избавиться, говорили эксперты во время презентации “Как Украине снять топливную петлю?”.

Как выглядит сейчас украинский рынок топлива

По данным аналитического доклада эксперта программы “Энергетика” Украинского института будущего Андриана Прокипа, производство светлых нефтепродуктов качества Евро-5 в Украине осуществляют Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (“Укртатнафта”, Полтавская обл.), Шебелинский газоперерабатывающий завод (“Укргаздобыча”, Харьковская обл.), а также мини-НПЗ: до 15 заводов различной мощности.

На иностранных же поставщиков приходится около 70% потребления нефтепродуктов и на этот импорт ежегодно, в зависимости от конъюнктуры, тратится $3-6 млрд.

Рынок дизтоплива эксперт называет одним из самых уязвимых. В течение 2020 баланс ДТ составил 7,37 млн. т, что превышает показатель прошлого года на 5,4% (375,6 тыс. т).

Основным поставщиком ресурса в течение года была РФ – 42,2% импорта – 2,6 млн. т, большинство из которого – производства “Роснефти”, значительное количество которого ввезено в Украину по железной дороге – 1,11 млн. т. Остальной объем производителя прокачан нефтепродуктопроводом – 629,1 тыс. т.

Основным потребителем ДТ в Украине является промышленность (аграрные, химические предприятия, перевозчики и т.д.). Коммерческое использование в 2020 году составило 5,6 млн. т (+1,4% к 2019 г.) Или 76% всего рынка. На аграрный сектор приходится около 2,5-3,0 млн. т/г. потребления, среди перевозчиков крупнейшими потребителем ДТ является “Укрзализныця” – около 400 тыс. т.

На рынке бензинов основным поставщиком ресурса была РБ. Суммарно два белорусских НПЗ увеличили экспорт в Украину по сравнению с 2019 годом на 22,8% (или на 158,4 тыс. т), в 851,9 тыс. т.

Поставки бензинов с Мозырского НПЗ повысились относительно прошлого года на 32,2% (или на 200,6 тыс. т) и составляют 823,0 тыс. т.

Объем поступлений А-92 производства Новополоцкого НПЗ (“Нафтан”) составил 28,9 тыс. т. По итогам года повышение новополоцкого импорта по сравнению с предыдущим периодом, составляет 32,1% (5,2 тыс. т).

Что касается рынка LPG, то в 2020 году Украина импортировала 1,615 млн. т сжиженного газа (+0,5% к объемам 2019). Поставки бутановой фракции для “Карпатнефтехима” (Ивано-Франковская обл.) сократились вдвое – до 51,8 тыс. т. Таким образом, импорт LPG в 2020 году увеличился на 4,4%, до 1,563 млн. т. Это на 18,2 % больше объемов 2018 года.

Прямые поставки наземным транспортом из России выросли на 21,2% – до 715,4 тыс. т (+3%). Доля РФ в импорте увеличилась с 43,2% до 44,3%. В первую очередь, это обусловлено увеличением поступлений из Пермского НПЗ “Лукойл” – с 172,2 тыс. т до 207,9 тыс. т. Самым крупным поставщиком остается “Роснефть”, которая снизила объемы экспорта автогаза в Украине на 6,8%, в 443,1 тыс. т.

“Топливная петля” и ее главные угрозы

Ситуация такова, что сейчас именно Россия и Беларусь обеспечивают большую или значительную часть потребления нефтепродуктов в Украине: 65% дизтоплива, 40% бензина и 49% LP. Дальнейший рост этой зависимости угрожает энергетической и национальной безопасности в целом.

“В случае политического решения по стороны России и Беларуси, в Украине возникнет существенный дефицит нефтепродуктов, что приведет к скачку цен и перебоям в работе промышленных потребителей, среди которых оборонный сектор, аграрные предприятия, “Укрзализныця”, – пояснил Андриан Прокип.

Обозреватель “НефтеРынок” Владимир Дольник заметил, что в ситуации с топливом Украина оказалась именно в топливной петле, а не на “игле”, как это было в свое время в ситуации с газом.

“Украинцы выращивают зерно, плавят металл, продают это все на экспорт, получают долларовую выручку. А потом мы ее отправляем в Россию, Беларусь, другие страны, чтобы получить топливо и зайти на следующий круг: вырастить пшеницу, выплавить металл. Это такая петля и проклятый круг”, – пояснил он.

Также Дольник подчеркнул, что в условиях военных действий, которые продолжаются в Украине, проблема нехватки топлива для военной техники может быть очень рисковым фактором.

Какие варианты решения проблемы видят эксперты

Единственный выход – сокращать зависимость от поставок из РФ и РБ и диверсифицировать импорт. Для этого нужно увеличивать объемы поставок из других стран: морскими путями и со стороны ЕС.

Также требуется создание страховых запасов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с практикой Энергетического сообщества, отмечают эксперты. Это должен быть объем, покрывающий 90-дневную потребность.

Кроме того, Украине стоит работать над увеличением объемов собственной нефтепереработки и сокращением потребности в импорте.

“Создание страхового запаса нефтепродуктов необходимо даже при сокращении импорта. Наращивание внутреннего производства и сокращение импорта будут создавать рабочие места и повышать ВВП Украины, увеличивать отчисления в бюджеты”, – уточнил Андриан Прокип.

Каковы шансы и перспективы увеличения украинской нефтепереработки

Достичь увеличения национального производства нефтепродуктов можно путем модернизации одного из существующих в Украине НПЗ, после получения контроля над ним со стороны государства (аренда или выкуп мажоритарной доли), отметил Прокип.

Потенциально привлекательных для таких задач предприятий в Украине сейчас три.

Состояние крупных нефтеперерабатывающих мощностей в Украине:

Кременчугский НПЗ – действующий;

Херсонский НПЗ – не подлежит модернизации;

Одесский НПЗ – вследствие ненадлежащей консервации мощностей, после 2014 года значительная часть мощностей была испорчена, не подлежит модернизации;

Лисичанский НПЗ – подлежит модернизации и запуску;

Надворнянский НПЗ – подлежит модернизации;

Дрогобычский НПЗ – сохранены мощности.

“Государство в случае получения контроля (долгосрочная аренда или выкуп) над одним из НПЗ, который подвергается модернизации – Лисичанский, Надворнянский или Дрогобычский, и дальнейшей его модернизации, может увеличить объемы производства нефтепродуктов, что означает сокращение зависимости от поставок из России и Беларуси, а также – создание предпосылок для новых рабочих мест и экономического роста”, – пояснил эксперт.

Но любое из вышеназванных предприятий имеет свои преимущества и риски.

У Лисичанского НПЗ – рискованный фактор близости к линии разграничения, а потому и риск в случае активизации военных действий.

У Надворнянского НПЗ менее привлекательные логистические условия размещения, чем Дрогобычского.

Наиболее привлекательным с точки зрения простоты организации логистики и размещения, по мнению экспертов, является Дрогобычский НПЗ.

Среди его преимуществ, на которые указывают специалисты:

  1. Диверсификация каналов поставки сырья: возможность поставки на НПЗ нефти:

– Urals по нефтепроводу Дружба;

– каспийские сорта нефти (в частности Azeri light) через нефтепровод Одесса-Броды;

– карпатская нефть с нефтегазодобывающих управлений ОАО “Укрнафта”: “Долинанафтогаз”, “Бориславнафтогаз”, “Надвирнанефтегаз”.

  1. Дрогобычский НПЗ граничит с линейным отделом “Укртранснафты”: доступный резервуарный парк хранения украинской и импортной нефти, мощности по подогреву нефти. Имеется развитая железнодорожная инфраструктура.
  2. Наличие соединения нефтепродуктопроводом с предприятием “Карпатнефтехим”.
  3. Размещение НПЗ в пределах 200-мильной зоны стратегических интересов НАТО.

“В отличие от Надворнянского НПЗ, Дрогобычский имеет вдвое большую мощность подключенных нефтепроводов, собственное железнодорожное депо и участок подготовки и пропарки вагонов-цистерн, установленные битумные установки, а также граничит с мощностями “Укртранснафты”, что придает ему существенные логистические преимущества”, – уточнил Прокип.

Но и у Дрогобычского НПЗ есть свои “но”, отметил Владимир Дольник.

“Мы должны быть готовы, что это будет не очень быстро. Несмотря даже на то, что технологии с 2008 года, когда разрабатывались планы модернизации Дрогобычского НПЗ, пошли вперед. По словам коммерческого директора Укргаздобычи Сергея Федоренко процедуры проектирования и закупки оборудования – это 1,5 года. На Кременчугском НПЗ это было лет 7-8. Поэтому для Дрогобычского НПЗ, если начнем делать сейчас, это будет 4 года и $ 2 млрд.”, – пояснил он.

Что даст Украине запуск новой нефтеперерабатывающей мощности

В случае модернизации и полной загрузки мощностей Дрогобычского НПЗ возможен ряд положительных эффектов, отметили эксперты. В частности, сокращение импортной зависимости в дизтопливе с 84% до 70%; бензинах – с 51,5% до 0%, LPG – с 80% до 70%.

Есть и преимущества для экономики в целом, отметили эксперты. В общем сокращение импорта нефтепродуктов сможет сэкономить $1,3-2,5 млрд. в год (в зависимости от ценовой конъюнктуры).

Также новая нефтеперерабатывающая мощность создаст до 1200 новых рабочих мест и сохранит научно-технический потенциал нефтепереработки в Западной Украине.

Кроме того, замещение импорта национальным производством создаст дополнительный ВВП в размере $ 8,7-16,9 млрд. в течение 5 лет и положительно повлияет на инвестиции в Украину. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий