Украинские политики любят говорить о дешевом украинском газе. Они часто говорят: недра являются национальным достоянием, а значит и газ население должно получать чуть ли не бесплатно. Недавно им подыграл экс-главный исполнительный директор Нафтогаза Отто Ватерландер, который заявил, что добыча газа обходится НАКу всего лишь в 1 грн. за кубометр, тогда как цена для населения – 8 грн.
В экспертной среде говорят, что это политический вопрос, который зависит от методики подсчета. Поэтому при желании можно называть какие угодно “красивые” цифры. Впрочем, специалисты уверены: дешевого газа в Украине нет.
Kosatka.Media послушала мнения экспертов, обсуждавших себестоимость украинского газа в ходе ток-шоу Energy Freedom, и объясняет, из чего состоит “экономика” газодобычи в Украине, почему Нафтогаз и частные компании считают свои цены по-разному, и как происходит, что “достать газ из-под земли” стоит меньше, чем сумма, которая добавляется к его цене по дороге к потребителю.
“Самая секретная информация в стране”: как в Нафтогазе оценивают свой газ
Газ в Украине добывают как государственные компании (Укргаздобыча и Укрнафта), и частные. В 2020 г. из 20,2 млрд. куб. м общей добычи на Укргаздобычу пришлось 13,45 млрд. куб. м.
Все дискуссии вокруг того, какова настоящая себестоимость газа в Укргаздобыче возникают из-за того, что его материнская компания – НАК “Нафтогаз Украины” – долгое время не публикует таких данных.
Получить такие цифры, просто подсчитав стоимость на примере какой-то одной скважины или месторождения, невозможно – каждая имеет свою специфику и сложности в работе, а соответственно и свою экономику.
Специалисты по энергетике отметили, что если посмотреть на заявления, которые делали бывшие и действующие менеджеры НАК “Нафтогаз Украины”, можно увидеть достаточно широкий разброс оценок себестоимости украинского газа.
– 1 грн. за куб. Такую сумму назвал в интервью бывший исполнительный директор НАК Отто Ватерландер конце сентября 2021 г.
– 2,60 грн. за куб. Такая сумма звучала в интервью в то время и. о. министра энергетики Юрия Витренко в феврале 2021 г. Такую же цифру он назвал во время выступления на форуме “Украина 30. Платежка”:
“Себестоимость добычи государственной компанией “Укргазвидобування” – примерно 2,6 грн. за кубометр. Продается этот газ по 6,99 грн. (тариф Нафтогаза на тот момент, – Ред.), Но в 6,99 гривны также входит тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам. Также в эту цену включаются налоги, которые платит Нафтогаз в госбюджет, из этих налогов выплачиваются зарплаты бюджетникам, пенсии, финансируется оборона государства, в эту цену входят дивиденды, которые идут в госбюджет”.
Также есть еще одна цифра – себестоимость добычи газа из плотных песчаников, которая составляет $150-180 (3970-4770 грн.) за тысячу кубов. Ее озвучивал на тот момент глава правления НАК Андрей Коболев. Но стоит заметить, что добыча газа в плотных песчаниках является наиболее затратным процессом, поэтому себестоимость добычи газа из других источников является меньшей.
По словам эксперта по вопросам энергетики, директора специальных программ НТЦ “Психея” Геннадия Рябцева, “складывается впечатление, что нет более секретной информации, чем себестоимость добычи украинского газа”.
В качестве примера он привел судебный процесс между Киевтеплоэнерго и Укргазвыдобуванням, в ходе которого не удалось раскрыть эту информацию.
“Один из руководителей Нафтогаза в моем присутствии заявлял, что эта информация настолько секретная, что он может ее сообщить только на закрытом заседании СНБО в присутствии президента. Это достаточно странная ситуация, исходя из того, что почти все компании обнародуют свои затраты на добычу, потому что это является одной из составляющих для того, чтобы инвестировать деньги в проекты в компаниях. А если нет данных относительно того, является ли добыча прибыльной, то тогда нет средств для того, чтобы инвесторы вкладывались в такие добывающие проекты”, – сказал Рябцев в ходе ток-шоу.
Цена газа: о чем свидетельствуют официальные документы
Бывший финансовый директор Нафтогаза Ярослав Диковицкий говорит, что свет на себестоимость добычи газа проливает аудиторский отчет Укргазвидобування за 2020 г. Анализ документа, по словам специалиста, свидетельствует, что сумма общих затрат на добычу газа (зарплата, сырье и материалы, транспортировку газа, ремонты) составляет примерно 700 грн. за 1000 м3.
Также в состав себестоимости следует включать амортизацию основных средств предприятия. Она больше, чем прямые расходы – почти 940 грн. Суммарно – порядка 1600 грн. за 1000 м3.
Диковицкий отметил, что добыча газа не может стоить 1600 грн., поскольку это бизнес на далекую перспективу и он включает инвестиционную составляющую.
За “освоение” инвестиционных бюджетов в УГВ отвечает буровое управление “Укрбургаз”, которое имеет своих специалистов, свои зарплаты и производственные планы по бурению, разведке, обустройству. Расходы на это посчитать нетрудно. Правда, по словам Диковицкого, их анализ свидетельствует о том, что УГВ тратило на инвестиции даже меньше денег, чем было должно.
“Другое дело, что в УГВ таких расходов очень мало. И что касается “Программы добычи 20/20″ (ее задачей было довести к 2020 г. добычу газа Укргазвидобуванням до 20 млрд. куб. м в год, – Ред.), эта инвестиционная составляющая не выдерживалась. Фактические расходы на инвестиции достаточно малы. Приведу пример. В себестоимости есть 940 грн. начисления амортизации. За 2020 год сумма капитальных инвестиций, которые потратили на добычу газа, даже меньше суммы, которую насчитали на амортизации – около 890 грн. Из прибыли фактически ничего не было потрачено на инвестиции”, – сказал Диковицкий.
Диковицкий задается вопросом – куда делись прибыли Укргазвидобування и что с ними происходит при такой цене газа?
Если исходить из затрат, которые УГВ понесло за 2020 год и насчитывать до них налог на прибыль, ренту и НДС, то цена газа была бы не более 2500 грн. Если к этому добавить капитальные инвестиции по “Программе 20/20” – предусматривались объемы бурения 500-800 тысяч метров (фактически составили около 300 000 метров) – то даже при этом цена была бы в пределах 4,2-4,3 грн. за куб.
Почему же тогда газ украинской добычи дороже, чем 4,3 грн.? Диковицкий объясняет: цена учитывает еще и прибыль самого Укргазвидобування и дивиденды НАК “Нафтогаз Украины”, которые он забирает на свои счета. То есть, цена газа, производимого УГВ, покрывает еще и расходы Нафтогаза.
“Как ни странно, но административные расходы Нафтогаза, расходы на сбыт и проценты, которые платит Нафтогаз за привлеченные кредиты, больше, чем операционные расходы УГВ, за минусом амортизации. Если расходы по себестоимости добычи газа без амортизации составляют около 700 грн. за тысячу кубов, то расходы Нафтогаза (административные, финансовые и на сбыт) составляют около 900 грн. за тысячу кубов”, – сказал Диковицкий.
Из чего складывается стоимость добычи. И что вообще такое “себестоимость” в газовой отрасли
Независимый эксперт по вопросам энергетики Евгений Паленка говорит, что в нефтегазовой отрасли считать себестоимость добычи газа напрямую по бухгалтерской отчетности не совсем правильно. Он проводит аналогию между нефтегазовой отраслью и космической, фармацевтической, ИТ и ядерной, где единица товара может стоить 1 гривну, но ей предшествуют исследования на миллиард.
“На Западе используется понятие “полная стоимость подъема единицы углеводородов” – барреля нефти или тысячи кубометров газа. Этот показатель считается инвесторами на основании денежных потоков.
Есть разные методологии. Но главное, что этот показатель состоит из элементов, которые есть в бухгалтерском учете себестоимости и из показателей, которых напрямую в бухгалтерском учете по себестоимости нет”, – сказал Паленка.
Есть прямые показатели стоимости добычи газа:
– амортизация;
– стоимость рабочей силы (меняется);
– химические реагенты для добычи газа;
Это очень существенная статья расходов. Одним из реагентов является метанол, цена на который напрямую зависит от мировых цен на газ. Доля метанола в цене постоянно меняется в соответствии с мировой ценой на газ, и это является важным фактором.
С метанолом, кстати, не все просто – украинские газодобытчики покупают его в России, потому что на украинский введены высокие акцизы.
“Мы год от года покупаем российский метанол, потому что мы ввели акциз на метанол собственной добычи. Ни одной тонны метанола Украина не производит самостоятельно из-за невероятного акциза. Акциз надо заменить на пошлину, чтобы компании могли сами себя обеспечивать метанолом хотя бы для прекращения гидратообразования”, – отметил инженер по добыче нефти и газа, генеральный директор НКЦ “Ньюфолк” Андрей Закревский.
– стоимость самого газа;
Часть газа в процессе добычи используется для работы оборудования (так называемые внутренние расходы), но на этот газ добывающее предприятие платит ренту. А рента рассчитывается, исходя от цены импортируемого газа. Этот элемент также очень существенно влияет на стоимость добычи газа.
Есть расходы, которые не учитываются в себестоимости напрямую:
– расходы на разведку;
– расходы на покупку площадей, которые еще не стали месторождениями;
– расходы на геологоразведочные работы;
– расходы на “сухие” скважины, на технологии, которые не дали результата.
По данным Паленки, за 2020 г. в финансовой отчетности УГВ начисление резервов обесценения основных средств и work-in-progress (работа, которая продолжается) составило 12,8 млрд. грн. Это почти 1 грн. на каждый кубометр товарного газа, который был передан Нафтогазу. То есть, это инвестиции, которые не принесли и которые не принесут в будущем экономического результата.
“Нефтегазовая отрасль по своей сути является “игрой в казино с природой”. Это не фабрика, когда есть сырье, завод и продукция на выходе. Вся суть нефтегазовой отрасли – это огромные риски. И стоимость ставок, которые иногда предприятия делают на гринфилд (новые участки), не всегда приносят результат. Но это средства. И эти расходы предприятия также учитывают как общие затраты на продукцию”, – пояснил Паленка.
Проблема с рентным платежами
Одна из составляющих цены газа – рентная плата за его добычу. Это своеобразный налог на использование украинских недр, который платят и государственные, и частные добытчики. Он начисляется по импортному паритету. То есть, чем дороже газ за рубежом, тем большую ренту должен платить украинский производитель – даже если будет продавать потом этот газ по льготным ценам населению.
“Я допускаю, что УГВ продает газ Нафтогазу примерно по 5,8 грн. без НДС. А сегодня рентную плату нужно уплачивать не от этой цены, а от цены импортируемого газа (согласно Налоговому кодексу). Таких дополнительных расходов УГВ к концу года может понести около 25 млрд. грн. и показать из-за этого убыточную деятельность. Поэтому я не очень понимаю, почему УГВ молчит”, – сказал Диковицкий.
С ним согласился и Евгений Паленка. По его словам, уже сейчас рента, которую платит УГВ, может быть выше стоимости газа, который компания поставляет НАК.
“Насколько я понимаю из публичной информации, цена продажи природного газа Укргазвидобуванням на НАК где-то между 5,8 и 6,18 грн./куб. м без НДС, а ренту они платят по средневзвешенной ставке по УГВ 27%. Рента выплачивалась с цены 12 тыс. грн./тыс. куб. м, и за сентябрь, я думаю, что она будет 20-22 тыс., то есть, может быть ситуация, когда рента, которую платит УГВ, будет выше цены реализации газа на НАК. Если это так, то это очень угрожающая ситуация, которую надо урегулировать постановлениями Кабмина”, – подсчитал Паленка.
Так сколько же стоит украинский газ?
Эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на все разногласия в методах подсчетов, цена украинского газа никак не меньше 6 грн./куб. м.
“Можно учесть все инвестиционные составляющие и спрогнозировать, что газ стоит в пределах 6 грн./куб, а не 30-35 грн./куб, как за сколько сейчас кто-то продает газ промышленным потребителям, называя это рыночной ценой. Но, по моему мнению, никто в Украине кроме нескольких человек в руководстве государства не имеет полной информации, сколько стоит украинская добыча”, – считает Геннадий Рябцев.
Примерно такие же цифры назвал Паленка.
“Общая цена подъема единицы украинского газа сейчас (за август), рассчитанная по одной из методологий, около $250 (примерно 6600 грн.), включая ренту и компонент стоимости капитала”, – сказал Паленка.
А какая себестоимость газа у частных компаний?
Евгений Паленка рассказал, что в 2015 году почти все частные компании в Украине подписали договор с американской консалтинговой компанией IHS и предоставили ей все реальные цифры, касающиеся стоимости добычи газа по каждой из компаний.
Была подсчитана стоимость подъема 1000 м3 газа частными компаниями. Эта цифра была от $70 до $150 за тысячу кубометров (у разных компаний и разных месторождений) без учета рентной платы и стоимости капитала.
Для украинского предприятия в нефтегазовой отрасли процент стоимости капитала на внешнем рынке с расходами на содержание этого капитала может быть 15-20%. То есть средняя стоимость подъема 1000 м3 газа в Украину частными компаниями в 2015 году без ренты и стоимости капитала в среднем составляла $100. Сейчас за счет инфляции это может быть $110 плюс рента. Рента считается на основании цен растаможивания импортного газа. За август цена была почти 12 тысяч грн. за тысячу кубов без НДС. Соответственно, в среднем $120 ренты на 1000 кубов газа.
“Если все эти элементы сложить, то без учета ренты, но с учетом стоимости капитала, стоимость подъема тысячи кубов в частных компаниях составляет $120-130, а с учетом ренты – около $250 (6600 грн.) по ценам августа 2021 года”, – подсчитал Паленка.
Чем частная газодобыча отличается от государственной
Но и здесь не без “но”. Паленка добавил, что деятельность Укргазвидобування имеет свои особенности, которые как минимум следует учитывать при анализе его финансовой отчетности. А максимум – делают неверным сравнение его деятельности и работы частных компаний.
– Первое – очень большая часть оборудования УГВ была амортизирована 2-3 раза. По оборудованию, которое обеспечивает текущую добычу, с точки зрения финансовой аналитики, амортизация очень маленькая, а капиталовложения для замены этого оборудования нужны очень серьезные.
– Второй элемент, который есть в УГВ, и которого нет в частных компаниях – это долги со стороны потребителей. Частные компании преимущественно торгуют газом на 100% предоплате и не имеют долгов. Модель, по которой сейчас работает УГВ через НАК, имеет очень существенное отличие – увеличивается часть газа, за который не будут платить. То есть, если анализировать стоимость подъема по денежным потокам, то надо иметь в виду элемент того, что часть газа не будет оплачиваться.
– Третий элемент, который есть в УГВ и НАК – привлечение огромного количества банковских кредитов. Они имеют определенную стоимость (нужно платить проценты). Частные же компании работают на своем акционерном капитале.
– Четвертое – УГВ это единственная в Украине компания, которая добывает газовый конденсат, перерабатывает его в дизель и использует этот дизель на бурении и обслуживании скважин по себестоимости. Эта цифра в 5 раз ниже, чем рыночная.
Это удешевляет добычу для Укргазвидобування, но такая экономия (если говорить очень упрощенно) – как “туз в рукаве”. Она играет в пользу потребителю, но из-за нее сравнивать деятельность УГВ с частными компаниями становится не совсем легко.
– Пятое – почти все частные компании, которые работают в Украине, работают на месторождениях, которые были открыты еще в советские времена или появились в результате очень серьезных инвестиций в геологоразведку советских времен. И классических гринфилдов, когда берется площадь и открывается месторождение, у нас почти нет. И расходы советских времен мы не можем верно посчитать и использовать, чтобы говорить о стоимости подъема газа или нефти.
Вместо заключения
Прежде всего, нужно разделять вопросы ценообразования на газ и аналитики стоимости добычи.
Во-вторых – в нефтегазовой отрасли считать себестоимость напрямую по бухгалтерской отчетности это не совсем правильно. Есть другие более широкие методологии. Одна из них – рассчитывать полную стоимость подъема единицы углеводородов на поверхность.
Третье – в стоимости подъема газа очень значительную роль играет рента, которая рассчитывается по импортному паритету; также компоненты, которые зависят от мировой цены на газ (метанол) и стоимость капитала (проценты по кредитам).
Если “скрестить пальцы” и не учитывать какие-то из этих показателей, то и в самом деле можно говорить, что себестоимость кубометра газа и 1, и 2, и 3 грн. Но если охватывать все расходы, налоги, плату за пользование недрами, “откладывать монетку” на будущее развитие, закладывать в цены уплату процентов по взятым ранее кредитам, то, по подсчетам экспертов, и в частных, и в государственных газодобытчиков себестоимость газа – не меньше 6-6,5 грн. за кубометр. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)