Цены на нефть достигли многолетних максимумов после того, как ОПЕК и другие крупные производители отказались от более значительного увеличения добычи, чем было согласовано ранее. Однако именно траектория природного газа оказалась в центре внимания после того, как цены на этот энергоноситель выросли более чем на 300% – до самого высокого уровня с 2014 г., пишет oilprice.
Цены на природный газ все больше влияют на сырую нефть. Сейчас возникла аномалия: производители электроэнергии переходят с дорогостоящего природного газа на нефть, что является отходом от десятилетней тенденции перехода от дорогостоящей нефти к более дешевому и чистому природному газу. Эта знаковая и быстрорастущая тенденция в ближайшие годы может повысить мировой спрос на нефть на 2 млн. барр./сут. (б/с).
Газ по $200/барр. в нефтяном эквиваленте
Спрос на газ в Европе и Азии, особенно в Китае, в этом году подскочил из-за неблагоприятных погодных условий, а также благодаря выходу экономики из коронавирусной блокировки. Кроме того, рынки природного газа были активизированы ожиданиями восстановления спроса в Северном полушарии, поскольку недостаточный уровень запасов в преддверии зимнего сезона привел к скачку цен на природный газ.
Скачок цен на газ начался в Европе несколько месяцев назад, но теперь он с быстротой лесного пожара распространился на остальной мир.
Эксперты отмечают, что цены на природный газ сейчас превышают $200/барр. в нефтяном эквиваленте. При этом больше всего пострадали Европа и Азия.
Цены на электроэнергию в Германии с поставкой в 2022 г. выросли до 120 евро/МВт-ч, что более чем в 3 раза выше среднего показателя за предыдущие пять лет. В то же время цена фьючерса на газ на ближайший месяц на хабе TTF в Нидерландах подскочила почти до 85 евро/МВт-ч, или $29 за миллион британских тепловых единиц (mmbtu), т. е. более чем в 5 раз выше, чем в среднем за пять лет. В США цены на природный газ недавно выросли до 7-летнего максимума в $6,25/mmbtu.
Отраслевые эксперты предупреждают, что скачкообразные цены на газ могут привести к увеличению спроса на сырую нефть, поощряя переход с газа на “черное золото” и усугубляя текущий дефицит предложения на нефтяных рынках.
Сочетание нехватки поставок и более низкого, чем ожидалось, производства электроэнергии из возобновляемых источников вынуждает коммунальные предприятия все чаще использовать природный газ и уголь, чтобы поддерживать необходимую базовую нагрузку в электрической сети.
“Это никогда не происходило в таком глобальном масштабе. Рынок всегда пытался заменить дорогостоящую нефть гораздо более дешевым природным газом”, – рассказал Reuters Бьярне Шилдроп, главный аналитик SEB по сырьевым товарам.
Эксперты по-разному оценивают величину и скорость переключения с газа на нефть.
Шилдроп оценил рост спроса на уровне 500 тыс. б/с, что соответствует оценке генерального директора компании Saudi Aramco Амина Насера.
JP Morgan оценивает потенциальный рост производства электроэнергии на жидком топливе за счет перехода генераторов на нефть до 2 млн. б/с, но более реалистичным показателем считает 750 тыс. б/с к марту 2022 г.
Обычно консервативное Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает рост спроса на 200 тыс. б/с, но заявляет, что переход [с газа на нефть] в Индонезии, Пакистане, странах Ближнего Востока и Бангладеш будет более резким.
Нельзя работать как прежде, по-новому – тоже нельзя
На нефтяных рынках больше не работает старая поговорка, гласящая, что лучшее лекарство от высоких цен – это высокие цены.
Проблема заключается в том, что акцент на ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление, – ek) и “зеленый” энергетический переход достигли своего апогея и фактически ограничили привычную реакцию производителей – увеличивать капвложения в ответ на рост цен и растущий спрос, то есть обеспечивать рост производства. Похоже, что без такой быстрой реакции производителей рынки будут предоставлены сами себе до тех пор, пока цены не достигнут такого уровня, при котором начинается падение спроса.
Аналитики JP Morgan недавно заявили, что мировая экономика выдержит нефть по $150/барр. (некоторые эксперты предупреждают, что на фоне гиперинфляции к концу 2022 г. цены на нефть достигнут $180/барр.). Группа ОПЕК+ явно готова защищать более высокие цены на нефть, и будет интересно наблюдать за тем, как далеко забежит подкармливаемый ею нефтяной “бык”. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)