Украина готовится к интеграции своей энергосистемы к объединенной энергосистеме Европы. Это защитит ее от возможного влияния со стороны России, сделает невозможными безнаказанные злоупотребления на рынке электроэнергии, и даст возможность украинским производителям продавать электроэнергию в Европе, а предприятиям покупать ее за рубежом.
Но какая от этого будет выгода для обычных потребителей? Об этом в комментарии Kosatka.Media рассказал председатель правления НЭК “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий.
– Как и когда украинские потребители – население, промышленность – почувствуют последствия интеграции в европейское сообщество?
– Как только первые мегаватт-часы потекут от европейских производителей по низким ценам в Украине. Сейчас цены в Европе выше, а в прошлом году были существенно ниже, чем в Украине. В прошлом году украинские потребители получили бы существенную выгоду от такой синхронизации. Мы понимаем, что будут периоды, когда в Украине цены выше, будут периоды, когда цены ниже. Так вот, украинский потребитель почувствует в своем чеке за электроэнергию интеграцию с ENTSO-E, когда первые дешевые киловатт-часы потекут из Европы в Украину. Украинский производитель почувствует выгоду, когда первые киловатт-часы потекут из украинских электростанций (ВИЭ в первую очередь) в Европу.
– А нет ли у нас такого риска, у нас производство электроэнергии дороже, чем в Европе, и наша генерация будет уничтожена более дешевой и более эффективной европейской генерацией?
– Такого быть не может. Украина – вторая самая мощная держава с атомной генерацией в Европе. Она имеет огромную базу дешевой электроэнергии с АЭС, а также сектор по ВИЭ, который достаточно мощно развился в последние годы. До 8% баланса – это ветер и солнце, в примерно 6% – гидроресурсы. Поэтому наш энергомикс не только один из самых чистых. Он также потенциально один из самых дешевых в Европе. И именно это демонстрирует (особенно весной и летом) украинский рынок электроэнергии: энергия, которая сгенерирована на АЭС, СЭС и ВЭС, существенно дешевле, чем европейская.
– То есть, это могут быть прямые поставки?
– Это могут быть прямые поставки. Никто не будет запрещать после синхронизации Энергоатому или Укргидроэнерго, или какой-то ВЭС заключить экспортный контракт с европейским потребителем.
– Будем ли мы как-то защищать свой рынок от более дешевой электроэнергии или от агрессивных продавцов?
– Я считаю, что наш рынок нужно защищать от излишней концентрации и от излишней зависимости от производителей, которые, в частности, работают на ископаемом топливе.
Напомним, Шмыгаль заявил, что экономические преимущества от синхронизации ОЭС с ENTSO-E составляют ориентировочно $1,5 млрд. ежегодно.
Герус сказал, что Украине нужно поработать над экологическими налогами. (Светлана Ризноокая, Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)