Пообещав покупать “зеленую” электроэнергию по высоким ценам, государство лишь способствовало увеличению миллиардных долгов перед ее производителями. Какая бизнес-модель может удовлетворить всех?
За последние два года украинский рынок производства “зеленой” электроэнергии перешел от стремительного роста к застою. Государство сначала предложила финансово привлекательную для инвесторов и легкую в администрировании схему “зеленого” тарифа. Схему, которая хорошо подходит для начального запуска рынка, однако не для его постоянного функционирования.
Однако власть не смогла вовремя перейти к новым моделям поддержки производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Когда это привело к финансовым проблемам, она перестала платить инвесторам, чтобы выбить из них “добровольное” согласие на снижение “зеленого” тарифа.
Желание вкладывать средства в такие проекты исчезло и у инвесторов, и у банков. С 2020 г. ЕБРР прекратил финансирование таких проектов. Итак, старые модели уже не работают, а новых еще нет.
Чиновники и эксперты начали разрабатывать законопроекты относительно таких бизнес-моделей. Причем внимание уделяется инструментам, подходят только для крупных игроков рынка. Речь идет о аукционы, должны заменить “зеленый” тариф, а также о частных PPA (Power Purchase Agreement) – договоры, подписываются крупными производителями и потребителями.
Однако рынок ВИЭ существенно отличается от традиционных энергетических рынков. На “зеленом” рынке работают сотни производителей различного масштаба. Среди них – много малых участников, каждый из которых обладает несколькими десятками или сотнями киловатт установленной мощности.
Типичные примеры – фермеры, владельцы пекарен, гостиниц или СПА-салонов, которые установили солнечные панели на крышах своих домов. Для такой распределенной генерации аукцион как инструмент не подойдет, зато может подойти опробована в мире модель net metering.
Что она предусматривает?
Еще десять лет назад солнечные панели на крышах домов или производственных цехов вызвали живой интерес у соседей и прохожих. Сейчас даже в отдаленных селах Украины есть дома, владельцы которых производят электроэнергию для собственного потребления и продажи по “зеленому” тарифу.
Появление очередного соседа с “солнечным” крышей или заправки, устанавливающий фотовольтаические панели параллельно с зарядными станциями для электромобилей, стала чем-то обыденным. Хотя Украина отстает от большинства европейских стран по темпам “озеленения” энергетики, она становится для Украинской все более привычной, воспринимается как понятный и закономерный факт.
На фоне неуклюжих, а отчасти и разрушительных действий государства на энергетическом рынке, которые привели к огромным долгам перед производителями энергии из ВИЭ, рост мощностей возобновляемых источников энергии должно полностью остановиться. Несмотря на то, сотни предприятий в Украине заняты расчетами стоимости установки собственной генерации.
Финансовые директора металлургических заводов общаются с инвесторами и юристами на тему использования ВИЭ на своих предприятиях. Некоторые из них даже пришли от расчетов в Excel и совещаний к практике. Так, Ferrexpo Константина Живаго в 2021 г. пустила солнечную электростанцию с пиковой мощностью 5 МВт на Полтавском горно-обогатительном комбинате.
Малые производители не столь заметны. О солнечную электростанцию предпринимателя из Киевской области Сергея, в отличие от станции Ferrexpo, знают единицы.
В конце концов, это закономерно: все производство и целая компания Сергея умещаются в одном цехе, а его электростанция расположилась на крыше его офиса. Однако, по словам предпринимателя, 100-киловаттная инсталляция играет ощутимую роль в его бизнесе.
“Я экономлю на электроэнергии и стоимости дополнительного подключения. Мой бизнес за последние годы вырос, и нам нужно больше электроэнергии. Это значит, что нужно больше подключенной мощности и киловатт-часов. Если я могу” срезать “эти расходы, то почему нет?” – говорит предприниматель.
Интерес крупных конгломератов и малых предпринимателей к возобновляемым источникам основном экономический. Они сравнивают стоимость электроэнергии из ВИЭ со стоимостью электроэнергии из сети.
Поскольку для многих предприятий киловатт-час стоит более 4 грн., возобновляемые источники электроэнергии становятся привлекательными даже без всякого государственного стимулирования.
Такая ситуация характерна не только для Украины, ее двигатели – глобальные. Главный из них – снижение стоимости киловатт-часа электроэнергии (LCOE). По данным исследовательской компании Lazards, с 2009 г. этот показатель для солнечных электростанций в США упал в десять раз. Подобные показатели и в Украине, и стремительное удешевление оборудования делает ВИЭ конкурентоспособными.
Потолок пикового потребления
Хотя украинские предприятия и заинтересованы использовать возобновляемые источники энергии, они в основном делают это “по счетчику”. То есть их станции работают исключительно на собственное потребление, не отдают электроэнергию в сеть и не участвуют в наполнении рынка.
“Я бы хотел установить большую мощность электростанции, однако должен ориентироваться на пересечение между минимумом потребления моего цеха и максимальной мощностью станции.
Если устанавливает большую мощность, то может сложиться ситуация, что мы производим больше, чем потребляем, и нам некуда отдать эту электроэнергию. Если бы мы могли отдавать ее в сеть хотя бы по минимальной цене или взаимозачетом, нам было бы это очень интересно”, – говорит Сергей.
Такая ситуация характерна для многих бизнесов. Они хотят обеспечивать себя электроэнергией от солнца и ветра, однако вынуждены считаться с минимальное потребление. Если в странах ЕС малых производителей и “просьюмеров” (потребителей с собственным ВИЭ) пытаются привлекать к рынку, то в Украине они часто остаются за его пределами.
Такой механизм существует в развитых странах. Он позволяет малым производителям продавать излишки производимого в сеть.
Он известен как net metering (система чистого измерения), а один из его популярных вариантов получил название net billing (система чистого учета). За этими терминами скрытый простой инструмент стимулирования производства энергии из ВИЭ. Его идея заключается в том, что домашний потребитель или супермаркет, которые имеют крыши солнечную электростанцию, могут свободно отдавать излишки электроэнергии в сеть и платить только за разницу между потребленной и преданной в сеть электроэнергию.
Net metering имеет несколько вариантов. Например, взаимозачеты между поставщиками и потребителями могут проводиться на основе количества преданных и потребленных киловатт-часов. В других случаях основой для расчета может быть цена электроэнергии в каждый промежуток времени.
Такой механизм ввели 70 стран, включая многими государствами ЕС и Северной Америки. Он работает в Австралии – на одном из самых инновационных рынков электроэнергии в мире. Есть большое пространство для применения этой модели и в Украине.
По данным общественной организации “Экодия”, net metering могут воспользоваться более 380 тыс. предприятий и свыше 6500000 семей.
Следующий шаг
Потенциал для внедрения net metering и пользу для потребителей и отрасли в целом трудно переоценить. Появление тысяч новых участников рынка, стимулирования развития распределенной возобновляемой генерации без переплаты за киловатт-час – только самые преимущества системы.
Что нужно для того, чтобы стройная теория стала широкой практикой?
“Нужно объединить усилия различных ветвей власти, регуляторов и игроков рынка. Несколько групп уже разрабатывают решения для net metering, мы их поддерживаем. Пришло время объединить эти усилия для качественного законодательного и регуляторного результата, который выведет украинский рынок на новый уровень”, – отмечает соучредитель Ассоциации солнечной энергетики Украины Алексей Бадика. (Андрей Подоляк, эксперт по энергоэффективности реанимационного пакета реформ, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)