В сентябре началась работа шестой сессии Верховной Рады Украины. Ее решений ждет ряд инициатив в сфере энергетики. И эти решения важны и для производителей, и для потребителей. Чего ожидает энергетическая отрасль этой осенью от ВРУ – рассказала Наталья Гутаревич, член Совета Комитета АПУ по вопросам энергетики, нефти и газа, старший юрист Sayenko Kharenko.
Акциз для “зеленой” энергетики и налог на СО2
Законопроект №5600 предусматривал отмену льготы по акцизному налогу для зеленой энергетики. Были многочисленные обращения и аргументы против отмены этой льготы, в том числе и обращение АПУ. Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики учел предложение и исключил из законопроекту положения об отмене льготы (об этом отмечено в заключении от 20.09.2021 г. к законопроекту ко второму чтению).
Кроме того, законопроектом предлагается установить ставку налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) на уровне 30 грн. за 1 тонну (текущая ставка согласно Налоговому кодексу составляет 10,00 грн. за 1 тонну).
Комитет рекомендовал принять законопроект №5600 во втором чтении и в целом как Закон Украины.
Статус законопроекта: ожидает второго чтения.
Имплементация REMIT
Для имплементации Регламента Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 1227/2011 от 25 октября 2011 о добродетели и прозрачность на оптовом энергетическом рынке (или REMIT) предусмотрены законопроекты №4503, 4503-1, 4503-р, 5322, 5322-1. Они нужны для выполнения международных обязательств Украины и углубление прозрачности и добропорядочности энергетических рынков Украины в соответствии с европейскими стандартами.
Введение REMIT в Украине предусматривает:
Регистрацию субъектов рынка природного газа на рынке электрической энергии и включение их в реестр участников оптового энергетического рынка.
Определение требований по обеспечению добропорядочности и прозрачности на оптовом энергетическом рынке.
Мониторинг рыночного поведения с целью выявления и предотвращения злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке.
Определение действий, составляющих манипулирования или попытку манипулирования на оптовом энергетическом рынке.
Определение требований по защите, предоставлению, раскрытию и обнародование информации на оптовом энергетическом рынке и установление правил обращения с инсайдерской информацией.
Использование систем наблюдения за работой рынка, в т.ч. действиями участников на оптовом энергетическом рынке.
Расследование нарушений/злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке, в т.ч. с привлечением Антимонопольного комитета Украины и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Ответственность за злоупотребления на оптовом энергетическом рынке.
НКРЭКУ отмечает, что готовится к внедрению Регламента REMIT, и уже к концу года должны быть обнародованы соответствующие планы: вместе с Министерством энергетики уже наработана дорожная карта по имплементации REMIT, в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №5322, который наиболее соответствует требованиям Агентства ЕС по вопросам сотрудничества энергетических регуляторов (ACER).
Статус законопроекта №5322: включен в повестку дня, ожидает рассмотрения ВР.
Законодательное урегулирование работы системы накопления энергии
Сторадж (или системы накопления энергии, также “СНЕ”) настоятельно требуют урегулирования их использования на рынке электрической энергии. Они стали предметом ряда законопроектов (№№ 5436, 5436-1, 5436-2, 5436-р, законопроекта Минэнерго “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно развития систем накопления энергии”, который обнародован для предоставления замечаний и предложений).
Комитет ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рассмотрел зарегистрированные законопроекты и принял решение поддержать законопроект 5436-д.
Он предусматривает следующее.
- Деятельность по накоплению энергии лицензируется.
- Лицензия не нужна:
– производителю (в т.ч. с ВИЭ), если при использовании СНЕ фактическая мощность, с которой осуществляется отпуск электрической энергии, не превышает установленную мощность в соответствии с лицензией на производство;
– потребителю, если он не осуществляет отпуск ранее накопленной энергии в ОЭС Украины или в сети других субъектов хозяйствования.
Оператор системы передачи (ОСП) будет определять оптимальные (предыдущие) места (точки) присоединение СНЕ с учетом имеющихся системных ограничений и оптимизации потерь электрической энергии, однако не ограничивает права собственников СНЕ претендовать на присоединение в любой другой точке.
ОСП предоставлено право владеть, закупать, управлять и эксплуатировать СНЕ в случаях, когда они полностью являются интегрированными элементами сети и регулятор предоставил на это свое согласие, или при соблюдении всех вместе следующих условий:
– на рынке отсутствуют в достаточном для балансировки ОЭС объеме СНЕ, принадлежащие другим участникам рынка;
– СНЭ необходимы ОСП для выполнения обязательств по эффективной, надежной и безопасной работы системы передачи, и они не используются для покупки/продажи электрической энергии на рынке электрической энергии, оказания услуг по балансировке, вспомогательных услуг;
– закупка СНЭ осуществляется согласно правилам публичных закупок;
– регулятор подтвердил необходимость предоставления ОСП права владеть, закупать, управлять и эксплуатировать СНЭ (о чем необходимо сообщить в Секретариат Энергетического Сообщества), проверил и одобрил соответствующую тендерную документацию.
- Право владеть, управлять и эксплуатировать СНЭ на вышеописанных условиях предоставлено также операторам системы распределения для эффективной, надежной и безопасной работы системы распределения.
- Оператор СНЭ имеет право предоставлять услуги по балансировке и дополнительные услуги.
- Если объект производит электрическую энергию из ВИЭ, имеет в составе СНЭ, то объем не отпущенной по команде ОСП электрической энергии, который должен быть оплачен по “зеленому” тарифу, уменьшается на объем отбора электрической энергии СНЭ.
Статус законопроекта 5436-д: ожидает рассмотрения ВР.
Новации на тему энергоэффективности
Законопроект №4507 об энергетической эффективности, принятый в первом чтении 4 марта 2021, требует пересмотра основ урегулирования и приближения к европейским стандартам.
23 сентября 2021 Минэнерго сообщило, что Комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг поддержал окончательную редакцию проекту Закона Украины “Об энергетической эффективности” (рег. № 4507) для принятия во втором чтении.
Подготовленный министерством ко второму чтению законопроект определяет:
– особенности установления Национальных целей, формирования и выполнения национальных планов действий по энергоэффективности;
– особенности учета критериев энергоэффективности при осуществлении публичных закупок;
– установление ежегодного целевого показателя энергоэффективности в конечном потреблении энергии и мер по его достижению;
– основы энергетического аудита и энергетического менеджмента;
– создание Национальной системы мониторинга энергоэффективности; – особенности внедрения интеллектуальных систем учета;
– стимулирование энергоэффективности в сфере передачи и распределения электрической энергии, транспортировки и распределения природного газа, в сфере теплоснабжения, а также возможности создания фондов по стимулированию энергоэффективности;
– основные принципы осуществления энергосервиса.
Статус законопроекта №4507: предоставлена сравнительная таблица ко второму чтению, ждет рассмотрения. (Янина Ткачук Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)