20 августа 2021 ГП НАЭК “Энергоатом” торжественно презентовало построенное Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) – один из самых масштабных проектов в области украинской ядерной энергетики.
Благодаря хранилищу Украина прекратит вывозить отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с трех украинских АЭС – Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской – на российские предприятия для переработки и временного хранения. Отныне ОЯТ хранится в собственном хранилище, давая государству возможность экономить 150 – 200 млн. долларов ежегодно.
Корреспонденты агентства ExPro вместе с заместителем директора ОП “Атомпроектинжиниринг” побывали на ключевых объектах хранилища таких как: подъездная железнодорожная ветка в хранилище, железнодорожная ветка Вильча-Янов, и площадки хранения контейнеров для ОЯТ, для того чтобы лично убедиться в готовности стратегического объекта.
Первым объектом, который посетили ExPro, стала построенная в зоне отчуждения и введена в эксплуатацию железнодорожный подъездной ветвь в хранилище протяженностью 6,2 км, которая соединяется с участком пути Вильча-Янов.
“Несмотря на то, что это подъездная ветка, а не магистраль где ездят пассажиры, на нее также должны быть документы. Поэтому, данная ветвь уже имеет: первое – сертификат строительной готовности от ДАБИ, второе – акт технической готовности к эксплуатации, который подписан “Укрзализныцей”, в-третьих, соответствующий паспорт на эти железнодорожные пути, а также исполнительную и проектную документацию”, – рассказал заместитель директора ОП “Атомпроектинжиниринг”.
На данной ветке уже было проведено ее тестирование с помощью проезда транспортера с макетом груза, а именно был перевезен транспортный контейнер Hi-Star с габаритным имитатором отработанного ядерного топлива. После чего, было подтверждено ее готовность к эксплуатации.
Интересный факт: подъездной путь построен на землях, выделенных “Энергоатому” правительством, и рассчитан на вес поезда, у которого на одну ось приходится не более 23 тонн. То есть, если транспортер отработанного ядерного топлива имеет 12 осей, железнодорожная ветка предусмотрена под погрузку как минимум 280 т.
Подъездная ветка была построена по заказу “Атомпроектинжиниринга” компанией “Укрэнергомонтаж”, а реконструкцией железнодорожной ветки Вильча-Янов занималась “Укрзализныця” на средства “Энергоатома”.
Как сообщил Владимир Холоша, стоимость подъездной железнодорожной ветки к хранилищу стоила около 150 млн. грн., а стоимость реконструкции железнодорожной ветки Вильча-Янов – 330 млн. грн. Именно реконструкция последней ветви была преградой для полного введения в эксплуатацию ЦХОЯТ еще раньше.
“Мы уже провезли наиболее тяжелый груз по двум веткам. Мы видим, что они полностью готовы к принятию грузов на ЦХОЯТ. При этом, технология перевозки ОЯТ с трех украинских АЭС – Хмельницкой, Ровенской и Южно – Украинский, имеет 4 барьеры между топливными сборками и окружающей средой, в то время как при транспортировке топлива в Россию, было в несколько барьеров меньше”, – сообщил Владимир Холоша.
После осмотра транспортных путей, которыми будет обеспечен подвоз ОЯТ, работники “Энергоатома” продемонстрировали корреспондентам непосредственно – Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива.
Технология сухого хранения отработанного ядерного топлива – это технология, которая используется во всем мире и является широко распространенной, она более безопасна, чем при влажном хранении.
Как отмечает Владимир Холоша, пока технология хранения ОЯТ в США и европейских странах, спроектированная для хранения в одностенных контейнерах, тогда как на ЦХОЯТ топливо будет храниться в двустенных контейнерах Hi-Stоrm, производства компании Holtec, что является уже более передовой и безопасной технологии, пока осваивается только в Украине и Великобритании.
Сам же контейнер Hi-Storm универсальный и рассчитан как под большие ядерные сборки с реакторов ВВЭР 1000 (вмещает 31 кассету), так и под маленькие “ТВЭЛ” из реакторов ВВЭР 440 (сможет вместить 85 кассет). По словам Холоши, даже если самолет упадет на такие контейнеры, они будут повреждены только снаружи, а внутри все останется в целостном и герметичном состоянии.
Снаружи и внутри контейнера изготовлены из оцинкованной стали, кроме того между стенками заливается 33 кубометра бетона, а максимальный вес заполненного топливом и бетоном контейнера будет составлять до 170 т.
В общем ЦХОЯТ рассчитан на размещение в вертикальном положении – 458 данных контейнеров американского производства, на 4 расчерченных секциях. Однако, площадка имеет и пятую секцию, благодаря которой можно будет расширить хранилище, в условиях если будет увеличен проектный срок эксплуатации энергоблоков украинских АЭС. Хранилище уже получило сертификат государственной строительной инспекции и готово к приему топлива. А общая стоимость строительства хранилища составляет около 200 млн. долларов.
Кроме того, ЦХОЯТ построен с учетом того, что в будущем, топливо, которое на нем сохраняется, может быть использовано повторно. Конечно, если будет принято решение относительно его регенерации и повторного использования, а также при условии экономической целесообразности.
Сейчас в Украине, как и в большинстве стран, принята концепция отложенного решения относительно повторного использования ОЯТ. Возможно, будет принято решение о его последующего захоронения в геологических формациях, ведь на данном этапе странам экономически выгоднее и безопаснее производить новое топливо, чем переделывать использовано.
Однако после строительства, на бетоне появились небольшие трещины, которые были успешно “починенные” при содействии “Атомпроектинжиниринг”. Сейчас на площадке нет ни одной трещины.
“Мы” полечили “трещины, которые появились на бетоне площадке, чтобы они не увеличивались под влиянием наших погодных условий. Трещинки были заполнены специальными материалами по специальной технологии, которые делают невозможным их расползание, а после – зашлифованные. Это было сделано при содействии научно-исследовательского института и подрядчика”, – отметил Холоша.
Уже в конце января – начале февраля 2022 г. ЦХОЯТ планирует принять первый контейнер с отработанным ядерным топливом из Ровенской АЭС. (Виталий Корниенко, Дмитрий Сидоров, ExPro/Энергетика Украины и мира)