Как энергетическая отрасль подготовилась к отопительному сезону 2021-2022 гг. и к чему готовиться потребителям?

За 30 лет независимости украинцы были свидетелями не одной энергетического кризиса. Причины каждый раз были разными, а вот последствия – почти всегда одинаковы.

Энергетики с опытом помнят, как во время таких кризисов обесточивались целые районы и даже города.

В 1990-е годы дошло до того, что без электроэнергии на время остался Печерский район Киева, включая главный военный клинический госпиталь. Сейчас отключение центра столицы никто не допустит, но ситуация более чем критическая. В том числе – в Киеве.

На прошлой неделе в кабинете главы Минэнерго Германа Галущенко среди прочих вопросов обсуждалась необходимость первоочередного обеспечения углем блоков Трипольской ТЭС – наиболее мощной электростанции в Киевской области.

В противном случае нехватка топлива может “вызвать каскадную аварию в столичном энергоузле, которая оставит без света большое количество потребителей”.

Пока на складах этой станции чуть меньше 40 тыс. тонн угля при необходимых 200 тыс. тонн. Все это происходит на фоне многочисленных заявлений властей о почти стопроцентной готовности к отопительному сезону.

Уголь на минимумах

Ситуация с накоплением угля на складах ТЭС до сих пор критическая.

По графику накопления топлива Министерства энергетики и угольной промышленности, 12 августа на складах быть 2831000 тонн угля, но фактические запасы меньше 800 тыс. тонн.

В общем тепловики отстают от плана накопления угля к осенне-зимнему периоду почти в четыре раза.

Ключевыми игроками на рынке тепловой генерации, на которую приходится до 30% производимой электроэнергии, являются три компании ДТЭК Рината Ахметова, “Донбассэнерго” Максима Ефимова и Эдуарда Бондаренко и государственная “Центрэнерго”.

Сейчас наиболее критическая ситуация именно в последний.

“Центрэнерго” “готово”

30 сентября на сайте “Центрэнерго” опубликовали сообщение о полной готовности к осенне-зимнему периоду, которое у участников рынка и профильных экспертов вызвало откровенное недоумение.

Дело в том, что государственная компания работает с минимальной мощностью: четыре блока на три ТЭС. Каждая станция имеет большие проблемы с обеспечением углем.

Трипольская ТЭС (установленная мощность 1800 МВт, крупнейший поставщик электроэнергии в Киевскую, Черкасскую и Житомирскую области – ЭП) накопила 38 тыс. тонн, что меньше прогнозного график Минэнерго на 193 тыс. тонн.

Углегорская ТЭС (установленная мощность 3600 МВт, Светлодарск, Донецкая область – ЭП) – 11 тыс. т, отставание – 233 тыс. т.

Змиевская ТЭС (установленная мощность 2200 МВт, Слобожанское, Харьковская область – ЭП) 23 тыс. т, меньше графика на 295 тыс. т.

Суммарные запасы на складах “Центрэнерго” с начала октября увеличились на 12% до 72 тыс. т. Впрочем, этот показатель все равно в десять раз меньше необходимого.

Критически низкие запасы угля – не новость. С дефицитом сырья государственная компания сталкивается чуть ли не каждый год из-за нехватки средств. Прошлый сезон “Центрэнерго” прошла благодаря частичному переходу на газ.

Тогда дешевое голубое топливо государственной компании поставляла “Укрнафта”. При нынешних ценах на газ такой вариант маловероятен, особенно с учетом того, что этот вид топлива нужен для производства тепла.

Купить уголь в 2020 году не было проблемой – были бы деньги. Сейчас недостаток сырья испытывают страны во всем мире. Ключевой вопрос – где взять дефицитный ресурс.

В сообщении “Центрэнерго” дает ответ на этот вопрос: помогут государственные шахты и импортные контракты. Впрочем, почти за каждым из этих направлений в государственной генерации могут возникнуть проблемы.

В компании рассчитывают на 1500000 тонн угля украинских производителей. По оценкам участников рынка, это довольно оптимистичный прогноз, учитывая падение добычи на государственных шахтах.

Еще 350 тыс. тонн “Центрэнерго” планирует получить из Польши, 100 тыс. тонн – из Казахстана и 37,5 тыс. тонн – из США.

По данным источников ЭП, контракт на американского угля может сорваться из-за тяжелых переговоры с трейдером Trafigura. Вполне вероятен сценарий, по которому эти 37,5 тыс. тонн госкомпания не получит.

Поставки из Казахстана пока осложненные дефицитом вагонов в этой стране. Обычно казахи арендуют для своих нужд часть подвижного состава у россиян, однако компании, которые предоставляют, включенные в список санкций СНБО, поэтому их вагоны не могут попасть в Украину.

Из Польши, по словам собеседника в компании, “Центрэнерго” получило лишь несколько тысяч тонн угля.

Также вопрос, откуда “Центрэнерго” взяла деньги, чтобы законтрактовать такой большой объем угля из упомянутых стран, ведь накануне компания имела большие финансовые проблемы.

Для их решения “Укрэнерго” даже согласилось очередь погасить долги на балансирующем рынке перед “Центрэнерго”, а “Нафтогаз” купил в госкомпании большой объем электроэнергии.

Так или иначе, но уже сейчас очевидно, что с заявлениями о готовности к осенне-зимнему периоду в “Центрэнерго” немного поторопились.

Что в ДТЭК Ахметова

Проблемы с поставками угля есть и в частных игроков. В частности, менеджеры ДТЭК Рината Ахметова, которая занимает львиную долю на рынке тепловой генерации, жалуются на нехватку предложения и рекордные цены на ресурс.

Ключевая причина – Китай скупает все свободные объемы топлива в традиционных контрагентов Украины.

“Это затрудняет приобретение угля для украинской генерации и может привести к ограничений потребления электричества зимой”, – говорил исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.

12 октября на складах станций “ДТЭК Энерго” было 563 тыс. т угля.

Львиную долю потребностей в угле ДТЭК покрывает благодаря собственной добыче, который с начала 2021 составил 12300000 тонн марки “Г”. Еще более 4500000 тонн группа планирует добыть до конца года.

В США, Польши и Казахстане компания законтрактовала более 565 тыс. тонн сырья. По последним направлением могут возникнуть проблемы, чего нельзя сказать о финансовом состоянии компании.

Последнее решение НКРЭКУ по повышению прайс-кепов (верхних предельных ограничений) на двух сегментах рынка Бурштынского острова явно увеличило доходы компании.

На рынке “на сутки вперед” и внутрисуточном рынке прайс-кепы повысили до 1500 грн. за МВт-ч для часов минимальной нагрузки и в 2500 грн. за МВт-ч для часов максимальной нагрузки.

Почти сразу после этого цены на Бурштынском острове (условная территория, на которой расположены электрические сети Бурштынской электростанции) сравнялись с ОЭС Украины.

Крупнейшим производителем электроэнергии на энергоострове и ключевым бенефициаром этого решения является ДТЭК Ахметова.

Будет блэкаут

Ситуация выглядит критической, однако спрогнозировать, каким будет отопительный сезон, трудно. Все зависит от многих факторов: погоды, динамики накопления угля, аварийности на тепловых и атомных электростанциях.

Многое будет зависеть от атомной генерации, поскольку именно она в случае необходимости должна подстраховать тепловиков и компенсировать дефицит мощностей.

Министр энергетики Герман Галущенко накануне сделал еще одну оптимистичное заявление по этому поводу: в работу запустят 14 из 15 блоков АЭС. Последний будет находиться в резерве и будет подключен в случае необходимости.

“Это реально, но на грани. Быть уверенным, что столь длительное время не будет никаких аварийных ситуаций, очень трудно. Здесь речь не идет о больших аварии”, – скептически относится к заявлениям министра собеседник ЭП в парламенте.

Еще один вариант, который рассматривает власть, – восстановление импорта электроэнергии из России и Беларуси, запрет на который заканчивается 1 ноября 2021. Руководитель НКРЭКУ Валерий Тарасюк не исключил, что запрет продлевать не будут. Все зависит от готовности энергосистемы.

Впрочем, рассматривать эту опцию как надежный источник поставок не стоит. Обе страны могут отказаться продавать электроэнергию Украине по политическим причинам.

Однако, по данным источников ЭП, Минэнерго прорабатывает именно сценарий с импортом тока из Беларуси, хотя в Галущенко от этого публично открещиваются.

Сечения линий электропередач, соединяющих обе страны, составляют 900 МВт. В планах – задействовать минимум половину.

В случае отказа Беларуси Украине придется ограничивать внутренних потребителей. О населении пока не идет. Первыми могут пострадать предприятия: им предложат добровольно сократить объемы потребления на 10-20%.

“Если этого не произойдет, промышленность будет ограничена принудительно”, – говорит источник ЭП в Минэнерго. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий