Верховная Рада 21 октября 2021 г. приняла во втором чтении Закон “Об энергетической эффективности” (Закон). Он был принят во исполнение Украиной международных обязательств по Договору об учреждении Энергетического сообщества и Соглашении об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами.
О важности принятия документа и основных новациях в своей авторской колонке для Kosatka.Media рассказала Марина Грицишина, Председатель Комитета АЮУ по вопросам энергетики, нефти и газа, руководитель практики энергетики Sayenko Kharenko.
Закон направлен на имплементацию acquis communautaire ЕС в сфере энергетической эффективности. Но учитывая последние тенденции повышения стоимости энергетических ресурсов, необходимость в принятии этого Закона стала еще очевиднее. Кроме того, сокращение потребления энергии благодаря энергоэффективности позволяет сократить выбросы, что приводит к уменьшению негативного влияния на окружающую среду.
Закон уже подписан Председателем Верховной Рады и направлен на подпись Президенту. При этом Закон вступает в силу с дня, следующего за днем его опубликования, кроме отдельных положений, вступающих в силу позже.
Закон содержит следующие важные изменения в законодательстве по энергоэффективности:
- Устанавливает целевой показатель ежегодного сокращения потребления энергии.
Целевой показатель ежегодного сокращения потребления энергии предусмотрен для обеспечения устойчивого повышения энергоэффективности конечного потребления. Этот показатель утверждается Кабинетом Министров Украины и для ежегодного сокращения потребления энергии должен составлять не менее 0,8% совокупного годового объема поставки энергии потребителям, усредненного за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 года. Однако объемы поставок энергии в сфере транспорта не учитываются при расчете и установлении этого показателя.
- Предусматривает порядок проведения энергетического аудита.
Энергетический аудит осуществляется независимым энергетическим аудитором. По результатам осуществления энергетического аудита составляется отчет, извлечение из отчета по энергетическому аудиту вносится энергетическим аудитором в базу данных извлечений. Государственные органы проводят мониторинг этих отчетов и при выявлении несоответствия требованиям законодательства проводят верификацию.
Сроки энергетического аудита установлены Законом только для субъектов крупного предпринимательства и для хозяйствующих субъектов, получивших государственную поддержку (помощь). Субъекты крупного предпринимательства, к которым относятся субъекты хозяйствования, у которых более 250 работников и годовой доход эквивалентен 50 млн. евро, обязаны проводить энергетический аудит каждые четыре года, начиная со дня проведения первого энергетического аудита. Но первый энергетический аудит субъектов крупного предпринимательства должен быть проведен в течение трех лет со дня вступления в силу Закона, а в случае получения государственной поддержки (помощи) – до получения государственной поддержки (помощи).
Стоит отметить, что особое внимание уделяется требованиям к энергетическим аудиторам. Лица, которые намерены вести деятельность по осуществлению энергетического аудита, должны подтверждать квалификацию в соответствии с порядком, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Квалификация энергетических аудиторов подтверждается квалификационным сертификатом, действующим в течение пяти лет. Но требования к энергетическим аудиторам по Закону вступают в силу только через 12 месяцев со дня вступления в силу Закона. Поэтому согласно переходным положениям ко дню вступления в силу этих требований Закона энергетическим аудитором считается лицо, проводящее энергетический аудит.
- Предусматривает стимулирование внедрения “умных сетей”.
Закон предусматривает, что НКРЭКУ в пределах своей компетенции обеспечивает стимулирование внедрения “умных сетей” путем установления системы экономического поощрения для оператора системы передачи и операторов систем распределения электрической энергии. При этом внедрение “умных сетей” должно осуществляться с учетом Концепции внедрения “умных сетей” в Украине и среднесрочного Плана мероприятий по внедрению “умных сетей” в Украине, утвержденных Кабинетом Министров Украины.
- Возобновление возможности заключения ЭСКО-договоров.
Законом предусмотрен порядок заключения энергосервисных договоров (или ЭСКО-договоров) для осуществления энергоэффективных и других мер, направленных на сокращение потребления и расходов:
– на оплату топливно-энергетических ресурсов;
– жилищно-коммунальных услуг
по сравнению с потреблением и расходами, которые существовали бы при отсутствии таких мер.
Предметом энергосервисного договора является осуществление энергосервиса, а объектом энергосервиса могут быть здание, дом, другое сооружение или их комплекс, группа зданий (сооружений), в отношении которых осуществляются энергоэффективные мероприятия при выполнении энергосервисного договора.
С апреля 2020 г. с изменениями в Закон “О публичных закупках” в законодательстве возникли отдельные правовые коллизии по осуществлению закупок энергосервиса. Благодаря принятому Закону были внесены изменения в Закон Украины “О введении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности по проведению масштабной энергомодернизации” для устранения правовых коллизий, что позволит возобновить закупки энергосервиса.
- Предусматривает требования к экодизайну и энергетической маркировке продукции.
Законом для энергопотребительной продукции (товаров) предусмотрена возможность установления требований к экодизайну и энергетической маркировке. При этом требования к экодизайну определяются в технических регламентах, разработанных на основе соответствующих актов законодательства Европейского Союза. Для обеспечения соответствия продукции требованиям к экодизайну Законом предусмотрено проведение проверок характеристик энергопотребительской продукции. Такие проверки могут осуществлять органы государственного рыночного надзора (контроля) в соответствии с Законом Украины “О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции”.
Кроме этого, для функционирования системы энергетической маркировки продукции Законом предусмотрено создание базы данных формируемой энергопотребляющей продукции, которая ведется и обнародуется в соответствии с порядком, определенным Кабинетом Министров Украины. Также следует учесть, что вводимые в обращение товары, на которые распространяются требования технических регламентов по энергетической маркировке энергопотребительской продукции, должны быть включены в базу данных энергопотребительской продукции. Однако положения Закона относительно этой базы вступают в силу через 24 месяца со дня вступления в силу Закона.
Кроме вышеуказанных изменений, Закон также предусматривает ответственность за достижение целевого показателя ежегодного сокращения потребления энергии на субъекты хозяйствования, которым установлены обязательства в виде штрафа:
– за несоблюдение обязательств в размере, не превышающем 50% установленного показателя – 510 000 грн.,
– за несоблюдение обязательств в размере 50% и более установленного показателя – 1 020 000 грн.
Следовательно, принятие Закона “Об энергетической эффективности” не только направлено на введение энергоэффективных мер и сокращение потребления энергии, но также позволяет решить текущие проблемы с заключением энергосервисных договоров. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)