Ситуация вызывает серьезные опасения.

В Украине назревает очередной скандал. Как выяснилось, наша страна не заплатила американским подрядчикам за работу, проделанную в рамках проекта строительства в Чернобыльской зоне хранилища отработанного ядерного топлива. Кроме того, есть серьезные опасения, что само хранилище не является абсолютно безопасным объектом, как того требуют международные стандарты и здравый смысл. “Апостроф” выяснял, в чем заключаются основные проблемы украинского ядерного хранилища, и какие риски он собой представляет.

Наше топливо – наши проблемы

Одна из отраслей, в которой Украина на сегодняшний день практически полностью зависит от России – хранение отработанного ядерного топлива. Международное законодательство в этой сфере определяет, что ядерные отходы должны храниться на территории стран, где они образовались. Таким образом, где бы ни закупала Украина тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ) для своих атомных станций, хранить их после того, как они отработали свой ресурс, она должна на своей территории.

Проблема Украины состоит в том, что в наследство от Советского Союза она получила пять АЭС (после закрытия Чернобыльской их осталось четыре) и ни одного хранилища для отработанного топлива. Позже на Запорожской АЭС было построено хранилище, где хранится топливо с этой станции, однако проблем других станций это не решило.

Следовательно, на протяжении всех лет независимости отработанное топливо с наших электростанций отправляется на хранение в Россию. За это Украина, во-первых, платит ежегодно 200 миллионов долларов стране-агрессору, а, во-вторых, эта услуга временная, и топливо все равно должно в будущем вернуться в Украину.

Поэтому создание собственного Центрального хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) является очень актуальной задачей для нашей страны. Такой объект строится уже много лет. Поставщиком технологии сухого хранения топлива, которая сегодня считается наиболее безопасной, стала известная американская компания Holtec. С ее помощью уже выполнена большая часть работ по созданию хранилища в Чернобыльской зоне.

В последние два года правительство регулярно бодро рапортует о практическом завершении строительства и готовности хранилища к принятию контейнеров с отработанным топливом, а руководство НАЭК “Энергоатом” заявило, что с нынешнего года вывоз топлива в Россию прекращается.

Однако на самом деле ситуация вокруг ЦХОЯТ совсем не так безоблачна, как это следует из правительственных пресс-релизов. Еще в августе нынешнего года специалисты обращали внимание на то, что объект имеет ряд недостатков, в частности, появились трещины в бетонном покрытии, на котором будут устанавливаться контейнеры с отработанным топливом. А в последнее время возникла реальная угроза того, что из проекта может выйти основной поставщик технологии хранения – компания Holtec.

Где деньги?

Недавно сайт “Наши гроши” опубликовал письмо президента и исполнительного директора Holtec International Криса Сингха временно исполняющему обязанности президента “Энергоатома” Петру Котину. Из письма следует, что в процессе реализации проекта ЦХОЯТ возникли значительные проблемы, как финансового, так и технологического характера.

В письме руководитель американской компании напоминает, что украинская сторона не выполняет своих обязательств и не оплачивает уже проделанную работу, что ставит под угрозу перспективу окончательной реализации проекта ЦХОЯТ.

“Задержка заказчиком своевременных платежей может повлечь за собой… невыполнение обязательств по нашей цепочке поставок, что было бы катастрофой для нашей деловой репутации. Holtec и ГП “НАЭК “Энергоатом”, как уважаемые организации, не могут и не должны такого допустить. Учитывая серьезность ситуации, наш финансовый директор не полностью урезал средства проектной команде, но состояние проекта становится все слабее”, – говорится в письме.

При этом Holtec выражает удивление по поводу того, что средства на финансирование проекта ЦХОЯТ вообще не заложены в финансовый план “Энергоатома”.

Возник у американцев и традиционный для Украины вопрос: куда делись деньги? По подсчетам Holtec, “Энергоатом” получил от Central Storage Safety Project Trust (организации, созданной для финансирования проекта хранилища) ссуду на сумму около 174,6 миллиона долларов. Это означает, что остаток средств на счетах “Энергоатома” должен составлять около 75 миллионов долларов. В то же время украинская компания сообщила американцам о том, что остаток составляет всего 62 миллиона. Holtec интересуется, куда делась разница в 13 миллионов долларов.

“Невыполнение “Энергоатомом” своих финансовых обязательств перед поставщиком технологии хранения отработанного ядерного топлива может привести к тому, что проект так и не будет реализован, – считает член коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Ольга Кошарная. – По моему мнению, в этой истории виден российский след. Нынешнее руководство “Энергоатома” подрывает сотрудничество с западными партнерами с тем, чтобы сохранить максимальное российское влияние на украинский энергетический сектор”.

Если сотрудничество с Holtec прекратится, Украина снова вернется к ситуации, когда она снова будет вынуждена просить Россию о помощи. И эта помощь может обойтись нашей стране гораздо дороже, чем нынешние 200 миллионов долларов в год.

Маловероятный сценарий с тяжкими последствиями

Еще более тревожными являются сообщения Holtec относительно проблем с ядерной безопасностью, которые возникают в процессе подготовки к запуску ЦХОЯТ. В упомянутом письме сообщается о том, что компания-поставщик технологии не знает, что происходит на объекте и насколько он готов к эксплуатации: “… У нас отсутствует достоверная информация о фактическом состоянии готовности Заказчика к эксплуатации ЦХОЯТ. При этом необходимо подчеркнуть, что все операции по обращению с отработанным топливом, включая транспортировку, должны проводиться в соответствии с наилучшими отраслевыми практиками и требованиями правил, норм и стандартов ядерной и радиационной безопасности”.

А как раз со стандартами ядерной безопасности в технологическом процессе хранения топлива есть проблемы. Причем возникают они преимущественно на тех звеньях технологической цепочки, которые находятся в зоне ответственности “Энергоатома”.

“Компания Holtec поставляет Украине специальные контейнеры, предназначенные для транспортировки и хранения отработанного топлива, – рассказала Ольга Кошарная. – В то же время, за процесс загрузки этих контейнеров и все оборудование, с помощью которого оно осуществляется, отвечает “Энергоатом”.

И к этому оборудованию (специальным кранам, с помощью которых топливо загружается в контейнеры) есть вопросы. Руководитель Holtec отмечает, что все оборудование, используемое при работе с ядерными материалами, должно быть спроектировано и построено с учетом принципа единичного отказа. Этот принцип состоит в том, что оборудование должно выполнять собственные функции при любых начальных условиях, а также при любых отказах отдельных узлов. То есть техника, спроектированная по такому принципу, должна срабатывать в любых случаях. Это, как правило, достигается дублированием механизмов таким образом, что, если основной выходит из строя, то его функцию подхватывает другой. При этом для большей надежности делают так, чтобы основная и дублирующая системы работали на разных принципах. Это снижает вероятность того, что внешнее влияние, приведшее к отказу от основной системы, выведет из строя и дублирующую.

Учитывая огромную важность ядерных установок и опасность, которую представляют аварии на них, принцип единичного отказа применяется практически ко всем ключевым элементам таких установок. Так, например, система охлаждения активной зоны реактора ВВЭР дублирована трижды. Причем любая из дублирующих систем способна стопроцентно выполнить все нужные задачи.

По такому же принципу должны быть построены и краны, на которых топливо перемещается на АЭС. С их помощью ТВЭЛы, которые после извлечения из реактора в течение нескольких лет хранятся в специальных бассейнах выдержки (пока у них снизится тепловыделение), вынимаются из бассейнов и загружаются в транспортные контейнеры, в которых их доставляют в хранилище.

Однако, очевидно, имеющаяся на сегодняшний день техника не соответствует принципу единичного отказа. Это показал инцидент, случившийся в мае нынешнего года. На одном из кранов на Ровенской АЭС во время работы разрушился подшипник, в результате чего груз упал на железобетонное перекрытие бассейна выдержки и повредил его.

В кране не оказалось дублирующей системы, обеспечивающей его успешную работу после выхода из строя основного механизма. К счастью, груз в упомянутом инциденте не был радиоактивным. Однако теперь нет уверенности в том, что подобный инцидент не произойдет при перемещении потенциально опасных материалов. Поэтому в своем письме президент Holtec предостерегает от попыток транспортировки радиоактивных материалов до того, как краны не будут приведены в соответствие с принципом единичного отказа.

“Продолжающаяся попытка по обоснованию подъема и перемещению массивного 130-тонного контейнера…, радиоактивное содержание которого измеряется 15 миллионами Кюри, без крана, выполненного с учетом принципа единичного отказа, или без надлежащих мер по предупреждению последствий, следует рассматривать как неприемлемый риск. Мы называем такой сценарий маловероятным, но с огромными последствиями”, – говорится в письме.

Напомним, что, по оценкам специалистов, общая радиоактивность выбросов во время Чернобыльской катастрофы составила 380 миллионов Кюри. Таким образом, упомянутый контейнер, который планирует перемещать “Энергоатом”, включает в себя 4% Чернобыля. Совершенно достаточное количество радиации, чтобы вызвать беспокойство.

“Мы обеспокоены, – пишет Крис Сингх. – Мы понимаем свою роль подрядчика и не хотим быть навязчивыми. Однако мы не можем молчать в ситуации, когда ошибка в программе вывоза отработанного ядерного топлива будет стоить нашей компании ее мировой репутации”.

Наверное, есть поводы для волнения и у украинской общественности, которая в случае каких-то инцидентов с радиоактивными материалами рискует потерять гораздо больше, чем деловую репутацию.

Кто виноват?

В то же время, “Энергоатом” не слишком торопится делать выводы из инцидента.

“Проведенное компанией внутреннее расследование свидетельствует о том, что “Энергоатом”, скорее, пытается переложить ответственность на своих партнеров (Holtec и компанию “ЮТЭМ-инжиниринг”, занимавшуюся монтажом крана), чем найти причину ошибок и принять меры к их ликвидации, – говорит Ольга Кошарная. – Ведь оборудование и запчасти для крана закупал “Атомкомплект” – структурное подразделение “Энергоатома”. Поэтому ответственность за их ненадлежащее качество, а также за технические характеристики крана лежит на “Энергоатоме”. И именно от него зависит устранение недостатков для того, чтобы вся технологическая цепочка хранения отработанного топлива наконец-то заработала в Украине”.

Впрочем, проблемы есть не только с перегрузочными кранами. По словам главы Общественного совета при Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования) Сергея Денисенко, готовность самого сооружения хранилища также вызывает вопросы.

“На хранилище присутствуют существенные проблемы с качеством строительства, – говорит эксперт. – Желая поскорее отчитаться о своих успехах, “Энергоатом” допустил значительное количество погрешностей. И теперь, когда пришло время ответственности, в компании ищут крайних. Руководство “Энергоатома” не желает признавать собственную вину и пытается переложить ее на партнеров”.

По словам Денисенко, Государственная архитектурно-строительная инспекция долгое время отказывалась выдавать лицензию на сооружения ЦХОЯТ. Однако в августе нынешнего года, не дождавшись устранения выявленных недостатков, внезапно выдала такую лицензию. Вероятно, это было сделано под давлением. И сегодня существует вероятность того, что правительство и “Энергоатом” постараются получить таким же образом и лицензию на использование объекта и от Госатомрегулирования.

“Сегодня уже очевидно, что из-за существующих проблем запуск хранилища отработанного ядерного топлива в Украине придется отложить на достаточно долгий срок, – говорит эксперт. – Так что торжественные заявления “Энергоатома” и правительства о том, что уже с нынешнего года Украина прекращает вывоз топлива в Россию, не соответствуют действительности. Топливо поступает постоянно, и его где-то нужно хранить. И, раз соответствующее хранилище в Украине не создано, придется платить за эту услугу России”.

Впрочем, Денисенко считает, что под давлением обстоятельств “Энергоатому” все же придется довести работу по строительству хранилища до конца, уладить отношения с Holtec и, наконец, запустить хранилище в эксплуатацию.

Так что другого выхода у украинских энергетиков нет. Вопрос лишь в том, как быстро удастся решить все существующие проблемы, и насколько безопасно для населения будет это решение. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий