Какие привилегии благодаря “Нафтогазу” мог получить газовый бизнес Дмитрия Фирташа, и как это помогло его химическим предприятиям?
В Украине полным ходом идет процесс деолигархизации, который инициировал Владимир Зеленский.
Месяц назад президент подписал так называемый закон об олигархах, а на прошлой неделе правительство представило дорожную карту его реализации.
Активно использует власть и инструмент санкций. Впрочем, делает это достаточно избирательно, поэтому понять логику принятия решений Советом национальной безопасности и обороны сложно.
Первым из самых богатых украинцев, против которых был введен полный пакет санкций, стал Дмитрий Фирташ. Основа его бизнеса – газовые, химические и титановые предприятия. Решение СНБО касалось последнего вида деятельности.
Учитывая ситуацию на мировом газовом рынке и прямую зависимость от этого химического бизнеса, не лучшие времена могли наступить и для “Азота” Фирташа, однако этого не произошло.
В настоящее время с разным уровнем нагрузки работают все химические заводы группы, хотя многие предприятия, в том числе отечественные, не выдержали рекордного роста стоимости газа.
Не в последнюю очередь это может быть связано с решением команды руководителя “Нафтогаза” Юрия Витренко в рамках так называемой балансирующей группы, предусматривающей поставки газа для нужд населения по льготной цене.
Если точнее – то с объемами дешевого газа, который мог не дойти до бытовых потребителей благодаря договоренности руководства НАК, менеджеров газового бизнеса Фирташа и представителей Офиса президента.
Газовые контракты под “годовой тариф”
В июле ЭП писала об особенностях газовых контрактов, заключенных между государственным “Нафтогазом” и поставщиками голубого топлива для нужд населения.
Суть этих контрактов заключается в том, что “Нафтогаз” с 1 мая 2021 г. до конца апреля 2022 г. должен был продавать частным компаниям топливо по льготной цене, чтобы те снабжали его домохозяйствами с учетом своей маржи.
Подписывая годовые контракты, “Нафтогаз” установил разную стоимость газа и объемы его поставок для каждого частного поставщика.
С большинством компаний контракты подписывались 28-29 апреля. Исключением стала компания “Йе энергия” Фирташа, являющаяся крупнейшим поставщиком газа населению. С ней “Нафтогаз” договорился еще 19 марта.
Именно “Йе энергия” и “Нафтогаз” (через дочернее ООО “ХПК “Нафтогаз Украины”), которые вместе контролируют до 80% рынка поставки топлива населению, законтрактовали наибольшие объемы – 6 млрд. куб. м и 2,2 млрд. куб. м газа соответственно.
Они же получили и самую низкую цену – 7,42 тыс. грн. за тыс. куб. м, тогда как остальные компании подписали контракты по ценам от 7,9 тыс. грн. до 8,8 тыс. грн.
К соглашениям были большие вопросы – как с точки зрения неравных условий для разных игроков рынка, так и из-за отсутствия механизма, запрещающего поставщикам продавать промышленности газ, предназначенный для населения.
Это позволяло компаниям получать топливо по льготной цене, перепродавать его предприятиям по рыночной стоимости, а разницу оставлять себе.
Разработка описанных газовых контрактов принадлежала предыдущей команде “Нафтогаза”, которую до 28 апреля возглавлял Андрей Коболев.
Юрий Витренко критиковал эту инициативу, а после своего назначения на должность главы правления “Нафтогаза” пообещал исправить ошибки предшественника и представить новый, более справедливый механизм.
На разработку такого механизма новой команде “Нафтогазу” ушло пять месяцев. 1 октября Витренко представил нововведение, назвав его “миниреволюцией”.
Инициатива предусматривала отмену предыдущих контрактов между “Нафтогазом” и двумя десятками частных поставщиков и перевод всего сегмента поставки газа населению в состав так называемой балансирующей группы.
Возможность приобрести государственный газ получили более пятидесяти частных компаний по единой цене – 7,42 тыс. грн.
Впрочем, уже тогда Витренко подчеркнул, что помимо очевидных плюсов “балансирующая группа” содержит ряд потенциальных опасностей. В частности, остался риск перепродажи “дешевого” газа промышленности.
В этом контексте председатель правления “Нафтогаза” сказал следующее: “Остается риск “мертвых душ”, проблемы с начислениями из-за отсутствия онлайн-счетчиков, недобросовестность потребителей и облгазов. Эти проблемы не новые, их решение должно стать одним из приоритетов”.
Похоже, что предостережения Витренко сбылись. Есть основания полагать, что в отдельные месяцы газовые компании Фирташа могли получить больше газа, чем им действительно было необходимо для нужд населения.
Нужно больше газа
В старых контрактах, которые критиковал Витренко и вместо которых вводил балансирующую группу, для каждого поставщика был прописан определенный прогнозный объем газа.
На октябрь, согласно контракту между “Йе энергией” и “Нафтогаз трейдингом” (имеется в распоряжении ЭП), прогнозный объем газа для компании Фирташа, который должен был пойти на нужды населения, должен составлять 350 млн. куб. м.
Однако в рамках “балансирующей группы”, по данным источников ЭП, газсбыты Фирташа (входят в группу “Йе энергия”) в октябре попросили 560 млн. куб. м. Правда, образовался положительный небаланс на 70 млн. куб. м, отобранный “Оператором ГТС”.
Таким образом, государственная компания в октябре поставила на нужды населения газсбыт группы Фирташа 490 млн. куб. м газа по льготной цене 7,4 грн. за куб. м без НДС. Разница от прогнозного объема – 140 млн. куб.
Прогнозный объем в старом контракте рассчитывался на основе данных за несколько предыдущих лет. Так, в октябре 2018 года на нужды населения использовали 373 млн. куб м газа, в 2019 – 334 млн. куб м, в 2020 – 317 млн. куб м.
ЭП попросила участников процесса объяснить разницу между прогнозируемыми и фактическими объемами газа, предоставляемого для населения. Представители НАК и “Йе энергии” объяснили изменение понижением температуры воздуха в октябре 2021 г.
Температура воздуха действительно снизилась. Однако в этой истории не все так просто.
Несколько вопросов
Во-первых, после запуска рынка газа для населения клиентский портфель газсбытов группы Фирташа начал уменьшаться, поэтому сравнение потребления с предыдущими годами, даже при снижении температуры, не совсем корректно.
Во-вторых, из-за рекордного роста цен на газ население стало больше экономить, хотя с этим и не соглашаются в “Йе энергии”. Там утверждают, что льготные цены не побуждают людей потреблять меньше. Доля правды в этом есть.
В-третьих, данные Госстата свидетельствуют, что потребление год к году снизилось почти на 10%. Относительно этих цифр есть сомнения.
Так, по данным “Оператора ГТС”, общее потребление (по всем категориям) в апреле 2021 г. по сравнению с аналогичным месяцем 2020 почти не изменилось: около 1,8 млрд. куб. м.
Когда общее потребление неизменно и при этом растет по отдельной категории потребителей, это может вызвать вопрос.
В-четвертых, если проанализировать данные “Оператора ГТС”, то окажется, что средний объем доставки газа через облгазы группы РГК Фирташа в октябре вырос на 17%. При этом другие облгазы в том же месяце снизили транспортировку на 16%.
К примеру, из всех компаний, контролируемых РГК, понижение размеров доставки в октябре проявили только две компании: “Волыньгаз” (на 1%) и “Днепропетровскгаз” (на 6%).
Остальные компании в октябре доставили газа больше, чем в октябре 2020 г. Наиболее заметно это в “Николаевгазе” – на 70%, “Харьковгазе” – на 51% и “Черновцыгазе” – на 49%.
Еще один немаловажный фактор: ни “Оператор ГТС”, ни “Нафтогаз” точно не знают, сколько газа потребило население в тот или иной период.
Эту информацию на платформу “Оператора ГТС” передает сам газсбыт, получающий ее от облгаза. Две последние структуры контролируется группой Фирташа. Не под запись это признают и в “Нафтогазе”.
“Информацию предоставляет газсбыт, и данные часто могут быть завышены. Проверить их мы не можем, пока информацию нельзя будет получать удаленно. Мы им должны верить, иначе никак”, – говорит собеседник ЭП в государственной компании.
Проверить эти данные должен регулятор, однако сделать это трудно. Для проверки более 10 млн. клиентов Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, не имеет ни человеческого, ни финансового ресурса.
Для репрезентативной выборки из 5% потребителей нужно проверить 600 тыс. абонентов. Представить такую ревизию очень тяжело.
Другим побочным подтверждением того, что группа Фирташа могла получить завышенный объем газа, может свидетельствовать о работе всех химических заводов Ostchem, принадлежащих Фирташу.
Это притом, что в условиях рекордного роста стоимости газа на мировых рынках останавливаются предприятия в Украине (Одесский припортовый завод) и в мире.
“Рекордные цены на газ в край негативно влияют на предприятия Ostchem. Если быть откровенными, то они “убивают” маржинальность азотного бизнеса”, – сообщили в пресс-службе Ostchem.
Тем не менее, сейчас работают все заводы группы: черкасский “Азот” загружен почти на 100%, другие заводы – менее чем на 50%.
На вопрос о стоимости газа и источниках его происхождения в Ostchem ответили так: “Покупка газа для азотного бизнеса происходит исключительно на открытом рынке, в большинстве случаев – на европейских хабах”.
В настоящее время биржевая стоимость газа составляет около 1 тыс. долл. за тыс. куб.
Почему компаниям Фирташа дали больше газа
В “Нафтогазе” на днях подвели первые итоги работы “балансирующей группы”. В компании считают, что нововведение только в октябре сэкономило государству 5,7 млрд. грн., а по итогам отопительного сезона эта цифра достигнет 110 млрд. грн.
Откуда взялась эта сумма, существенно превышающая доходы Украины от транзита российского газа, по сообщению государственной компании понять трудно.
Приблизительные потери от потенциальной перепродажи промышленности “дешевого” газа, которое должно было потребить население, только в октябре оцениваются в 100 млн. дол.
Почему было принято такое решение и зачем “Нафтогаз” решил дать больше газа, чем необходимо населению?
Собеседники ЭП связывают это с возможной договоренностью на самом высоком уровне. Мотивация может показаться благородной: помешать повышению цен на газ для населения. Однако и здесь не все просто.
“Витренко дали мандат на компенсацию группе Фирташа газа на ВТВ (производственно-технологические расходы – ЭП), чтобы облгазы не повышали тариф на распределение для населения. Однако объем 140 миллионов кубометров все равно завышен.
На октябрь на ВТВ нужно максимум 60-70 миллионов кубометров. Куда дели оставшийся газ и по какой цене – хороший вопрос, ответа на который нет. Можно только предполагать”, – говорит собеседник ЭП в Верховной Раде. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)