В декабре 2020 г. у противников “Северного потока-2» почти не было сомнений, что его строительство остановят. Санкции, заложенные в оборонный бюджет США на 2021 г., предусматривали удары по компаниям, которые решились бы помогать “Газпрому». Но в полную силу их не применили, а новая администрация Белого Дома и вовсе пошла России на уступки: поправку о санкциях из утвержденного законопроекта об оборонном бюджете на 2022 г. убрали.

Kosatka.Media напоминает, как на протяжении 2021 г. менялась риторика главных друзей и противников Северного потока-2, которая в итоге и определила то, что происходит с ним сейчас.

Линия Газпрома

Для инвесторов Северного потока-2 2021 г. прошел относительно спокойно – в отличие от предыдущего, когда из-за угрозы санкций строительство почти полностью остановилось. Несмотря на расширение санкций, российские суда укладывали трубы в Балтийском море, а Дания и Германия последовательно снимали ограничения на ведение работ в своих водах.

Судно-трубоукладчик “Академик Черский”, прошедшее модернизацию под работу с трубами нужного диаметра, в начале марта присоединилось к строительству газопровода, а июле завершило свою часть работ.

В конце июня немецкий регулятор получил заявку от Nord Stream 2 AG на сертификацию компании как независимого оператора ГТС.

Параллельно Газпром добивался освобождения Северного потока-2 от требований газовой директивы ЕС, однако проиграл дело в суде.

10 сентября в Газпроме сообщили, что строительство завершено. Компания начала заполнять нитки трубопровода газом.

Ввод Северного потока-2 в эксплуатацию планировался на 1 октября, но его заблокировали на этапе сертификации. По данным энергетического регулятора Германии, эта процедура завершится не раньше 2 полугодия 2022 г. – и не факт, что в пользу Газпрома.

При успешной сертификации газопровод подключат к европейской газораспределительной сети не ранее сентября 2022 г.

Чтобы сделать европейцев сговорчивыми, Газпром на протяжении года держал на минимуме объемы поставок газа (при том, что доля компании в газовом импорте Европы составляет около 40%). Это еще больше разогнало маховик энергетического кризиса и привело к тому, что в декабре впервые цены на газ в Европе превысили $2000 за тысячу кубометров.

Как менялась позиция Белого Дома

2021 год начался с принятия 4 января оборонного бюджета США, который предполагал расширение санкций против Северного потока-2. Под ограничения попали компании, которые помогали “продаже, аренде или предоставлению трубоукладочных судов”, а также фирмы, предоставляющие услуги, средства для модернизации или установки оборудования на судах для укладки газопровода. Это должно было помешать Газпрому арендовать или купить суда-трубоукладчики и не дать модернизировать те, что уже есть.

Уже 19 января Посольство США сообщило Минэкономики ФРГ, что собирается наложить санкции на судно “Фортуна”, которое строит Северный поток-2. А в апреле Минюст США одобрил два пакета санкций против компании-оператора строительства газопровода Nord Stream 2 AG и ее главы Матиаса Варнига.

Всего к февралю из-за угрозы американских санкций проект покинули 18 компаний.

Однако определяющей была позиция президента США Джо Байдена. Если в январе сразу после избрания он заявил, что СП-2 – это “плохая сделка для Европы”, то уже под конец мая его позиция круто развернулась: Байден отказался от новых санкций против газопровода. По его мнению, газопровод почти завершен, а новые санкции могут навредить отношениям с Европой.

Чаша весов в пользу Северного потока-2 качнулась 22 июля – США и Германия официально договорились о завершении строительства Северного потока-2, опубликовав совместную декларацию. Позже Байден назначил экс-члена набсовета Нафтогаза Амоса Хохштайна ответственным за реализацию сделки, позволяющей достроить Северный поток-2.

Окончательно США отказались от санкций против СП-2 8 декабря, когда Сенат утвердил проект оборонного бюджета страны на 2022 год без санкций против российского газопровода.

Противостояние лоббистов

История Северного потока-2 – это еще и противостояние лоббистов, которые отстаивали как интересы инвесторов газопровода, и его противников.

Инвесторы буквально заваливали деньгами тех, кто мог замолвить слово за СП-2 в высоких кабинетах. За первые три квартала 2021 года на противодействие санкциям и на другие вопросы, связанные с газопроводом, они потратили $3 млн. В 2020 году сумма составила $4,4 млн., а всего с 2017 года потратили более $14 млн.

В конце апреля в лагере противников газопровода разразился скандал: выяснилось, что бывший спецпредставитель США в Украине Курт Волкер, известный категоричными высказываниями против Северного потока-2″, работает старшим советником в фирме, которая лоббирует строительство газопровода.

Украина тоже использовала лоббистов в борьбе с газопроводом – в основном американскую компанию Yorktown Solutions. В частности, “Федерация работодателей нефтегазовой отрасли” (ФРНО) на 2021 год заключила соглашение на почти миллион долларов – на лоббирование ее интересов в государственных кругах США и противодействие проекту “Северный поток-2”. Всего за 2017-2021 гг. “Группа Нафтогаз” и ФРНО потратили на лоббизм $3,3 млн.

В мае стало известно, что команда Нафтогаза, которая на протяжении нескольких лет лоббировала санкции против Северного потока-2, уволилась.

“Последний месяц работа команды была заблокирована с учетом определенных событий внутри и вокруг Нафтогаза. И это произошло именно тогда, когда россияне очень активизировались на достройке СП-2. А сейчас эта команда в полном составе покидает Нафтогаз”, – написал в Facebook один из сотрудников этой команды Вадим Гламаздин.

Позиция Германии

Германия – главный защитник Северного потока-2 как в Европе, так и на переговорах с США. Немецкие власти настаивают на том, что газопровод преследует лишь экономические цели и призван обеспечить Европе энергетическую безопасность. В 2021 году они продлевали сроки строительства и при малейшей возможности разрешали вести работы в своих территориальных водах.

Но единой позиции в немецком правительстве не было и периодически разные представители требовали отказаться от СП-2.

Канцлер Германии Ангела Меркель открыто защищала российский проект при условии, что Украина должна оставаться транзитером газа даже после сооружения газопровода. В декабре Меркель на посту канцлера Германии сменил Олаф Шольц. Ранее он неоднократно высказывался в поддержку Северного потока-2, хоть и защищал транзит газа через Украину.

Настойчиво против Северного потока-2 выступали немецкие экологи – из-за того, что строительство вредит обитателям моря. В мае в суд обратились Немецкий союз охраны природы и биоразнообразия (NABU) и природоохранная организация Deutsche Umwelthilfe. 16 ноября стало известно, что иск последней отклонили.

Несмотря на вектор страны, немецкие компании опасались санкций США и при малейших угрозах выходили из проекта. В январе так поступил концерн Bilfinger SE, а в конце февраля страховать газопровод отказалось дочернее предприятие немецкого Munich Re.

В декабре новоназначенный вице-канцлер Германии Роберт Хабек заявил, что строительство газопровода было ошибкой с геополитической точки зрения. По его словам, вопрос о том, будет ли СП-2 введен в эксплуатацию, остается открытым.

Поддержка Польши

Польша – один из самых последовательных союзников Украины в противодействии Северному потоку-2. Там настаивают, что газопровод угрожает как энергетической безопасности обеих стран, так и Европы.

В феврале главы МИД Украины и Польши попросили Байдена не допустить завершения строительства СП-2, а президенты Украины и Польши обсудили, как его совместно останавливать.

В марте Польша ввела санкции в отношении судов Krebs Geo и Krebs Jet, которые посчитала причастными к строительству газопровода. Они принадлежали Германии, но ходили под флагом Польши.

В августе польская государственная нефтегазовая компания PGNiG подала заявку на включение в процедуру сертификации оператора газопровода. Польша пытается заблокировать сертификацию, исходя из того, что газопровод должен подчиняться требованиям Третьего энергопакета (владелец газа не должен владеть трубой).

Немецкий регулятор разрешил Польше участвовать в сертификации Северного потока-2. Она сможет привести свои аргументы в ходе процедуры, но права вето на решения у нее не будет.

Параллельно Польша строит газопровод Baltic Pipe, чтобы получать газ из Норвегии. Она надеется, что это позволит ей не продлевать контракт с Газпромом и с 2023 года полностью отказаться от российского газа.

Линия Евросоюза

Большая часть высказываний Евросоюза в отношении Северного потока-2 были связаны с задержанием и арестом российского оппозиционера Алексея Навального. 22 января Европарламент принял резолюцию, в которой призвал страны ЕС ввести санкции против российских чиновников и прекратить строительство Северного потока-2. Однако дальше таких заявлений у европейских чиновников дело не пошло.

Также в марте вице-президент Еврокомиссии Франц Тиммерманс заявил, что с точки зрения энергоснабжения СП-2 Европе не нужен.

Сложные отношения с Венгрией

Газпром, стремясь лишить Украину транзита газа, подписал 15-летний контракт на поставку газа в Венгрию не через Украину, а из Сербии через Турецкий поток. Это автоматически лишило Украину возможности получать газ из Венгрии виртуальным реверсом. В ОГТСУ сообщили, что импорт будет переориентирован на Польшу, Румынию и Словакию.

Украина выступила с заявлением, в котором говорилось, что соглашение о поставках газа в Венгрию из России была “чисто политическим, экономически необоснованным решением” и нанесло ущерб украинско-венгерским отношениям. В ответ Венгрия обвинила Украину во вмешательстве в ее внутренние дела.

С 1 октября Газпром прекратил прокачку газа в Венгрию по украинской ГТС.

Позже в ЕС заявили, что новый контракт Венгрии с Газпромом на поставку газа в обход Украины не нарушает законодательство Евросоюза. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий