Реальный мир нашей планеты готов полностью перейти в виртуальный. Метавселенная скоро может заменить обычную вселенную. Только для этого нужна энергия.

На первые полосы СМИ это слово вышло в октябре 2021 г. Тогда основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что компания Alphabet (которая владеет соцсетью) сменит название на Meta и сосредоточится на создании так называемой метавселенной. Его заявление подстегнуло интерес к этой концепции, хотя сама идея существует уже не одно десятилетие.

При этом крупнейшие компании вроде Apple, Disney, Nvidia, Microsoft и Meta уже заявили о том, что станут участниками новой технологии.

Такой ажиотаж будет обходиться энергосектору крайне дорого.

Что такое метавселенная?

Метавселенная – постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности. Ближайший знакомый всем аналог – виртуальный мир в фильме “Матрица”.

Элементы метавселенной и виртуальной жизни присутствуют уже сегодня.

Например, NFT (так называемые невзаимозаменяемые токены) стали валютой новой метавселенной. И тенденция будет активно развиваться в ближайшие годы.

Менее чем за год в NFT было вложено более $400 млн. По данным Forbes, ежемесячные инвестиции составляют около $40 млн., и каждый месяц отдельные токены приносят рекордные прибыли.

Метавселенная и энергетика

Границы между физической и виртуальной идентичностью людей становятся все менее четкими, а крупные компании все активнее монетизируют этот процесс. Например, цифровая инвестиционная компания Republic Realm в июне 2021 г. купила участок в виртуальном мире под названием Decentraland с помощью NFT на сумму $913 228.

При этом платформы на основе блокчейна, криптовалют и NFT весьма энергозатратны. Ежегодно на добычу биткоинов тратится примерно 121,36 ТВт-ч электроэнергии, что больше, чем потребление электроэнергии в Аргентине (121 ТВт-ч) или Нидерландах (108,8 ТВт-ч).

Этого хватило бы, чтобы кипятить все чайники Великобритании в течение 27 лет. В то же время, только в США каждый год подключенная к сети, но не работающая домашняя электроника потребляет больше энергии, чем все вместе взятые майнеры.

Виртуальные миры будут требовать не меньше ресурсов, чем майнинг. По словам Раджи Кодури, вице-президента группы Intel по ускоренным вычислительным системам и графике, для обеспечения работы метавселенной потребуется в 1000 раз большие компьютерные мощности, чем те, что есть сегодня.

Как метавселенная повлияет на окружающую среду

Преимущества

Основное преимущество – метавселенная значительно уменьшит потребность в поездках. Это приведет к уменьшению трафика, снижению количества аварий и сокращению выбросам СО2.

Руководители бизнеса будут проводить конференции в виртуальном мире, тем самым экономя время и исключая огромные затраты на поездки в офис.

Согласно исследованию, опубликованному новостным веб-сайтом CleanTechnica в США, в метавселенной можно проводить даже военную подготовку, например, пилотирование боевых самолетов.

Другими словами, перенося разного рода активности в виртуальный мир, человечество будет снижать выбросы в атмосферу.

Недостатки

Некоторые аналитики обеспокоены тем, что широкое внедрение метавселенной может, наоборот, привести к значительному увеличению выбросов. Зависимость Metaverse от технологии виртуальной реальности и центров обработки данных может оказать пагубное воздействие на окружающую среду, даже если она снижает выбросы углерода за счет сокращения поездок. Эксплуатация центров обработки данных и облачных сервисов требует огромного количества энергии. Больше электричества – больше СО2.

Согласно отчету британской консалтинговой компании по цифровым преобразованиям ECS, обучение одной модели ИИ может генерировать примерно 626 тыс. фунтов углекислого газа. Это более чем в пять раз превышает выбросы среднего автомобиля за весь период его эксплуатации. Мир все еще зависит от выработки электроэнергии из ископаемого топлива, которое производит большое количество парниковых газов.

Для виртуальной реальности и метавселенной также необходимы облачные сервисы. Согласно анализу 2020 г., проведенному учеными Ланкастерского университета, сценарий, при котором 30% геймеров перейдут на облачные игровые платформы к 2030 г., приведет к увеличению выбросов углерода на 30%. Кроме того, метавселенной наверняка потребуются изображения с высоким разрешением, что еще больше повысит потребление электричества.

В прошлом году центры обработки данных внедрили ряд улучшений, чтобы стать более экологичными. Meta, или Facebook, взяла на себя обязательство добиться нулевых выбросов к 2030 г. Microsoft пообещала к 2025 г. полностью перевести свою облачную платформу Azure на возобновляемые источники энергии.

Метавселенная задаст тон развитию общества в обозримом будущем. Пока никто не может оценить, сколько ресурсов потребуется для ее воплощения. Однако уже понятно, что за счет усложнения технологий на метавселенную придется потратить больше энергии, чем на те, что существуют сейчас. При этом, учитывая тенденции развития сектора ВИЭ, метавселенная, возможно, сможет быть экофрендли и использовать только возобновляемую электроэнергию. Тем не менее, компаниям и энергосектору нужно будет приложить немало усилию по достижению такой цели. Особенно принимая во внимание зависимость мира от традиционной энергетики. (Татьяна Гузенко, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий