Александр Колякин, генеральный директор сети АЗС Shell в странах Центральной и Восточной Европы, поделился своим видением тенденций развития энергетической отрасли в нынешних условиях, а также рассказал об успехах компании в реализации стратегии устойчивого развития.
– Какая часть приходится на розничную торговлю в глобальной деятельности компании Shell?
– Сейчас Shell является крупнейшей в мире сетью АЗС, предоставляющей широкий спектр услуг розничной торговли и насчитывающей более
– 46 тыс. АЗС в почти 80 странах;
– 30 миллионов клиентов, ежедневно обслуживаемых на АЗС компании;
– 12 тыс. минимагазинов, предлагающих широкий ассортимент сопутствующих товаров;
– 90 тыс. зарядных точек для электромобилей, из которых около 8 тыс. – на площадках Shell и новых локациях.
Как видно из этих данных, кроме чисто реализации топлива, сейчас мы удовлетворяем все больше сопутствующих потребностей наших клиентов. А благодаря расширению спектра таких услуг наши АЗС становятся в путешествиях одними из пунктов посещения с целью отдыха и использования услуг, а не только остановкой в пути, чтобы заправить автомобиль.
У нас достаточно смелые глобальные амбиции по розничной торговле, поскольку она для Shell – стратегическое направление роста. Shell Mobility всегда будет надежным маяком на дорогах мира, а это широкий ассортимент качественного топлива, приятный и комфортный отдых во время путешествия, широкий ассортимент сопутствующих и продовольственных товаров и услуг. Поэтому мы планируем, что вскоре достигнем следующих результатов: 55 тыс. АЗС в почти 90 странах; 40 миллионов клиентов АЗС в день; 15 тыс. минимагазинов; 500 тысяч зарядных пунктов для электромобилей.
Маркетинговая деятельность, частью которой является розничная торговля, как видим, постоянно развивается. Кстати, в 2020 году она составляла более 50% от скорректированной прибыли компании Shell.
– Какими тенденциями характеризовалось развитие сети АЗС Shell в Центральной и Восточной Европе в прошлом году? Каковы приоритеты ее развития на ближайшие годы?
– Наша сеть АЗС в странах Центральной и Восточной Европы динамично развивается. Во-первых, за последние четыре года мы модернизировали наши магазины в этих странах. Во-вторых, по состоянию на 2021 год мы имели уже более 1 550 АЗС и в дальнейшем стремительно расширяемся. В-третьих, в прошлом году в нашей сети АЗС мы представили новый бренд – Shell Cafe, в то же время был обновлен дизайн более половины заправочных станций. Эта модернизация будет продолжаться и в 2022 г.
В-четвертых, мы активно развиваем ассортимент наших услуг: например, запущены такие опции, как доставка на дом (Uber Eats в Польше, NetPincer в Венгрии) и возможность отправки и получения посылок (недавно начато сотрудничество с компанией PointPack в Польше). Ранее мы открыли две заправочные станции сжиженным природным газом (СПГ) в Польше, а буквально на днях приступили к работе еще две.
В-пятых, что очень важно для развития энергетической составляющей планеты в будущем, – мы инвестируем в развитие сети зарядных станций для электромобилей как собственных, так и партнерских.
В ближайшие годы приоритетной задачей будет расширение нашей сети АЗС, завершение ребрендинга Shell Cafe, масштабное расширение розничной торговли сопутствующей продукцией и товарами и услугами, и что важно – дальнейшее содействие устойчивому развитию и энергетическому переходу по принципу “Больше электромобилей и СПГ”.
– Как на отрасль повлияла пандемия? К примеру, в Украине процветали предприятия розничной торговли. Кризис в период 2008-2009 годов, когда компании пришлось свернуть свою деятельность во многих странах, внес определенное чувство скептицизма. А сегодня?
– Думаю, для объективного ответа на эти вопросы стоит отметить, что в разных странах сложились разные ситуации. Однако, по моему мнению, есть определенные устойчивые и общие для всех тенденции, которые мы можем прослеживать и которые подкреплены исследованиями.
Первая тенденция, вызванная пандемией, – это изменение поведения потребителей. Нынешний потребитель больше заботится о безопасности, важным для него является легкость выполнения покупок, а также он больше требований предъявляет к набору удобств (например, близкое расположение АЗС, универсальных магазинов и других сервисных пунктов к собственному жилищу).
Вторая тенденция – рост использования электромобилей и устойчивого развития в целом. В рамках инициативы Fit for 55 Европейский Союз стремится достичь новых целей по уменьшению выбросов автомобилей до 2030 и 2035 годов. Однако для этого нужен качественно новый ассортимент топлива, прежде всего альтернативного, как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Мы уже наблюдаем быстрое развитие электромобильности, особенно в Западной Европе в секторе легковых автомобилей. Приятно отметить, что в Украине эта тенденция тоже с каждым годом получает все большее распространение.
И компания Shell к этому готова. Наши решения Shell Recharge (также известные как NewMotion) – это услуги, включающие мобильное приложение, платежную карту, которая предоставляет доступ к 250 тыс. пунктов подзарядки более чем в 35 странах (крупнейшей сети подзарядки в Европе). Мы уже ввели NewMotion на некоторых рынках Центральной и Восточной Европы (например, в Польше) в сотрудничестве с клиентами сектора B2B, чтобы помочь им в развитии своей электромобильности.
Благодаря этому мы становимся не только одним из крупнейших в мире поставщиков услуг по подзарядке электромобилей, но и компанией с динамичными темпами развития в этом направлении: да, мы добавляем новый пункт подзарядки в среднем каждые 20 минут, но планируем еще больше ускорить эти процессы! К 2025 году намерены установить полмиллиона пунктов подзарядки, включая не менее 30 тыс. пунктов Shell Recharge на наших станциях и в новых местах.
Однако концепция устойчивого развития касается не только топлива. Мы также сосредотачиваемся на нашей собственной операционной деятельности. Так, в большинстве стран Центральной и Восточной Европы мы закупаем “зеленую” электроэнергию для питания наших станций, устанавливаем фотоэлектрические устройства на некоторых заправочных станциях. Экологический фактор учтен даже в сопутствующей деятельности: это экологичность нашей продукции (в том числе использование экологической упаковки) и организация эффективной (раздельной) сортировки отходов на станциях.
Следовательно, могу с уверенностью сказать, что указанные выше тенденции потребителей были учтены на наших АЗС, поскольку наши решения предлагают широкий спектр услуг, товары повседневного спроса, в целом клиенты могут получить все для них необходимое, с соблюдением мер безопасности. Отмечу, что на многих рынках Shell была первой компанией, которая ввела ряд мер безопасности в условиях пандемии COVID-19 (например, пластиковые щиты в локациях активного общения с клиентами и посетителями), поскольку мы смогли быстро перенять опыт тех стран, которые первыми прошли через пандемию (Китай).
– Можно ли утверждать, что вопрос качества топлива в Европе уже не актуален? На каких передовых линиях сейчас идет “борьба” за клиентов?
– Я убежден, что качество топлива является и всегда будет важным фактором для потребителей. Существует ряд требований, предъявляемых к этому качеству. Это стандарты производства, транспортировки и хранения, которые должны быть наиболее высокими, а также добавки, используемые для улучшения работы автомобильного двигателя.
Как я вижу, с ростом цен на топливо потребители становятся еще более требовательными к нему, учитывая соотношение “цена – качество”. Поэтому мы очень гордимся своим топливом, в частности V-Power, недаром же в большинстве стран потребители отдают нам ведущие места, когда речь идет о высококачественном топливе.
Сейчас в Европе острой проблемой является нехватка водителей, в частности водителей бензовозов, что создает дополнительные трудности в поддержании высоких стандартов и доступности продукции. Однако мы полностью уверены в качестве отличных брендов, которые предлагаем. Например, уже упомянутое топливо Shell V-Power, а также сеть Shell Cafe, приобретающая все большую популярность среди посетителей АЗС. К этому следует добавить и профессиональную работу мотивированных команд на АЗС, которые чутко относятся к потребностям и желаниям каждого клиента.
В то же время мы видим, что все больше и больше потребителей озабочены сохранением окружающей среды. Поэтому в 2021 г., пока в Венгрии, мы представили предложение, которое заключается в том, чтобы помочь водителям возместить объемы выбросов во время езды на автомобилях с помощью наших экологических решений.
– Произошли ли какие-либо изменения в структуре потребления топливо? Например, уменьшилось ли потребление дизельного топлива частным транспортом благодаря Dieselgate?
– Ситуация действительно значительно отличается на разных рынках. За последние несколько лет наблюдается ряд тенденций, влияющих на потребление.
Если взять общественную плоскость, то не в последнюю очередь на деятельность людей влияет COVID-19: пандемия повлекла за собой изменение спроса и обращения во многих сферах жизни. Так, чтобы уберечь свое здоровье, люди стали больше работать дома, вместе с тем они с большей осторожностью относятся к общественному транспорту. Изменяется отношение и к отпускам: в некоторых странах с осторожностью относятся к путешествиям за границу, поэтому граждане иногда предпочитают зоны отдыха в пределах своей страны.
Что касается производственно-сбытовой плоскости, то на увеличение количества новых автомобилей влияет ряд логистически-производственных факторов, что может сказаться на динамике рынка подержанных автомобилей. Эта ситуация еще совсем не урегулирована. Поэтому, вероятно, пройдет еще около года, прежде чем мы сможем четче определить, какие тенденции останутся с нами в дальнейшем.
Однако на данный момент, очевидно, что энергетический переход – ускоряется! В регионе мы фиксировали значительное увеличение количества электрических и гибридных легковых автомобилей, а что касается грузовиков, то наблюдалось более активное использование СПГ как хорошего способа уменьшения выбросов уже сегодня.
– Какое место занимает СПГ в спросе на покупку топливо? Как известно, его потребление пока достаточно низкое. Чем это вызвано?
– Shell стремится сократить производство традиционного топливо на 55% к 2030 г. и обеспечить больше низкоуглеродистого – например биотоплива для автомобильного и авиационного транспорта и водорода.
Согласно исследованиям компании Shell, в 2020 году в Европе 12 тыс. грузовиков уже заправлялось СПГ, что на 5 тыс. больше, чем годом ранее.
СПГ – это оптимальное и доступное альтернативное топливо для грузового автомобильного транспорта. Без использования таких газовых решений (СПГ и биоСПГ) сокращение в среднесрочной перспективе объемов выбросов от грузовиков, как это предполагает ЕС, будет очень сложно или вообще невозможно реализовать. Отмечу, что разработка и масштабное использование СПГ может помочь сократить выбросы парниковых газов от грузовиков до 22% по всей топливной цепочке (по сравнению с обычным дизельным топливом). Большим преимуществом СПГ для двигателей является также снижение уровня шума примерно на 50% (по сравнению с дизельным двигателем).
Мы относимся к консорциуму bioLNG Net, конечной целью которого предусмотрено 39 заправочных станций СПГ в Польше, Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции и Испании. Спрос на этот вид топлива стремительно растет, и мы ожидаем, что в течение следующего десятилетия он еще больше ускорится, особенно в результате внедрения биоСПГ, предусматривающего возможность резкого сокращения объемов выбросов и, в конце-концов, значительную экономию.
Я горжусь тем, что в Центральной и Восточной Европе такое предложение становится реальностью благодаря открытию соответствующих заправочных станций: например, в Польше уже полноценно работают четыре станции. Сейчас мы перешли к внедрению этих решений в Венгрии, а затем перейдем и в другие страны.
– Как происходит продвижение альтернативных видов топлива, например, водорода, биотоплива?
– Водород имеет достаточный потенциал, чтобы стать важным топливом в будущей низкоуглеродистой транспортной системе. Электромобили с водородными топливными элементами (ЭВТЭ) являются одной из многочисленных технологических инноваций, которые могут помочь в сокращении объемов выбросов и способствовать уменьшению загрязнения воздуха. Замечу, что и водителям обращаться с ним будет удобнее.
В долгосрочной перспективе водород может помочь значительно снизить объемы выбросов CO2 от автомобильного транспорта во всей цепочке производства и потребления топлива (от производства сырья до использования топлива – или, как говорится, “от скважины до колеса”). Следует учесть и немаловажный фактор, что электроэнергия, необходимая для получения водорода, тоже будет производиться с помощью технологий возобновляемой энергетики, таких как ветровая или солнечная станция.
Перспективны и водородные технологии, которые гарантируют, что такое топливо будет довольно простым в хранении. Энергия сохраняется в виде сжатой водородной субстанции, а не в аккумуляторе. Кстати, водородные заправочные станции Shell уже работают в Германии, Нидерландах, Великобритании, Японии, США и Канаде.
Однако, по моему мнению, во внедрении в жизнь этих проектов решающую роль играет комплексный подход с привлечением партнеров. В решении поставленных задач мы работаем в рамках партнерств по H2 Mobility и H2Accelerate (в последнем мы взяли на себя обязательства по сотрудничеству в создании условий для массового внедрения грузовиков с водородным двигателем в Европе). На сегодняшний день компании Daimler Truck AG, IVECO, OMV, Shell и Volvo Group обязались сотрудничать в содействии созданию условий для массового вывода грузовиков с водородным двигателем на рынки Европы.
На мой взгляд, биотопливо тоже играет важную роль в декарбонизации мира. Ожидается, что завод биотоплива в Роттердаме запустит производство в 2024 году. На нем с помощью передовых технологий, разработанных компанией Shell, будет производиться низкоуглеродистое топливо. В частности, возобновляемое дизельное топливо из отходов: отработанного пищевого масла, животного жира и других промышленных и сельскохозяйственных отходов. Сырьевую базу дополнит ряд сертифицированных экологически чистых растительных масел (таких как рапсовое), пока не станет доступным экологически более чистое сырье. Примечательно, что завод не будет использовать в качестве сырья пальмовое масло первого отжима. Экологическое авиационное топливо (ЭАТ) в будущем составит более половины объема производства в 820 тыс. тонн в год, а другую половину – возобновляемое дизельное топливо. Shell может скорректировать этот баланс для удовлетворения спроса клиентов.
Эти низкоуглеродистые виды топлива помогут удовлетворить растущий спрос в транспортном секторе, включая секторы, трудно подлежащие декарбонизации, например грузовой и авиационный транспорт. В настоящее время доля ЭАТ составляет около 0,1% от авиационного топлива на глобальном уровне. Инвестиции Shell помогут увеличить объемы производства ЭАТ, что крайне важно, чтобы авиационная отрасль уменьшила уровень углеродных выбросов.
– Каковы особенности украинского рынка, в первую очередь чем он отличается от других стран региона, с которыми вы работаете?
– Украинские клиенты, мне кажется, более требовательны и не так охотно готовы идти на компромиссы, если речь идет о качестве. Среди стран Центральной и Восточной Европы в Украине, кстати, самые высокие показатели использования V-Power, а также услуг нашего бренда Shell Cafe: да, каждый второй посетитель во время остановки на АЗС приобретает чашечку кофе. А это свидетельствует о признании упорного труда нашей местной команды, которая заботится об этих замечательных брендах.
– Есть ли среди персонала опасения сокращения штата? Насколько популярны заправочные станции самообслуживания?
– С 2021 года рынок труда достаточно напряженный и нестабильный, при этом на многих рынках уровень безработицы остается очень низким. А если добавить еще влияние COVID-19, это может привести к значительному дефициту рабочей силы, особенно в транспортной отрасли (например, нехватке водителей для автомобильной доставки топлива).
Наша стратегия направлена прежде всего на создание лучших удобств и комфортных условий пребывания на АЗС для наших клиентов, на расширение предложений. Однако отмечу, что на автоматических заправочных станциях весь потенциал таких удобств и комфорта реализовать сложно. В то же время высокий уровень полноценного сервиса нуждается в наличии работников с надлежащей подготовкой. Поэтому в последние несколько лет мы инвестировали в разработку инструментов, обеспечивающих коммуникацию с персоналом наших заправочных станций, а также прохождение электронного обучения мирового уровня на платформе WorkJam. Мы создали Академию Shell Cafe для обучения персонала кофейному делу и приобретения компетенций сервиса высочайшего уровня. В прошлом году была запущена Программа повышения квалификации руководителей АЗС, направленная на развитие практических навыков руководства АЗС по обеспечению здоровых и безопасных условий для наших работников и клиентов.
– В Украине проходят настоящие гонки на оригинальность и разнообразие питания на заправочных станциях. Сети АЗС соперничают на лучшие рецепты хот-догов, вводят линейки веганских блюд, даже обустраивают полноценные рестораны и гостиницы на территориях станций. А каковы тенденции в ЕС?
– Действительно, как я уже отмечал, именно в условиях пандемии можно проследить, как становится все более популярной тенденция удобства. Поэтому мы разработали стратегию 50/50 в своей розничной сети и поставили перед собой амбициозную цель: к 2025 г. получать 50% маржинальной прибыли от товаров и услуг (не считая топлива). Это включает, среди прочего, и кулинарную продукцию, и типичную гастрономическую линейку продуктов питания, и автомобильные товары, и услуги (например, мойку автомобилей). На многих рынках такой подход уже внедрен, поэтому эти амбиции вполне реальны и отвечают потребительским потребностям. Например, в Швейцарии товары повседневного потребления стали более востребованными, чем… топливо! Причем предлагаются в любое время суток, что очень удобно для людей.
Для достижения этой амбициозной цели (50/50) в регионе Центральной и Восточной Европы мы планируем сосредоточиться на трех факторах.
Фактор 1: Участие в ключевых партнерских отношениях с нетопливными брендами. Это подразумевает постоянное развитие сотрудничества с нашими партнерами. Хочу привести несколько примеров крепкого партнерства компании Shell: это сотрудничество с Billa в Чешской Республике, с Tesco в Венгрии. Нашим ключевым партнером остается компания Costa Coffee, продукция которой предлагается на заправочных станциях Shell в Польше и Чехии.
Фактор 2: Инвестиции в существующие и новые заправочные станции. На протяжении многих лет мы руководствовались целью обеспечить клиентам чувство комфорта на наших заправочных станциях. Поэтому в прошлом году завершили процесс модернизации наших объектов в Польше. На других рынках Центральной и Восточной Европы этот процесс продолжается. Он самый большой в нашей истории деятельности. И уже можем похвастаться тем, что модернизировали 80% заправочных станций. В рамках этого процесса по всей сети АЗС были обновлены магазины и зоны обслуживания клиентов. Также добавились отдельные услуги, среди которых автомойки.
Фактор 3: Разработка своих торговых марок. Это очень важный фактор, предполагающий развитие нашей собственной торговой марки. Как известно, наше топливо премиум-класса Shell V-Power – довольно успешный бренд во всем мире. Поэтому, соответственно, наша следующая цель – формирование не менее популярного и узнаваемого бренда собственных кафе и услуг питания.
– Компания Shell возобновила работу своих кафе в Центральной и Восточной Европе, в том числе и в Украине. В чем основной месседж для клиентов от такого возобновления работы?
– Shell Cafe является важнейшим элементом нашей стратегии 50/50, отвечающей условиям третьего из вышеуказанных факторов. Shell Cafe – это новый бренд и одновременно концепция, которая касается прежде всего кофе премиум-класса. Shell Cafe постепенно заменит текущие концепции Shell по питанию и потреблению кофе на АЗС. Предложение будет охватывать такие направления, как свежесваренный кофе разных видов и широкий ассортимент продуктов питания.
Наше решение основывалось на многочисленных исследованиях, проведенных на разных рынках. К примеру, в Польше мы узнали, что 80% любителей кофе пьют этот напиток вне дома, причем 41% из них покупают его на заправочных станциях.
Поэтому мы решили создать не просто хороший, а самый лучший “Кофе с собой”. Для этого привлекли экспертов по всему миру для разработки концепции Shell Cafe. Успешность Shell в реализации этого проекта гарантируется, с одной стороны, тем, что компания позиционирует себя как одно из крупнейших предприятий розничной торговли в мире. А с другой стороны, нашим международным опытом: ежедневно мы обслуживаем более 30 миллионов клиентов по всему миру.
Я очень горжусь тем, что регион Центральной и Восточной Европы особенно способствовал развитию этого бренда: первая в мире заправочная станция в формате Shell Cafe была открыта в 2020 г. в Чешской Республике, и это был первый регион в мире, внедривший эту концепцию по всей сети АЗС!
Мы упорно работаем над разработкой лучших рецептов ароматного напитка на основе наших собственных купажей кофе, зерна которого сертифицированы Rainforest Alliance CertifiedT. Также мы продуктивно работали над новым оборудованием и обустройством помещений кафе, их визуальной узнаваемостью.
Но самое главное, что наш кофе – это не просто обычный продукт питания. Кофе от Shell – это страсть, мгновение без заботы и полное расслабление. Мы сконцентрировали усилия на постоянном развитии знаний и навыков наших сотрудников, для чего создали Академию Shell Cafe. В ней обучаем тысячи мастеров сферы обслуживания в регионе Центральной и Восточной Европы.
Все это способствует выполнению нашего обещания клиентам: “Крафтовый кофе, приготовленный с заботой, стоит того, чтобы остановиться”. Запуск концепции Shell Cafe в Центральной и Восточной Европе превзошел все наши ожидания, так что мы невероятно довольны, что сможем еще больше радовать наших клиентов каждый день.
– Учитывая ваши личные компетенции в сфере информационных наук и знания математики, а также увлечение цифровизацией, применяете ли эти навыки для обеспечения развития кластера Центральной и Восточной Европы? Если да, то приведите несколько примеров?
– В последние несколько лет в регионе Центральной и Восточной Европы мы инвестируем рекордные средства в информационные технологии: в частности, заменили наши кассовые системы на большинстве рынков и сейчас находимся в процессе замены систем обработки программ лояльности и CRM. Мы пересмотрели нашу архитектуру и переориентировались на использование API, заменив некоторые устаревшие парадигмы. Внедряем новые решения также для наших клиентов, начиная от оплаты через мобильные устройства и завершая кассами самообслуживания. А недавно опробовали роботов-официантов на одной из наших заправочных станций в Польше. И кстати, я очень горжусь командой, начавшей использовать расширенный анализ данных и машинное обучение в повседневных операциях.
– Какие ценности бренда Shell вас вдохновляют больше всего?
– Каждый, кто становится частью Shell, начинает замечать, что здравоохранению и безопасности труда в компании принадлежит центральное место, независимо от сфер нашей деятельности. Такой подход основывается на глубоком убеждении в том, что каждый должен ежедневно возвращаться домой здоровым и условия труда не должны негативно влиять на состояние работников. Мы разработали Правила техники безопасности и неукоснительно их соблюдаем. Например, езда – только с пристегнутым ремнем безопасности: Даже мои дети не могут себе позволить, чтобы не пристегнуться, – настолько это стало “частью” нашей ДНК. Это действительно здорово. Во многих странах компания Shell ввела надлежащие практики и сформировала самые высокие стандарты, которые, кстати, начали применять и другие участники рынка. С позиций безопасности труда это положительно сказывается на нашей отрасли в целом.
Второй главной ценностью являются наши сотрудники. Рабочая среда в нашей компании характеризуется взаимным уважением, пониманием, социальным комфортом. Мы работаем и над тем, чтобы “встроить” стремление постоянно учиться в любую нашу деятельность. Разнообразие, инклюзивность и гендерное равенство в нашей компании – это приоритеты, которые всегда на повестке дня. А особенно я горжусь Shell в Украине, где 50% женщин занимают руководящие должности: это значительно превышает средний показатель в 26% на международном уровне. Да и в общем 50% персонала в Shell Украины – женщины. Таких показателей удалось добиться благодаря тщательно продуманной политике, направленной на формирование гендерно сбалансированной команды компании, способствующей большему вовлечению женщин в руководящие должности. К тому же, в апреле 2021 г. Shell в Украине подписала Принципы расширения прав и возможностей женщин (Women’s Empowerment Principles, WEPs), инициированные Глобальным Договором ООН и ООН Женщины. Таким образом, компания делает еще один существенный шаг в обеспечении гендерного равенства, внедрении гендерного баланса и содействии глобальному движению за расширение прав и возможностей женщин.
Но больше всего меня вдохновляет энергетический переход. Борьба с изменением климата – самая большая проблема, с которой сегодня сталкивается человечество (несомненно, за исключением пандемии COVID-19). К 2050 году население мира может возрасти на 2 миллиарда, достигнув в общей сложности 9,7 миллиарда. При этом прогнозируется, что около 70% людей будут проживать в городах. Следовательно, мир потребует больше энергии. Но именно чистой энергии – если мы хотим достичь цели Парижского соглашения по климатическим изменениям (удержание повышения глобальной средней температуры в пределах 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем). Это требует коренной трансформации мировой экономики и энергетической системы (энергетический переход), чтобы общество смогло ограничить и прекратить увеличивать общее количество выбросов парниковых газов в атмосферу, достигнув уровня, известного как “нулевой уровень выбросов”. В феврале 2021 года компания Shell запустила программу “Ускоряя Прогресс”, в которой изложена стратегия, призванная ускорить превращение компании в энергетическое предприятие с нулевым уровнем выбросов наравне с обществом сознательно и рентабельно. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)