Впервые в истории война идет за атомные электростанции и впервые в истории мы имеем прецедент ядерного терроризма.
Никто не верил, что соседнее государство, народ которого называл себя братским, в сложный момент посягает на территорию соседа. Весной 2014 г., когда стало ясно, что украинская нация выбрала ев-роинтеграцию, Россия захватила Крым.
Чуть позже, когда многие еще верили, что россияне не вернут оружие против остальных украинцев – это государство напало на Восток Украины и захватило части Донецкой и Луганской областей.
Этой зимой немногие решались поверить, что Россия продолжит восьмилетнюю войну широкомас-штабным наступлением на всю территорию Украины – а они это сделали ранним утром 24 февраля, перейдя границы и обстреляв города.
И даже тогда еще были люди, которые верили: нет, не может одно человеческое существо отдавать приказы, а другое – направлять выстрелы из смертоносного оружия в жилые районы, школы, больни-цы, убивать детей.
По состоянию на 1 марта, по словам уполномоченного Президента Украины по правам ребенка и дет-ской реабилитации Дарьи Герасимчук, от оружия российских захватчиков погибли 28 детей.
Несколько населенных пунктов уже лежат в руинах, а некоторые – подвергаются непрерывным жесто-ким обстрелам в течение нескольких дней.
До сих пор немногие верили в то, что одно государство может не просто посягнуть, но и захватить ядерные объекты другого.
Как Россия угрожает миру ядерной катастрофой
А ведь атомные электростанции (АЭС), несмотря на мощные системы защиты от аварий, являются объектами повышенной опасности даже в мирное время.
Атомные электростанции, а также другие ядерные и радиационные объекты Украины, как хранилища радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, являются объектами мирного использова-ния ядерной энергии.
Такие объекты не рассчитаны на ведение военных действий и не должны подвергаться нападению в соответствии с нормами международного права (статьи 56 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года о защите жертв международных вооруженных конфликтов”).
Кроме того, Генеральная конференция МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) в 2009 году приняла решение, в котором говорится, что “любое вооруженное нападение и угроза ядер-ным объектам, предназначенным для мирных целей, является нарушением принципов Организации Объединенных Наций. , ее Устава, международного права и Устава Агентства.
Однако, несмотря на все международные договоренности, под контролем вооруженных сил России находится Чернобыльская зона отчуждения.
По сообщениям нескольких официальных источников, из-за поднятой тяжелой техникой пыли в зоне вырос радиационный фон.
Любой взрыв, авария, неудачный выстрел, даже неспровоцированные Украиной, приведут к непопра-вимым последствиям для Нового Безопасного Конфайнмента, который строили усилия всего мира, для хранилища отработанного ядерного топлива, действующего на территории ЧАЭС, а также для многочисленных радиационно опасных точек Зоны отчуждения.
В хранилищах отработанного ядерного топлива ХОЯТ-1 и ХОЯТ-2 находится более 22000 отработан-ных тепловыделяющих сборок реактора.
В руках агрессора это значительное количество плутония-239 может превратиться в ядерную бомбу, а гуманитарные и экологические последствия такой катастрофы не будут иметь границ ни для стран НАТО, ни для ЕС.
Можно ли сейчас полагаться на то, что вооруженные силы государства-агрессора не повлекут за со-бой никакой аварии, если уже столько раз они воплощали самые худшие и наименее ожидаемые сце-нарии в Украине?
После длительного сопротивления россияне также захватили Запорожскую АЭС (ЗАЭС), что указыва-ет на последовательность тактики агрессора и намерение взять под контроль наиболее опасные объ-екты Украины.
ЗАЭС имеет 6 энергоблоков общей мощностью 6000 МВт и является самой большой атомной элек-тростанцией в Европе.
Следует напомнить, что во время аварии на Чернобыльской АЭС из строя вышел только один энерго-блок, а в настоящее время под прицелом находятся все 6 реакторов ЗАЭС. Реактор типа ВВЭР-1000, а именно такие установлены на ЗАЭС, уязвим к повреждению как самой активной зоны, так и к повре-ждениям его многочисленных трубопроводов.
До захвата станции работало 3 энергоблока. Однако сейчас в работе находится только энергоблок №4, а другие находятся на плановом ремонте или в режиме охлаждения и перевода в состояние ос-тановки.
Однако, по данным НАЭК “Энергоатом”, каждый из реакторов полностью загружен топливом (пример-но 66 тонн). Также три реакторных бассейна содержат отработанное ядерное топливо и еще 150 кон-тейнеров находятся в сухом хранилище.
Зная это (или даже не зная), кафиры все же устроили стрельбу на подступах к станции. К счастью, пожар на одном из энергоблоков был локализован, а повреждение других объектов на территории АЭС на данный момент не препятствует работе станции.
Можно ли доверять столь безрассудным командующим и исполнителям безопасность всего континен-та, ведь Запорожская АЭС – самая большая в Европе?
Сейчас на прицеле оккупантов уже Южноукраинская АЭС в Николаевской области, которая генериру-ет 10% ежегодной выработки электроэнергии в Украине и обеспечивает потребности в электроснаб-жении всего Юга Украины.
Это три реактора общей мощностью 3000 МВт, которые в неумелых руках могут превратиться в ору-жие.
Захватывая атомные станции, агрессор достигает нескольких целей:
1. Создает надежные прикрытия для своих войск, ведь никто (кроме них самих) в здравом уме не ста-нет вести бой рядом с АЭС.
2. Шантажировать Европу и мир возможностью аварий на столь масштабных объектах с радиацион-ной опасностью.
3. Получает контроль над энергетической системой Украины, ведь 60% генерации электроэнергии – это именно АЭС. Это слабое место украинской энергетики.
4. Получает доступ к загруженному в реакторы ядерному топливу, которое может стать сырьем для ядерного оружия.
5. Получает возможность проведения различных диверсий, в которых можно обвинить украинские Вооруженные Силы, а также создание паники и массового побега населения.
Эта опасность касается не только Украины, но всей Европы. Возможно, в других странах недооцени-вают эту опасность, однако она существует и вполне реальная, ведь Запорожская АЭС уже была об-стреляна и там уже произошел пожар, к ликвидации которого не допускали украинских спасателей.
По сообщению Государственной инспекции ядерного реагирования, в результате обстрелов повреж-дено здание реакторного отделения энергоблока №1, также снаряды попали в район размещения площадки Сухого хранилища отработанного ядерного топлива.
Боевые действия и устрашение персонала создают аварийную ситуацию, а работа в условиях неста-бильности энергопотребления во время войны крайне опасна.
Это уже означает распространение угрозы другим странам, ведь их население находится в непосред-ственной опасности.
По сути, это уже международный ядерный терроризм, ведь люди с оружием, особенно не совсем кон-тролируемые своим командованием, не могут управлять реактором, а повлечь за собой катастрофу – могут.
Если мировое сообщество не будет защищать уже не только Украину, но и граждан своих стран от агрессора, пытающегося шантажировать мир атомными АЭС, то зачем вообще нужна такая междуна-родная безопасность?
НАЭК “Энергоатом” как оператор всех действующих АЭС Украины неоднократно обращался к МАГА-ТЭ с просьбой принять меры для прекращения огня и недопущения приближения оккупационных войск на расстояние ближе 30 км от АЭС, а также призвать НАТО закрыть небо над Украиной.
Однако, к сожалению, пока МАГАТЭ выражает обеспокоенность и предлагает посетить Украину для проведения встречи с представителями российской и украинской стороны. Однако не будет ли это слишком поздно?
Поэтому, на наш взгляд, выходом из ситуации будет просьба к нашим иностранным друзьям и партне-рам обращаться к правительствам своих стран и к международным организациям и блокам с призы-вами:
1) всеми имеющимися средствами и решениями защитить небо над Украиной, чтобы предотвратить обстрелы и бомбардировки опасных объектов;
2) оказывать военную помощь Украине, чтобы вернуть контроль над своей территорией и установить мир и контроль над потенциально опасными объектами;
3) наложить самые жесткие санкции на агрессора, отказаться от любого сотрудничества, покупки лю-бых товаров, услуг и энергоносителей у готовившегося государства, которое уже начало шантажиро-вать мир ядерной опасностью и оружием.
Кроме того, подчеркиваем еще раз: атомная энергетика – не столь дешевая, не столь безопасная и не столь безальтернативная, как это казалось до войны.
А работа сверхмощных энергетических объектов – АЭС, ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, ГАЭС создает уязвимые точ-ки в энергетической и общей безопасности страны, ее общества и окружающей среды.
Их легче вывести из строя, а также они являются лакомым объектом для агрессоров и террористов, как это показало нынешнее наступление России, захват АЭС, уничтожение ТЭЦ и атаки на дамбы на Днепре.
Замена огромных энергогенерирующих объектов оборудованием для “точечного”, местного получения энергии из возобновляемых источников обязательно станет неотложной после войны. А прямо сейчас нужно требовать защитить небо над Украиной и спасти мир от ядерного шантажа! (Эксперты ОО “Эко-дия”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)