По данным “Ъ”, за первую половину марта российские НПЗ сократили объемы переработки на 6% от-носительно февраля и, скорее всего, снижение продолжится. Это связано с проблемами при экспорте российских нефтепродуктов на фоне санкций ЕС и США в ответ на войну России в Украине.
Снижение переработки, вероятно, вызовет и снижение добычи нефти, поскольку экспорт последней также сталкивается с бойкотом со стороны западных компаний и трейдеров. По оценке Argus, добыча нефти (без конденсата) в РФ может снизиться уже в апреле на 16% по сравнению с мартом, до 8,8 млн. баррелей в сутки.
За первые 16 дней марта объем нефтепереработки на российских НПЗ сократился относительно среднего февральского уровня на 6%, до 742,5 тыс. тонн в сутки, подсчитал “Петромаркет” по просьбе “Ъ”.
Основная причина – сложности в организации экспорта нефтепродуктов в направлении Европы и Се-верной Америки, а также начало ремонтов на ряде заводов.
Сезон весенних ремонтов на НПЗ РФ в 2022 г. уже открыли Новошахтинский НПЗ (им владеет “Петон Инвест Технолоджи” Игоря Мнушкина), Саратовский, Туапсинский и Рязанский НПЗ (все три принад-лежат “Роснефти”), суммарно обеспечив 55% общего снижения уровня переработки сырья в стране в первой половине текущего месяца относительно февраля, отмечает Анна Лишневецкая из “Петро-маркета”.
Проблемы со сбытом нефтепродуктов и нефти у российских производителей возникли с конца февра-ля, после начала боевых действий России в Украине и санкций США и ЕС. Так, США и Великобрита-ния ввели эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов, ЕС обсуждает такую возможность (“Ъ” от 22 марта ). Хотя прямых санкций на покупку энергоресурсов в РФ нет, многие покупатели и су-довладельцы посчитали токсичным сырье из России. В череде отказов последним стало заявление TotalEnergies от 22 марта, которая уже прекратила спотовые закупки нефти и теперь собирается за-вершить все контракты по нефти и нефтепродуктам из РФ к концу года.
В результате в первой половине марта отдельные установки первичной переработки нефти были пе-реведены на горячую циркуляцию или находились в технологическом простое на Омском (“Газпром нефть”), Новокуйбышевском (“Роснефть”), Яйском НПЗ (совладельцы Юрий Кушнеров и Александр Говор), Астраханском ГПЗ (“Газпром”), отмечает Анна Лишневецкая. Существенное снижение уровня среднесуточной переработки нефти в марте продемонстрировали также Пермский и Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа, Московский НПЗ “Газпром нефти”, “Газпром нефтехим Салават” “Русгаздобычи”, ТА-ИФ СИБУРа, Ильский НПЗ Юрия Шамары (по данным “Картотеки”).
В марте среднесуточный объем нефтепереработки в России может упасть сильнее.
По прогнозам “Петромаркета”, он составит порядка 735 тыс. тонн в сутки, что на 7% ниже уровня фев-раля 2022 года и на 5,5% ниже уровня марта 2021-го. О неизбежности снижения российской нефтедо-бычи из-за отказов трейдеров закупать сырье и нефтепродукты из РФ 22 марта заявил глава трейдера Gunvor Торбьорн Торнквист. Gunvor в 2000 г. основали господин Торнквист и совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко (вышел из капитала трейдера в 2014 г.). Долгие годы Gunvor был одним из основ-ных трейдеров российской нефти. По словам господина Торнквиста, бойкот поставок нефти со сторо-ны трейдеров “заставит российских нефтепереработчиков сокращать объемы, мы это уже видим” (ци-тата по Bloomberg). “Это означает, что нужно будет экспортировать больше нефти, что невозможно, и приведет к сокращению добычи в России”, – считает глава Gunvor. При этом на фоне снижения отгру-зок из России дизтопливо в Европе дорожает. В России из-за сокращения возможности экспорта диз-топливо, наоборот, дешевеет: 22 марта, по данным СПбМТСБ, его стоимость снизилась на 2,74%, до 51,2 тыс. руб. за тонну.
В Минэнерго тему снижения добычи и переработки не комментируют.
По данным Argus Consulting, запрет на импорт российской нефти в США, Канаде, Австралии, деклара-ции Великобритании о прекращении таких поставок до конца года, а также решение некоторых компа-ний отказаться от таких закупок приведут к снижению добычи нефти в РФ (без учета газового конден-сата) с апреля до 8,8 млн. б/с против 9,6 млн. б/с в среднем в прошлом году. Производство может уменьшиться на 1,7 млн. б/с “по сравнению с недавними объемами”.
Более низкий рост потребления позволит сбалансировать рынок в условиях потери части российской нефти, считают аналитики Argus. Этому также призвано поспособствовать высвобождение сырья из стратегических резервов, стремление властей США стимулировать внутреннюю добычу и призывы к странам-участницам соглашения ОПЕК+ повысить производство. (Коммерсантъ/Энергетика Украины и мира)