В Казахстане сложилась монопольная структура товарных рынков нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии, транспорта и связи.
Об этом в ходе брифинга на площадке Службы центральных коммуникаций заявил первый замести-тель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов. По его словам, на этих базовых товарных рынках доля основных участников превышает 70%, что свидетельствует о мо-нополизации. Чтобы скорректировать ситуацию, требуется государственное вмешательство.
К примеру, основные участники рынка нефти и нефтепродуктов – две вертикально интегрированные компании. CNPC (СНПС) и КазМунайГаз добывают 80% нефти, поставляемой на внутренний рынок, владеют тремя крупными НПЗ и основными розничными сетями АЗС.
– Конкуренция между ними отсутствует. В рознице обе компании ориентируются на текущие цены на рынке или, по сути, на ими же установленные цены, – сообщил Рустам Ахметов. – Действует негласное регулирование цен на нефть, поставляемую на внутренний рынок. Объемы углеводородного сырья, отбираемого для этих поставок, определяются без применения каких-либо критериев.
На оптовом рынке действуют два основных поставщика нефти – “давальцы” – Petrosun (Петросан) и КазМунайГаз. Из 11 млн. тонн нефтепродуктов ими две трети реализуются напрямую розничным се-тям, треть – вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры. По данным же Казахстанской топливной ассоциации, независимые сети АЗС, не входящие в группу СНПС или “КазМунайГаз”, добирают у посредников недостающие объемы нефтепродуктов: Гелиос – 65%, Газпром Нефть-Казахстан – 80%, мелкие сети – до 90%.
Таким образом, на рынке нефтепродуктов действуют два звена посредников – поставщики нефти (“да-вальцы” – Петросан и КазМунайГаз) и оптовые поставщики, как правило, аффилированные с ними и не имеющие инфраструктуры. Последнее звено является лишним.
Как проинформировал Рустам Ахметов, маржинальность поставщиков нефти достигает 30%, а аффи-лированных посредников – 10-15%.
На НПЗ в свою очередь сформировалась практика дробления единого технологического цикла пере-работки нефти. На АНПЗ создан парк хранения газа, на Павлодарском НПЗ – инфраструктура по обо-гащению нефтепродуктов и ее транспортировки. Их услуги, выведенные из общего технологического цикла, повышают стоимость нефтепродуктов.
– На розничном рынке двум основным сетям – Petro Retail (бывшая КазМунайГаз), Sinooil – принадле-жит основная доля на рынке. Sinooil приобретает объемы напрямую у своей аффилированной компа-нии Petrosun, Petro Retail – у бывшего собственника данной сети – КазМунайГаза. Остальные сети и мелкие АЗС не менее трети объема приобретают у посредников, – рассказал о некоторых хитроспле-тениях поставок Рустам Ахметов.
Обеспечить прозрачность
В связи с этим Агентство по защите и развитию конкуренции предлагает для поддержки конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов ввести государственное регулирование нефтяных цен и объемов поставок. Это обеспечит ценовую стабильность на первых этапах снижения концентрации и прозрач-ность ценообразования, полагают в АЗРК.
Как рассказал Рустам Ахметов, на первом этапе предлагается продавать нефть через биржу в объеме 5-10% от добываемой независимыми компаниями с увеличением биржевых торгов нефтепродуктами до 30%.
– Это необходимо для развития небольших вертикально интегрированных компаний и независимых поставщиков. Две основные группы – СНПС и КазМунайГаз – должны работать в условиях конкуренции на рынке, – пояснил спикер.
В агентстве также считают необходимым исключить из действующей структуры рынка оптовых по-ставщиков нефтепродуктов как излишнее посредническое звено.
– Это не будет касаться нефтебаз в пределах объемов хранения нефтепродуктов. Таким образом, в условиях концентрации рынков необходимо законодательно запретить деятельность лишнего посред-ника. Если мы оставляем другое посредническое звено – поставщика нефти (“давальца”), то предла-гается ограничить участие в нем непосредственно недропользователей. Тем самым мы убираем с рынка лиц, не обладающих инфраструктурой добычи нефти, хранения, переработки и сбыта нефте-продуктов, – пояснил Рустам Ахметов.
Кроме того, предлагается восстановить единый технологический цикл на НПЗ и запретить его дробле-ние. Все эти предложения вынесены на обсуждение комиссии по демонополизации товарных рынков, сообщил представитель АЗРК.
Он рассказал, что формирование квот, цен и поставок газа на внутренний газовый рынок также не прозрачно, а передача технической эксплуатации газопроводов в аутсорсинг привела к увеличению стоимости услуг на 42,7%.
– Национальный оператор ограничивает доступ к своим закупкам и на конкурентный рынок строитель-но-монтажных работ. К примеру, в 2021 г. единым лотом АО “КазТрансГаз Аймак” закуплены работы по газификации регионов страны. Большим единым лотом, включающим все работы “под ключ” в раз-ных регионах страны, закуплены услуги на сумму более 6 млрд. тенге. Победителем определен кон-сорциум. Такие действия по укрупнению лота приводят к ограничению доступа к этим закупкам для МСБ. За последние три года наиболее крупные закупки на сумму 770 миллиардов тенге осуществля-лись лотами свыше 450 миллионов тенге из одного источника либо без конкурса, – привел пример Рустам Ахметов.
В ущерб потребителям
Что касается рынка электроэнергии, то и он остается высококонцентрированным. Доля четырех ос-новных участников – АО “Самрук-Энерго”, “ЦАЭК”, “ERG”, “ККС” – составляет 70%, более того, работа-ют они в формате вертикальной интеграции.
Начатая в 90-е годы либерализация рынка не завершена.
– Ограничивая доступ к ресурсам станций и услугам по передаче электрической энергии, данные груп-пы полностью закрыли региональные розничные рынки. Между собой они не конкурируют. Более того, приобретают в ущерб потребителям более дорогую энергию у своих станций. 99% рынка работает по прямым договорам, без биржевых торгов, – пояснил Рустам Ахметов.
В связи с этим Национальным проектом по развитию предпринимательства предусмотрен переход к 2025 году на централизованные торги в объеме до 30%. Это обеспечит появление новых снабжающих организаций и взаимное проникновение вертикально интегрированных компаний на региональные рынки за счет доступа к ресурсам станций.
– Политика сдерживания тарифов привела к увеличению их дифференциации. Основную социальную нагрузку регулятор переложил на малый и средний бизнес, так как крупный работает напрямую. Большие затраты несет и бюджет через тарифы для бюджетных организаций. Отмена дифференциа-ции тарифов является не только обязательным условием для конкуренции между снабжающими ком-паниями, но и повышения уровня поддержки социально уязвимых категорий населения, ее адресно-сти, – пояснил Рустам Ахметов.
По его словам, необходимы меры по демонополизации рынка электроэнергии: увеличение объемов централизованных торгов с поэтапным снижением объемов регулируемого рынка, отмена дифферен-циации тарифов с увеличением размеров адресной социальной помощи за счет снижения нагрузки на бюджет.
– Важно создать механизм смены поставщиков электроэнергии с развитием сетевых платформ, обес-печивающих возможность сравнения цен и заключение договоров. Раздельная реализация государст-венной доли в генерации, составляющей сейчас 48%, позволит привлечь инвестиции и повысить кон-куренцию между сбытовыми компаниями за источники энергии, – добавил Рустам Ахметов. – Требует-ся также создать сервисную модель доступа к услугам передачи электроэнергии. (kazpravda.kz/Энергетика Украины и мира)