За 2022 г. Россия получит более $200 млрд. выручки от экспорта нефти и газа, из которых около половины поступит в бюджет.
Постепенно российские нефть и газ становятся “токсичными” – их потребление падает, рекордные цены, которые держались в течение месяца – снижаются.
Большие страны начали внедрять эмбарго на нефть и газ уже в этом году, однако это не простая задача.
Тема санкций крайне актуальна в последние недели, уже введено пять пакетов санкции в отношении России от стран мира, которые совокупно беспрецедентны за всю историю современного мира.
Уже заморожены активы Центробанка России, отключены SWIFT абсолютному большинству российских банков, наложены ограничения на импорт и экспорт, прекращены авиасообщения, запрещены пользоваться морскими портами большинства стран мира и т.д.
Все это уже работает и наносит значительный ущерб экономике России, разрушая логистические цепочки, ограничивая доступ к дешевым ресурсам, вызывая массовый отток инвестиций и международных компаний с рынков России, вызывая безработицу.
Как минимизировать денежные способности агрессора продолжать войну?
Главное, что уже планируется по странам мира, но еще не реализовано – это отказ от закупки российской нефти и газа.
Нефть
Избавиться от российской нефти невозможно быстро, в 2021 году Россия имела долю на мировом рынке нефти в 12%.
Чтобы ввести нефтяное эмбарго быстро, необходимо согласие крупнейших экспортеров (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран (под санкциями) и т.п.) увеличить добычу совокупно на 10 млн. баррелей в день.
В настоящее время есть согласие отдельных стран, продолжаются переговоры с Венесуэлой, но полного согласия всех еще не имеет.
Однако есть несколько переходных вариантов, которые позволили бы минимизировать доходы страны агрессора и не навредить странам мира, не спровоцировать значительный рост цены на нефть.
По мнению экспертов, единственная мировая пошлина или “санкция по цене” – были бы оптимальным переходным вариантом, который бы поддержали даже Индия и Китай.
Это модель, при которой устанавливается единая цена в мире на нефть Urals, например 25 долл./баррель, страны мира покупают исключительно по такой цене.
Далее внутри страны объемы продаются на торгах и разница попадает в государственный фонд, расходующий этот ресурс на смягчение последствий войны и остановку ее.
Согласно статистическим данным Центробанка РФ , объемы продаж нефти в 2021 году составили 231,6 млн. тонн в год.
Средняя цена составила 64 доллара за баррель. Поэтому всего РФ получила от продажи нефти за 2021 год – 111 млрд. долларов США.
Моделируя последствия варианта 1 – попытка реализовать отказ от нефти РФ и заменить ее нефтью других стран – реалистичным представляется сокращение по итогам года 30-40% объемов экспорта нефти РФ, которая будет реализовываться по текущей цене в 75-80 долл./барр.
Поэтому при текущем уровне санкций и неблагоприятных условий для торговли нефтью России (заблокировано большинство потров, частные компании выходят с рынка России и т.д.) – за 2022 г. Россия получит 80-100 млрд. долларов выручки.
Моделируя последствия альтернативных вариантов (единственная мировая пошлина или “санкция по цене”) – реалистичным усматривается сокращение по итогам года объемов экспорта нефти России на 10-20%, которая будет реализовываться по единой мировой цене ценой в 25-30 долл./барр.
В таком случае Россия получит 35-45 млрд. долл. в год, что, по сути, является себестоимостью добычи и это приведет к катастрофическим недопоступлениям в государственный бюджет.
Природный газ
Согласно статистическим данным Центробанка РФ, объемы продаж газа в 2021 году составили 204,4 млрд. м. куб. Средняя цена за год была 281,8 долл. за 1000 м куб. Всего РФ получила от продажи газа в 2021 году – 55,5 млрд. долларов США.
На 2022 год Европейский союз уже принял план по уменьшению на 2/3 закупок газа России до конца 2022 года. С начала апреля Латвия, Литва и Эстония отказались от газа России. Так что в этом году объемы экспорта российского газа будут уже ниже, чем в 2021 году.
Несмотря на намерения отказа ЕС от российского газа – цена газа на газовом хабе TTF продолжает снижаться и уже достигла уровня цен октября 2021 г.
Это происходит благодаря эффективным действиям стран ЕС и G7, в частности по поиску новых источников поставок газа для ЕС и подписанию предыдущих соглашений с ними, созданию единой Платформы ЕС по закупке энергии, принятию и началу реализации комплекса мер по энергоэффективности, энергосбережению, переходу на возобновляемые источники энергии тому подобное.
При текущем уровне санкций – за 2022 год РФ получит около 122-143 млрд. долларов выручки. Но с 2023 г., потеряв объемы ЕС, экспорт в который составляет 75% всего экспорта газа в РФ – выручка России от экспорта газа упадет до 30-35 млрд. долларов в год.
Альтернативным решением является как и предлагалось по нефти – единственная мировая пошлина или “санкция по цене”, что позволило бы уже в этом году сократить доходы России до 30-40 млрд. долл. в год.
Сейчас страны мира платят за нефть и газ России около 0,57-0,68 млрд. долл. в сутки и объемы ежедневно снижаются. За 2022 г. Россия получит около 222-248 млрд. долларов выручки (не прибыль), из которых в госбюджет РФ поступит около половины.
По свежим данным Банка России , входящие платежи в системе ЦБ в области добычи нефти и газа в марте уже снизились на 47,8%, по отношению к средним уровням за IV квартал 2021 года.
Однако уже в 2023 году, благодаря мерам Евросоюза по газу, отказу демократических стран от нефти РФ и блокированию портов для грузов России во всех демократических странах, или применению альтернативных сценариев, описанных выше – Россия получит лишь 65-85 млрд. долларов в год, что приведет к сокращению поступлений в госбюджет РФ больше чем на треть от общего объема поступлений бюджета.
Что важно сделать, кроме отказа от нефти и газа России?
Срочно консолидировать все возможные юридические механизмы (спецпроцедуру), с помощью которых международные инстанции смогут быстро рассматривать иски от Украины в РФ о возмещении нанесенного ущерба, в течение сжатого срока выносить решение и возмещать Украине средства из арестованных российских активов.
Заблокированные средства ЦБ РФ хранятся на счетах российского Центробанка в США, Евросоюзе и Японии – как в валюте, так и в ценных бумагах, в настоящее время около 300 млрд. долларов.
Необходимо введение полноценного режима вторичных санкций – наказание разного бизнеса и госструктур в третьих странах, не присоединившихся к мировым санкциям – за взаимодействие, в том числе косвенное, с подсанкционными секторами экономики России.
Важно по ускоренной процедуре лишения РФ членства в FATF и внесения России в черный список FATF, как террористического государства. Это существенно усложнит взаимоотношения России с разными странами мира, сделает “токсичными” взаимоотношения с РФ даже для тех стран, которые не присоединились к санкциям.
Запретить экспорт в РФ не только высокотехнологичные, в частности электронные, компоненты, но и оборудование и программное обеспечение для их производства, и сырье, используемое в таком производстве, а также оборудование для добычи полезных ископаемых, а впоследствии – и любого высокотехнологичного оборудования. .
Также запретить экспорт (в том числе из третьих стран) готовых изделий, которые в своем составе содержат следующие компоненты.
Нужна помощь влиятельных страховых объединений, таких как Insurance Europe, American Insurance Association и Society of Lloyd’s.
Их члены должны понимать токсичность сотрудничества с РФ и ведущие мировые компании должны прекратить страховать или перестраховать какие-либо риски российских страховых компаний, риски в интересах любых субъектов-резидентов России или имеющие происхождение с ее территории. Риски от российских страховщиков и на территории России должны быть признаны токсичными.
Необходимо наладить реальные каналы коммуникации подлинной информации о ситуации в Украине для арабских стран, крупнейших экспортеров нефти (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Кувейт, Катар и т.д.).
Они должны понимать, какую угрозу несет РФ для мировой безопасности и должны помочь в ускорении завершения агрессии – увеличив добычу нефти, помощи странам ЕС и G7 ввести нефтяной эмбарго России, “поглотив” часть России, лишив агрессора доходов для продолжения войны.
Нужна помощь мирового сообщества для реализации полного запрета на доступ к морским и речным портам стран мира – любых товаров с происхождением из России и кораблей с командой/экипажем из России.
Необходимо обеспечить финансирование международных ведущих организаций для проектов журналистских расследований относительно того, как международный бизнес уходит от санкций и продолжает работать с Россией через третьи страны. Также предусмотреть вознаграждения компаниям-преследователям.
Реализация нефтяного и газового эмбарго (или альтернативных моделей) вместе с дополнительными мерами позволит уменьшить почти вдвое поступления в государственный бюджет России, увеличить их расходы – что в итоге минимизирует возможности России финансировать продолжение военной кампании в Украине. (Олег Гетман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)