Редакция Bihus.Info, которая провела не одно расследование о Викторе Медведчуке, напомнила ключевые преступления и коррупционные кейсы с участием кума Путина. Об этом журналисты-расследователи рассказали в связи с избранием меры пресечения Медведчуку, схваченному на днях при попытке бегства из страны.
Уголь из ОРДЛО
В ноябре 2014 г. Медведчук склонил власти торговать с террористами и захватчиками, и платить им деньгами украинских налогоплательщиков. Украина находилась на грани энергетического кризиса, поскольку большая часть угольных шахт очутилась на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.
Россия, в свою очередь, хотела увеличить финансирование ОРДЛО руками самих украинцев. Из перехваченных записей бесед стало известно, что Медведчук подбивал своих собеседников в Кремле шантажировать Украину еще большим дефицитом угля.
С того же ноября 2014 года на украинские ТЭС действительно начал поступать уголь с оккупированных территорий. Поставками же оккупированного угля на государственные ТЭС под видом африканского, а также российского угля занимались фирмы, связанные с Медведчуком. В частности, речь идет о как минимум двух компаниях из Гонконга – Arida Global Limited и Cortex Sales Limited.
На опубликованных записях Медведчук сообщает, что Украина готова оплачивать поставку угля наличными. Вероятно, такой способ оплаты за уголь из ОРДЛО продолжался и в начале 2016 г.
24 декабря 2014 Медведчук на пленках отчитывается Кремлю: Киев готов отсылать наличные. Причем возить их будет Служба безопасности Украины.
Именно за подрыв энергетической независимости Украины куму Путина было объявлено подозрение в государственной измене.
Труба Медведчука
В 2015 г., на последнем этапе национализации дизельной трубы Самара – Западное направление, Украина отказалась от стратегического нефтепродуктопровода. В конце концов, его владельцем стала швейцарская компания, по всем признакам принадлежавшая Медведчуку.
Информация об этом также есть в “Пенках Медведчука”, хотя сам олигарх свою причастность к трубе все время отрицал.
25 февраля 2015 г. Медведчук обсуждал трубу с главой российской “Транснефти”. К тому времени украинские суды уже почти передали трубу от “Транснефти” в пользу Фонда госимущества Украины (первая инстанция и апелляция).
В этот день на пленках, имеющихся в Bihus.Info, Медведчук впервые вспоминает, что говорил о трубе с “нашим главным”, у него “есть предложение” и он лично “контролирует” этот вопрос.
В дальнейшем Медведчук в разговоре с тем же главой Транснефти описывает план: труба должна вернуться под контроль россиян, а они продадут ее другой компании. “Представителем” этой компании Медведчук выдвигает “нардепа из своей бригады” Тараса Козака. И эта передача трубы, и “основательный Казак”, судя по пленкам, тоже согласованы. В частности “здесь”, с “руководителем” (звонок происходит из Киева).
При посредничестве еще одного фигуранта пленок Токарева суд отменяет решение о национализации трубы и передает ее российской “Транснефти”. Это решение упразднило уже фактически завершенную национализацию стратегического нефтепродуктопровода.
Как только трубопровод вернулся россиянам, начался процесс переоформления его на людей из окружения Виктора Медведчука. Впоследствии компания International Trading Partners с владельцем, связанным с братом Медведчука, взяла на себя контроль над украинской частью нефтепровода.
Роль в газовых переговорах
В октябре 2014 переговоры по т.н. “зимний газовый пакет” официально велись в Брюсселе между украинским “Нафтогазом”, российским “Газпромом” и министерствами энергетики обеих стран. Хотя официальные переговорщики это отрицали, но записи из прослушки свидетельствуют, что непублично в них был задействован и Медведчук.
В частности, согласно пленкам и в соответствии с информацией о перелетах Медведчука, накануне официальных переговоров он летал в Сочи, где тогда, вероятно, находился президент РФ Владимир Путин, а затем в Москву – к главе “Газпрома” Алексею Миллеру и российскому профильному министру Александру Новаку – обсуждать детали договора.
Прямо посреди переговоров Миллер с Новаком звонили Медведчуку, жаловались, что украинская делегация в Брюсселе, несмотря на предварительные договоренности президентов, выдвигает неожиданные и жесткие требования по внесению изменений в контракт. Россияне пообещали снизить цену на газ, но наша делегация хотела гарантий – вписать пониженную цену прямо в контракт.
Судя по пленкам, россияне через Медведчука просили напомнить Порошенко, что с ним договаривались об обратном, и чтобы президент лично позвонил украинской делегации и настроил ее на нужный россиянам сценарий. В конце концов, украинская делегация радикальным предложением уступила, а уже на следующий день на записях Медведчук с Новаком смеются над тем, что Украина согласилась на гарантии, которые ей по сути ничего не гарантировали.
Месторождения в Крыму
Вместе с захватом Крыма Россия завладела и украинскими природными ресурсами. По заключению специалистов, в Крыму содержится запасы на сумму 2 трлн. грн. Одним из таких месторождений является нефтегазовый участок “Глубокий” – его ресурсы составляют более 38 млрд. грн. В 2015 г. Медведчук и Козак, по данным следствия, передали оккупантам всю материальную и документальную базу месторождения через ООО “Новые проекты” из орбиты влияния этих нардепов.
В 2012 г. это ООО получило разрешение на пользование недрами. В 2014 г., после оккупации, Медведчук благодаря связям с властями России начал, по мнению следствия, подрывную деятельность против Украины, в том числе и в экономической сфере.
“Приблизительно с марта 2015 г. фактически начался процесс передачи данных оккупационным властям. Он привлек Тараса Козака”, – сообщала Генпрокурор Венедиктова.
Козак и Медведчук имели контакты с замглавы правительства России Дмитрием Козаком. ГПУ предало гласности аудио разговоры Медведчука и заместителя главы российского правительства, где они обсуждали перерегистрацию украинского предприятия на территории Крыма. Медведчук заявил, что “готов заново регистрировать” свое предприятие после оккупации, но уже как “российское”. (Лия Ильченко, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)