Главная проблема – в договороспособности США и отношениях Вашингтона с этими государствами, а также в состоянии инфраструктуры и наличии возможностей. Мягко выражаясь, все сложно, и без непопулярных для Байдена политических торгов не обойтись.
Иран, который прочат на главного выгодоприобретателя передел нефтегазового рынка за счет РФ, все еще под санкциями, а переговоры о “ядерной программе” застопорились из-за неготовности администрации Байдена идти на уступки и снимать санкции, опасаясь острой политической реакции в Вашингтоне в преддверии выборов ноябре.
Саудовская Аравия и ОАЭ пока не демонстрируют желания рвать связи с РФ, отказываться от формата ОПЕК+, увеличивать добычу и заливать нефтью европейский рынок. Высокие цены им выгодны, а выполнять свободу США нынешние руководители аравийских монархий не спешат просто так, особенно учитывая, что отношения у них с Байденом натянуты.
В Ливии, которая тоже может поиграть в нефтяные игры вокруг РФ, до сих пор не решен вопрос двоевластия, без которого принятие решений невозможно. 17 апреля южные и восточные ливийские племена, лояльные к восточно-ливийскому правительству Фатхи Башаги (которого поддерживают ОАЭ, Саудия, Египет, Россия и Турция), заблокировали работу нефтяных месторождений и терминалов на побережье. Они требуют отставки проамериканского премьер-министра в Триполи Абдель-Хамида Дбейбы и руководства национальной нефтяной компании, которое его поддерживает. В случае прихода первых к власти в Триполи роль США в нефтяных решениях в Ливии будет уменьшена, а для увеличения добычи необходимы будут огромные капиталовложения.
Венесуэла и Колумбия – две страны, которые претендуют на то, чтобы заменить 3% российской тяжелой нефти, от которой отказались Штаты в марте. Заменить “Роснефть” в Европе они вряд ли смогут. Кроме того, с обеими странами у Байдена сложные взаимоотношения.
С газом все еще сложнее, так как уровень зависимости европейских стран от него гораздо выше, что требует еще больше денег и мощностей.
Поэтому, я думаю, энергетические санкции в Европе, скорее всего, будут оформлены точечно и ситуативно. Страны, которые захотят отказаться от российских энергоносителей и смогут себя это позволить, это сделают. Остальные пообещают сделать это в перспективе нескольких лет, как уже заявил канцлер Австрии. (Илия Куса, эксперт Украинского института будущего, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)