Причем здесь Алжир и чему стоит поучиться “прагматичным” немцам.
Слепая ставка на дружбу с “Газпромом” дорого обходится Германии. Антироссийские санкции ЕС и США из-за атаки на Украину, похоже, окончательно похоронили газопровод “Северный поток – 2”, пуск которого мог превратить ФРГ в крупнейший газовый хаб Европы. А немецкие промышленники, зависимые от российского газа, теперь больше других испытывают давление со стороны западных партнеров и общественных активистов, которые критикуют их за соучастие в финансировании войны РФ в Украине.
Этому не стоит удивляться. Германия – самая зависимая от российских энергоресурсов страна ЕС. Ее политические лидеры многие годы тесно сотрудничали с кремлем и госкорпарациями из РФ. Бывший канцлер Герхард Шредер вошел в новейшую историю Европы не как выдающийся политик, а как главный лоббист газовых интересов Путина на Западе.
Казалось, в похожих обстоятельствах должна была бы оказаться Италия, правительством которой управлял еще один друг путина – эксцентричный Сильвио Берлускони, известный своим мастерством превращать политику в яркое шоу с участием танцовщиц варьете и звезд итальянского футбола. Но на Апеннинском полуострове история развернулась иначе.
Позднее прозрение
После того как миру стало известно о трагедии в Буче, где российские солдаты проявили невероятную жестокость к местным жителям и совершили сотни убийств, Сильвио Берлускони высказал “глубокое разочарование” поведением путина и, по сути, отрекся от 20-летней дружбы с ним. А нынешний премьер-министр Италии Марио Драги приложил усилия, чтобы Алжир вместо России стал крупнейшим поставщиком газа для итальянских потребителей.
Неделю назад Драги посетил Алжир, где подписал соглашение об увеличении поставок газа на 9-10 млрд. куб м уже к концу 2022 года. В общей сложности импорт “голубого топлива” из этой североафриканской страны в нынешнем году составит 30-31 млрд. куб. м, что на 2 млрд. больше, чем из России (данные Bloomberg).
Рим также рассчитывает увеличить закупки газа в Азербайджане, Египте и Катаре. Но именно сотрудничество с Алжиром способно изменить стратегическую роль Италии в ЕС и усилить ее значимость на европейском газовом рынке.
Ход за Апеннинами
Условия для этого связаны не только с географическим расположением страны, но и с умением ее руководства вовремя использовать дипломатические разногласия на континенте в национальных интересах.
Алжир поставляет газ в Европу по трем трубопроводам. По двум из них газ идет в Испанию, а еще один – TransMed – проведен в Италию. Один из испанских трубопроводов проходит через Марокко и в конце прошлого года был перекрыт из-за дипломатического спора между двумя странами.
Все случилось после того, как Испания кардинально изменила 46-летнюю политику в отношении Западной Сахары и впервые поддержала Марокко в территориальном споре с Алжиром (по сути, страны конфликтуют за доступ к крупнейшим месторождениям фосфатов и богатому рыбой побережью Атлантического океана). После этого Алжир, главный покровитель Западной Сахары, отозвал своего посла в Мадриде.
Дипломатический конфликт обострился в то время, когда Испания продолжает обсуждать с алжирской газовой компанией Sonatrach условия нового соглашения.
Газовая коррида
Алжирский поставщик не намерен полностью прекращать поставки газа для испанских потребителей, но заявил о повышении договорных цен. Причем “испанский заказчик” стал единственным партнером Алжира, кому угрожает подорожание.
Условия новых договоренностей между этими странами еще не определены. Но после успешного визита Марио Драги в Алжир стало очевидно, что именно Италия превращается в главный центр поставок алжирского газа в Европу, тогда как мечты испанского правительства получить эту роль остаются мечтами. (Mind.ua/Энергетика Украины и мира)