Государство ограничило цены на горючее, но 25% заправок проигнорировали это. Почему так происходит.

Несмотря на дефицит купить бензин и дизель в Украине можно, но на треть дороже установленной правительством предельной цены. Почему сети АЗС саботируют решение правительства

“Бензин за деньги не продаем, только по талонам”, – говорит менеджер сети АЗС NG в Виннице. Чтобы приобрести талон, нужно оплатить счет минимально на 200 литров по цене 55,5 грн. за литр, добавляет он.

На заправке АЗС Oil-x в Житомире купить бензин можно без талонов, но сама заправка закрыта. Как это? “Заправляют только своих”, – отвечает сотрудник заправки. Чтобы стать “своим”, нужно приехать на эту АЗС и договориться. “Сколько хотите бензина, столько дадут, – говорит сотрудник. – Цена – 55 грн. за литр, но лучше уточнить на месте”.

В Коломне Ивано-Франковской области бензин находится на одной из двух АЗС сети GOG . На этой заправке действуют ограничения – 20 литров на одну машину, цена – 56,5 грн. за литр. Почему так дорого? “По какой цене привезли, по такой и продаем”, – отвечает сотрудник сети GOG.

Эти цены на треть выше установленных правительством. 5 мая Минэкономики обновило отпускные цены для АЗС. С учетом предельных торговых наценок максимальная цена на бензин не должна превышать 37,69 грн./л, дизтопливо не выше 42,63 грн./л.

Сколько всего АЗС вышли за рамки госрегулирования? По оценке аналитика Upeco Александра Сиренко, около 1000 заправок, или 25% всего рынка. Такая ситуация во всех областях страны, добавляет Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы “А-95″.

У руководства государства есть два пути, как поступить в этой ситуации, говорит Куюн. Или изменять госрегулирование, или наводить порядок, – говорит он. – Не могут одни сети продавать горючее по 42 грн. за литр, а другие – по 55 грн. Это разрушает всю идею госрегулирования”.

Большие сети также повысили цены, но остались в рамках предельных цен, по данным Консалтинговой группы “А-95”. Кроме сети Prime, увеличившей цену бензина А-95 сразу на 12 грн., до 58 грн. за литр.

Сети ОККО, WOG, KLO повысили цены на 1,6-2 грн., до 37,69 грн. за литр бензина А-95; 42,63 грн. за литр дизеля. В то же время, например, в приложении сети WOG литр премиального бензина стоит 48 грн., дизеля – 57 грн.

Единственное объяснение таким ценам, говорит Сиренко, стремительный рост цен на оптовом рынке, на котором вслед за розничным рынком образовался ажиотажный спрос. “Еще 4 мая мы зафиксировали оптовые цены выше 50 грн. за литр бензина”, – говорит он. Например: в середине апреля дизель в опте можно было приобрести за 41 грн. за литр, бензин – 34-35 грн. за литр.

За последние две недели, по его словам, спрос на заправки увеличился в пять раз. Многие заправки остались без горючего, и чтобы продолжать работать, готовы переплачивать на оптовом рынке. “Поэтому они плюнули на ограничение и теперь разливают бензин по 55 грн. за литр, дизель – по 59 грн. за литр”, – говорит он. При этом, по его словам, маржа остается у оптовых поставщиков, импортирующих бензин по 38 грн. за литр, а продают по 50 грн.

Что дальше? Сиренко прогнозирует, что цены как в опте, так и по частям снизятся после того, как спадет ажиотаж, а на заправках появится горючее. Это может произойти уже с середины мая благодаря налаживанию ритмических поставок из Европы, прогнозирует Андрей Герус, глава Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

По словам министерства экономики Юлии Свириденко, у операторов рынка на 4 мая хранилось 22500 т бензинов и 41400 т дизельного горючего. Еще 70000 тонн бензина и около 40 000 тонн дизеля, по ее словам, будут выброшены на рынок государством, чтобы снизить дефицит. У операторов также законтрактованы определенные объемы в Европе. По оценке Куюна, речь идет о 200000-250000 т горючего.

Причина дефицита топлива

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн. тонн бензинов, дизеля и автогаза. Снабжение шло преимущественно из России, Белоруссии и морем. В настоящее время эти каналы полностью заблокированы. Кроме того, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые обеспечивали около половины потребления бензина в стране.

В 2021 г. Украина импортировала 6,85 млн. тонн дизельного горючего : 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн. тонн: 78% было поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн. тонн: 40% – из России, 30% – из Казахстана.

Теперь все горючее Украина вынуждена импортировать через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее этот канал поставки не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для горючего с 20% до 7%. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий