Простая в мирное время заправка автомобиля во время войны превратилась в настоящее испытание. Мало того, что на рынке дефицит продуктов, так еще отдельные АЗС решили заработать на этом. Что делают власти и когда закончится кризис?

В Украине топливный кризис. Третью неделю миллионы украинских автомобилистов ежедневно стоят по несколько часов в очередях на АЗС, чтобы приобрести 10-20 литров дефицитного бензина или “дизеля”.

Справиться с кризисом на государственном пока не удается. Несмотря на обещание правительства решить проблему дефицита горючего за неделю, нефтепродуктов на заправочных станциях за десять дней больше не стало.

Хотя стоимость горючего официально регулируется Министерством экономики, очереди на АЗС до сих пор измеряются сотнями метров, а цены на отдельных станциях достигают 60 грн. за литр.

Что сделали власти для преодоления кризиса, когда исчезнут очереди на АЗС и сколько будет стоить топливо?

Почему не исчез дефицит?

Апрельское заявление вице-премьера Юлии Свириденко о преодолении топливного кризиса “за неделю” было слишком оптимистичным.

Во время войны Украина потеряла российский и белорусский ресурсы, страна-агрессор заблокировала морские порты, разрушила Кременчугский НПЗ и около 15 нефтебаз, поэтому Киеву пришлось быстро налаживать поставки из ЕС.

Участники рынка прогнозировали, что ситуация стабилизируется через месяц. Пессимисты говорили, что кризис продлится три месяца.

Что изменилось за последнюю неделю?

По словам Свириденко, общение с операторами рынка происходит каждый день, и ситуация понемногу стабилизируется.

Участники рынка подтверждают прогресс. “Огромное количество проблем решено. За неделю сделано столько, сколько не было сделано за весь период”, – говорит директор группы компаний Prime Дмитрий Леушкин.

Какие решения были приняты?

Во-первых, отменены разрешения на выезд бензовозов за границу.

“Теперь бензовозы могут выезжать, не тратя время на оформление разрешений на выполнение коммерческих перевозок грузов по территориям других государств”, – сообщил замминистра инфраструктуры Мустафа Найем.

Во-вторых, для уменьшения очередей на границе и ускорения поставок горючего правительство уменьшило количество пунктов пропуска на “евроблях” с семи до трех.

Кроме того, Свириденко заявила о решении, которое позволит существенно увеличить поставки горючего в Украину через Польшу. Речь идет о более чем 200 тыс. тонн нефтепродуктов ежемесячно вместо нынешних 60 тыс. тонн.

Минэкономики также повысило предельную надбавку и цены на бензин и дизельное топливо, чего потребовали трейдеры. Станциям разрешили продавать обычный бензин не дороже 37,69 грн./литр, обычный дизель – 42,63 грн./литр.

Почему цены на АЗС намного выше?

Пользуясь ажиотажем, отдельные АЗС решили не считаться с государственным регулированием цен и продают горючее по спекулятивным ценам. Есть несколько категорий таких заправщиков, говорит директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Первая – несистемные АЗС. Это небольшие сети, открыто торгующие горючим по завышенным ценам – 53-60 грн. за литр.

Вторая – станции, маскирующие торговлю по ценам, значительно превышающие регулируемые государством. Они либо держат “нули” на стелах, продавая горючее в группе, где цена не регулируется, либо реализуют нефтепродукты скрыто.

“В таких сетях на кассе вам предложат купить горючее через приложение или прямо на месте за наличные деньги по 50-60 грн. за литр”, – говорит Куюн.

Будет ли горючее в мае?

По словам Свириденко, на май участники рынка законтрактовали покупку 72 тыс. тонн бензина и 252 тыс. тонн дизельного топлива.

“При нормальном потреблении в мае нам необходимо 96 тысяч тонн бензина и 256 тысяч тонн “дизеля”. То есть необходимый ресурс в Европе (в ЕС – ЭП ) законтрактован. Есть логистические вопросы, которые мы решаем в ежедневном режиме”, – заявила вице-премьер .

Она отмечает, что в результате дефицита среди населения наблюдаются паника и ажиотажный спрос, из-за чего потребление бензина выросло на 12%, а дизтоплива – на 27%.

Когда исчезнут очереди?

Прогресс в вопросе наполнения рынка ресурсом есть, но очереди быстро не исчезнут, в том числе из-за психологического фактора.

В отличие от участников рынка, представители власти более оптимистичны по срокам преодоления кризиса.

Глава парламентского комитета по ТЭК Андрей Герус заявил, что ситуация с дефицитом улучшится в середине мая. Эксперты и участники рынка прогнозируют, что перебои со снабжением нефтепродуктами могут продолжаться до конца июня.

Что будет с ценами?

Представители власти заявляют , что от государственного регулирования цен на горючее отказываться не будут. По расчетам Куюна, нынешняя формула позволяет работать с нормативной прибылью.

Однако важно навести порядок и заставить всех участников рынка продавать горючее по “государственным” ценам.

“Если остановить нарушения, то оптом покупали бы меньше, и нефтепродукты шли бы на АЗС и продавались населению по регулируемым ценам. Тогда не было бы такого давления на тех, кто соблюдает правила, и не было бы таких очередей.

Почему никто не контролирует соблюдение предельных цен? В чем смысл госрегулирования, если его никто не придерживается и никто никого не наказывает за нарушение? – возмущается Куюн. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий