Отказ западных стран от российской нефти может привести к ее удорожанию на мировом рынке. К счастью, это поправимо.
Эмбарго ЕС на российскую нефть уже на финальной стадии обсуждения. Похоже, все 27 стран блока вскоре договорятся о постепенном отказе от нее.
Однако такой подход имеет и серьезные негативные последствия: намерения постепенно сократить экспорт российского топлива в ЕС повышают неуверенность в будущих поставках и толкают цены на нефть.
Этим объясняется рост цены на нефть Brent почти на 10% только за последние десять дней. То есть при неизменных объемах торговли объявленный Евросоюзом план может повысить доходы Путина от экспорта нефти в решающий момент войны.
К счастью, это поправимо. Евросоюз может сформировать коалицию с другими странами, которые согласятся уже сейчас платить российским экспортерам не больше установленной суммы за баррель.
В начале 2020 г., когда средняя цена на нефть упала до 20 долл. за барр, Россия радостно поставляла столько же, как сейчас, когда цена превышает 110 долл. за барр.
Это потому, что стоимость производства и доставки российской нефти низкая – не более 10 долл. за бар на “зрелых” месторождениях. Любая более высокая цена генерирует чистую прибыль, подавляющая часть которой финансирует путинскую военную машину.
Предположим, когда начнется переход к нулевому импорту из России, коалиция устанавливает максимальную цену российской нефти 10 долл. за барр. Что произойдет тогда? Россияне будут искать других покупателей.
В 2021 г. Евросоюз, другие страны Европы, США, Япония и Южная Корея покупали около двух третей российских нефтепродуктов – 5 млн. барр в день. Так совпало, что Индия потребляет около 5 млн. барр нефти в день.
К примеру, Индия отказывается присоединяться к коалиции и вместо этого изъявляет желание заменить Евросоюз как российского покупателя номер один. Какую цену Индия или другая страна вне коалиции, например Китай, захочет платить?
Покупка российской нефти очень стигматизирована, поскольку это финансирование ужасающих военных преступлений, а также угроза дополнительных санкций по мере выявления новых жестоких поступков России. Индия должна договориться о цене ниже мировой и выше, чем максимальная цена, установленная коалицией.
Скажем, она согласится заплатить половину разницы – 50 долларов. Тогда у России возникает другая проблема: как доставить нефть и нефтепродукты в Индию.
Нефтегона между этими странами нет, следовательно, нужно использовать танкеры. Однако ЕС и его союзники контролируют крупнейший флот танкеров в мире, равно как страховые и другие финансовые услуги, необходимые для перемещения нефти.
Для России строительство инфраструктуры морского транспорта – очень дорогое и длительное занятие. Сделать это быстро, чтобы начать перемещать 5 млн. барр в день следующего месяца или на следующей неделе, невозможно.
Следовательно, ЕС может использовать свое рыночное влияние, чтобы ввести высокую оплату за перевозку нефти в Азию с использованием его инфраструктуры. Европейские суда смогут перевозить нефть, но должны установить такую цену, чтобы чистый доход, который получит Россия, не превышал 10 долл. за барр.
По такому сценарию Индия купит 5 млн. барр нефти в России, а Европа купит 5 млн. барр у поставщиков, ранее продававших свою нефть Индии.
Индия заплатит 50 долл. за бар, Европа заплатит мировую цену, а Россия получит 10 долл. за барр. Это значительно снизит количество нефтедолларов, которые Путин сможет использовать для финансирования своей военной машины.
Получая 10 долл. за бар от стран коалиции ЕС+ и внекоалиционных стран, Россия может отказаться экспортировать нефть, но ее нефтехранилища уже заполнены, поэтому любое сокращение экспорта будет означать закрытие скважин.
На более старых месторождениях это приведет к немедленному сокращению добычи, особенно учитывая, что Россия отрезана от передовых технологий бурения.
С экономической точки зрения наиболее вероятно, что экспорт российской нефти будет продолжаться на нынешнем уровне. Следовательно, мировая цена, определяемая равновесием глобального спроса и предложения, значительно не изменится.
Впрочем, поскольку предложение российской нефти скорее всего определяется не только экономикой, но и политикой, Путин может прекратить экспорт. Однако с учетом ограничения цены, введенного ЕС+, его доходы от экспорта нефти сократятся независимо от того, продолжит ли Россия экспорт нефти или нет.
Что будет, если цена на нефть повысится из-за сокращения Россией экспорта? Тогда коалиция будет платить 10 долл. за бар российской нефти, а цена за ее перевозку компаниями ЕС вырастет. Следовательно, Россия все равно будет получать не более 10 долл. за барр, продавая нефть странам, не входящим в коалицию.
Схема с ценовым потолком может быть внедрена параллельно с постепенным введением полноценного эмбарго со стороны ЕС. Если коалиция будет включать страны – не члены ЕС, это гарантирует, что Путин будет получать меньше средств за нефть даже после введения Евросоюзом полного эмбарго. (Саймон Джонсон, профессор MIT Sloan, бывший главный экономист МВФ; Лукаш Рачел, исследователь Принстонского университета. Статья была опубликована в LA Times, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)