Кому и какими маршрутами Россия поставляет газ, когда ЕС слезет с “энергетической иглы” Кремля, и почему Украина не останавливает транзит через отечественную ГТС?
Четвертый месяц россияне ведут войну против украинцев, и четвертый месяц страна-агрессор продолжает зарабатывать сумасшедшие деньги от продажи энергоносителей.
В начале апреля Евросоюз запретил импорт российского угля с августа. В очередной – шестой – пакет санкций включили частичное эмбарго на нефть.
О запрете импорта российского газа вообще речь не идет. В ЕС не будут обсуждать газовое эмбарго в рамках следующего пакета санкций против России, это исключено. Между тем, аналитики Citigroup подсчитали, что в 2022 г. доходы РФ от продажи голубого топлива достигнут рекордных 100 млрд. дол. Это вдвое больше, чем в 2021 г.
Парадоксально, но кроме этого, с начала войны Украина, призывая мир запретить импорт российских энергоносителей, сама не прекращает их транзит по своей территории.
Кому и какими маршрутами Россия поставляет газ, когда ЕС слезет с “энергетической иглы” Кремля и почему Украина не останавливает поставки топлива через отечественную ГТС?
Как Россия поставляет газ в ЕС
До войны “Газпром” ежегодно поставлял в Евросоюз 150-155 млрд. куб. м голубого топлива. Это около 40% всего газового импорта ЕС. Транспортировать газ европейским потребителям Россия может через пять газопроводов.
Первый – газотранспортная система Украины мощностью 142,5 млрд. куб. м в год. Этот путь может полностью удовлетворить все потребности Евросоюза в газе. Впрочем, сейчас он используется менее чем на треть.
Согласно пятилетнему транзитному контракту от 2019 г., через Украину ежегодно должны проходить 40 млрд. куб м газа по принципу “качай или платы”. То есть, даже если россияне не будут поставлять топливо через Украину, им все равно придется платить Киеву сумму из расчета транзита 40 млрд. куб. м.
По словам главы “Нафтогаза” Юрия Витренко, “Газпром” не выполняет контрактные обязательства и платит меньше. НАК уже начал передарбитражную процедуру.
“Готовим с юристами обращение в “Газпром”. Есть определенное время, в течение которого мы должны попытаться решить вопрос в арбитраж. Если не решим – новый арбитраж”, – заявил Витренко.
Второй маршрут – обе нити “Северного потока”. Каждая может транспортировать 55 млрд. куб. м газа в год, они работают почти на полную мощность. Оператор ГТС и “Нафтогаз” призвали Германию существенно ограничить использование “Северного потока-1”, а часть объемов из него переправить на украинскую ГТС.
Третий газопровод – Ямал-Европа мощностью 38 млрд. куб. м в год. Им газ поставлялся через Россию, Белоруссию и Польшу в Германию. В начале мая Кремль заблокировал трубу, чтобы наказать Польшу за поддержку Украины.
Четвертый маршрут – “Турецкий поток”. Он может транспортировать 15,75 млрд. куб. м газа в год. Как и “Северный поток-1”, он работает на полную мощность.
Пятый – “Голубой поток”. Прокачка топлива через этот газопровод в Турцию была возобновлена три дня назад.
Его пропускная мощность – до 47,35 млн. кубов в сутки. В прошлом году через “Голубой поток” было прокачано 15,98 млрд. кубов.
Почему Украина не прекращает транзит
После начала войны страны ЕС стали говорить о необходимости введения эмбарго на все энергоносители из России. Однако если отказ от импорта нефти мир себе позволит, то с газом так не получится – на это понадобятся несколько лет.
Понимая это, Кремль выдвинул странам ЕС требование оплачивать газ рублями, а тем, кто не согласился на это, остановил поставки. В частности, на уступки Путину не пошли польские PGNiG, болгарские Bulgargaz и финские Gasum.
В то же время, платят за газ в евро и получают топливо из РФ венгерская MVM, немецкие VNG, RWE и Uniper, французская Engie, итальянская Eni, австрийская OMV, чешская CEZ, словацкая SPP и словенская Geoplin.
Понимая, что страны Евросоюза будут все равно покупать российский газ, Украина настаивает, чтобы ее ГТС использовалась максимально. Этому несколько причин.
Во-первых, Украина стремится показать ЕС, что она является надежным транзитером и ответственно выполняет свои обязательства перед западными партнерами.
“Мы предоставляем услугу по транзиту, а потребители или контрагенты – это европейские компании. Остановка транзита будет означать невыполнение взятых обязательств перед европейскими компаниями”, – объясняет министр энергетики Герман Галущенко.
Пока ЕС не откажется от газа из России, он должен идти через украинскую ГТС.
Во-вторых, есть аспект безопасности. Транзит гарантирует, что враг не будет уничтожать ГТС, используемую и для поставки газа внутренним потребителям. Яркий пример – разгром Кременчугского НПЗ и почти 30 нефтебаз повлек за собой топливный кризис с рекордным ростом цен и очередями на АЗС.
В-третьих, поставка газа позволяет Украине получать валютную выручку и сохранять рабочие места тысяч работников отрасли.
В первые недели войны украинские власти искали механизмы, чтобы деньги за проданное странам Евросоюза топливо не доходили до россиян, а были заморожены.
Предлагалось ввести отдельные эскроу-счета, на которые бы зачислялись средства, а впоследствии их использовали бы для выплаты компенсаций Украине. Впрочем, по словам заместителя министра энергетики Ланы Зеркаль, это предложение не нашло большой поддержки на Западе и “немножко повисло в воздухе”.
Как слезть с “газовой иглы” Кремля
Украинские и международные специалисты отмечают, что вскоре отказаться от российских энергоносителей Евросоюз не сможет. На это уйдут годы.
По словам эксперта по энергетическим вопросам Михаила Крутихина, ЕС планировал снизить зависимость от поставок топлива из России с 2006 г. Для этого было принято немало резолюций, но эти намерения не были воплощены в газовый кризис зимнего сезона 2021-2022 годов и вторжение РФ в Украину.
“Дискуссии вокруг решимости ЕС ограничить импорт и в итоге отказаться от российского газа сосредоточены на способности стран обеспечивать альтернативные объемы и расширять газовую инфраструктуру”, – объясняет аналитик международной организации в сфере энергетики ICIS Аура Сабадус.
По ее словам, с начала 2022 г. основным источником поставок голубого топлива в Евросоюз был сжиженный газ (СПГ) из США. Дальше шел норвежский трубопроводный газ. Российский импорт – только на третьем месте.
“В зависимости от сжиженного газа, вероятно, будет расти. В краткосрочной перспективе обещание дополнительной поставки 15 миллиардов кубометров в год СПГ из США в дополнение к 22 миллиардам кубометров, отгруженных в 2021 г., лишь частично поможет заменить 150-155 миллиардов кубометров газа из России.
Также можно рассматривать поставки голубого топлива из Норвегии, Алжира, Египта и Катара. Многое будет зависеть и от уровня спроса в Азии, в частности, в Китае, который “выпал” из-за текущих ограничений, связанных с постковидом”, – говорит Сабадус.
По мнению Крутихина, несвоевременная реакция на планы России превратить газ в оружие препятствует газовому эмбарго: несколько государств Европейского Союза физически не могут отказаться от российского газа. Однако, говорит эксперт, к 2025 г. ЕС способен достичь газовой независимости от РФ.
“За три года ЕС и Британия могут заменить треть российского газа на СПГ. Возобновляемая энергия поможет заменить еще 20%, энергоэффективность прибавит 8-10%, тепловые насосы и электрическое отопление – еще 15%. Остальные заменят энергосберегающие реформы в зависимости от газа отраслей” – отметил Крутихин.
В то же время гендиректор Оператора ГТС Сергей Макогон убежден, что ЕС может избавиться от зависимости от российских энергоносителей годом ранее.
“Заработал интерконнектор GIPL между Польшей и Литвой, который присоединил страны Балтии к европейскому газовому рынку. Литва отказалась от импорта российского газа, ее потребности удовлетворяет СПГ-терминал в Клайпеде”.
Италия, получающая около 40% газа из России, стремится диверсифицировать поставки. Она хочет увеличить импорт из Алжира. Болгария договорилась о поставках сжиженного газа из США с июня”, – рассказал Макогон.
Эксперт по вопросам газа секретариата Энергетического сообщества Каролина Чегирь говорит, что Еврокомиссия приняла план отказа от российских энергоносителей стоимостью 300 млрд. евро, который должен ускорить “зеленый” переход.
“Как и когда будет найдена альтернатива, точно ответить затруднительно. Хотя направление однозначное: зависимость от газа из России будет преодолена этим летом, до конца 2022 г. или в ближайшие годы. Все зависит от ситуации в странах ЕС, но возвращение к формату довоенных связей точно не будет”, – уверена Чегир. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)